Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Работа классного руководителя с родителями учащихся



Глав­ное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домаш­него учения и направлять воспитательную деятельность семьи. Со­держание и основные формы работы школы с семьей раскрыты в специальной главе на эту тему. Поэтому здесь мы ограничимся осве­щением лишь некоторых вопросов деятельности классных руково­дителей по поддержанию связей с родителями учащихся.

Большое место в работе классного руководителя с семьей зани­мает систематическое информирование родителей об успеваемос­ти, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводятся родительские собра­ния, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда требуется срочное вмешательство семьи в решение той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает родите­лей на дому или приглашает их в школу, и они совместно договари­ваются о том, какие меры нужно принимать для улучшения учебы или поведения учащихся. Например, ученик перестал дома гото­вить уроки, вошел в контакт с нездоровой компанией. В этом случае классный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а также за поведением вне школы. В иных случа­ях обнаруживается, что школьник проявляет повышенную нервоз­ность и нередко приходит в школу с плохим настроением. Классному руководителю нужно посетить такого ученика дома, ознакомиться с условиями его жизни и работы в семье и договориться с родителя­ми о необходимости создания для него более спокойной обстанов­ки, а может быть, и соответствующего лечения.

Обязанность классных руководителей – осуществлять педагоги­ческое просвещение родителей, в особенности с учетом специфи­ческого подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, не­обходимо ознакомить родителей с возрастными особенностями воспитания и развития тех учащихся, с которыми работает класс-' ный руководитель, и дать практические советы о том, какое отраже­ние должны находить эти особенности в процессе семейного воспи­тания. Беседы, лекции и доклады для родителей обычно охватыва­ют такие вопросы: особенности семейного воспитания младших школьников (подростков или старших школьников); взаимоотноше­ния родителей и детей и их влияние на семейное воспитание; как помогать детям учиться; санитарно-гигиенический режим школьни­ка в семье; акселерация и ее влияние на воспитание учащихся; орга­низация досуга детей в семье и т.д. Классный руководитель заботится о привлечении родителей к участию в работе школьного лектория, к посещению занятий в народном университете педагогических зна­ний, пропагандирует педагогическую литературу по семейному вос­питанию.

Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициативе родители нередко берут шефство над «трудными» школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители – специалисты различных областей знаний и профессий – проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производст­венные темы, принимают участие в организации экскурсий, литера­турно-художественных вечеров и т.д. Некоторые родители ведут кружковые занятия по ручному труду, авиамоделированию, техни­ческому творчеству.

7. Планирование классным руководителем воспитательной ра­боты

Ведение документации класса. Сложность и многогран­ность воспитательной работы классного руководителя обусловлива­ют необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирова­ния. Это, однако, понимают не все классные руководители. В этой связи затронем вопросы о том, как эта проблема ставится в педаго­гической науке.

Л.Н. Толстой писал, что люди отличаются один от другого тем, что одни из них сначала делают, а потом думают, другие же – снача­ла думают, а потом делают. Деятельность человека в отличие от по­ведения животного характеризуется предварительной обдуманнос­тью, это значит, она заранее прогнозируется в его сознании.

Известный физиолог П.К. Анохин, как уже отмечалось выше, обосновал идею об опережающем отражении человеком тех дейст­вий и поступков, которые он собирается совершить. Иначе говоря, прежде чем осуществлять ту или иную работ)' или совершать то или иное действие, человек заранее прогнозирует их в своем сознании, проектирует их и создает более или менее детальную «программу» поведения. Эта «программа» не только определяет его деятель­ность, но и выполняет роль «акцептора действия», который позво­ляет контролировать эту деятельность, сравнивая ее с намеченной «программой», и вносить в нее необходимые коррективы.

Однако заранее продуманная «программа» не только делает наше поведение осмысленным. Если она составлена и зафиксирова­на в сознании человека, она побуждает его выполнять намеченные действия и поступки, придавая им волевой характер.

Чем сложнее деятельность человека и чем больший отрезок вре­мени она охватывает, тем более важное значение имеет ее предва­рительное обдумывание, программирование или, иначе говоря, планирование. Именно к таким видам деятельности относится дея­тельность педагогическая и, в частности, воспитательная работа классного руководителя. Она всегда рассчитывается на более или менее длительное время, связана с одновременным решением мно­жества проблем и задач, и если ее детально не прогнозировать и старательно не планировать, успеха не добиться. Работать без плана – значит, как правило, идти вслед за событиями. Работать по заранее продуманному плану – значит, направлять события, созда­вать воспитательные ситуации и придавать педагогической работе целенаправленность и действенность.

При планировании воспитательной работы классный руководи­тель должен исходить из следующих положений:

а) в плане нужно предусматривать разнообразные мероприятия и виды работы, которые способствовали бы всестороннему разви­тию учащихся;

б) поскольку воспитание осуществляется только в деятельности, план должен предусматривать включение школьников в познаватель­ную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую и спортив­но-оздоровительную деятельность;

в) система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического кол­лектива;

г) в общей системе внеклассной работы по всестороннему разви­тию учащихся нужно обязательно выделять ту или иную ведущую для данного времени воспитательную задачу и намечать мероприятия по ее решению;

д) нужно, чтобы план содержал мероприятия, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей.

Каким же должен быть порядок планирования классным руково­дителем воспитательной работы?

Первый этап. Приступая к составлению плана, необходимо преж­де всего определить уровень воспитанности класса, его положитель­ные стороны и недостатки. Важно изучить сдвиги в жизни и работе класса, уровень развития коллектива. Например, достигнуты сдвиги в сплочении класса, в проведении увлекательных внеклассных ме­роприятий. Значит, опираясь на эти положительные стороны, нужно позаботиться об организации более содержательной практи­ческой деятельности и придании ей характера интересных перспек­тив, реализуя таким образом «закон движения» коллектива.

Повысилась общественная активность учащихся – необходимо расширять общественные мероприятия, углублять их содержатель­ность. Класс проявляет заинтересованность в спортивной работе – нужно сделать так, чтобы он выступал инициатором проведения спортивно-массовых соревнований, физкультурных вечеров, праздников и т.д. Короче говоря, все, что есть в классе положительного и интересного, нужно обязательно расширять, укреплять и развивать. Воспитание на положительном всегда приносит плодотворные ре­зультаты.

Одновременно с этим нужно обращать внимание и на недочеты, которые имеют место в классе: снижение дисциплины, ослабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение меж­личностных отношений, разобщенность коллектива на отдельные группировки и т.д. Каждый из этих недочетов может стать предме­том ведущей воспитательной задачи, решение которой также необ­ходимо спланировать.

Определив особенности класса, его положительные стороны и недостатки, нужно написать вступительную часть плана.

Второй этап планирования – разработка внеклассных мероприя­тий по всестороннему воспитанию и развитию учащихся. Попробу­ем представить себе их, например, в отношении к VI классу:

а) беседа «Соблюдение режима дня – черта культурного человека»;

б) беседа «Приемы активного воспроизведения изучаемого мате­риала при подготовке домашних заданий»;

в) классное собрание «Об участии школьников в работе предмет­ных кружков»;

г) экскурсия на завод; встреча с молодыми рационализаторами и

изобретателями;

д) участие в благоустройстве территории школы, посадка деко­ративных кустов;

е) совместное собрание учащихся и родителей по вопросу «Об участии школьников в домашнем труде»;

ж) совещание с активом по вопросу «О повышении роли активи­стов в общественно полезном труде»;

з) шефы завода в гостях у класса: «Почему говорят, что труд ук­рашает человека?»;

и) подготовка литературного вечера «Родина – в поэзии»; к) участие в спартакиаде школы под девизом «Олимпийский ре­зерв»;

л) диспут «Какого человека можно считать нравственным?»;

м) проведение один раз в неделю обзора газет на тему «Чем живет мир?»

Третий этап – разработка мероприятий по решению ведущей воспитательной задачи «Повышение ответственности учащихся за выполнение домашних заданий»:

а) встреча с учителями, работающими в классе, и родителями учащихся по вопросу «Как повысить качество домашнего учения?»;

б) беседа с учащимися «Основные правила выполнения домаш­них заданий»;

в) посещение учащихся на дому с целью контроля за их домаш­ним учением;

г) встреча учащихся с директором школы по вопросу «Что дела­ется в классе по улучшению домашней работы?»;

д) проведение двух практических занятий по выполнению до­машних заданий по математике и русскому языку;

е) классное собрание совместно с учителями и родителями на тему «Что улучшилось в нашей учебной работе?»

Четвертый этап – оформление плана воспитательной работы. Если необходимые мероприятия на учебную четверть или полуго­дие разработаны, нужно их расставить в той хронологической пос­ледовательности, в какой они должны проводиться. Таким планом хорошо пользоваться, поскольку видно, что за чем и когда нужно проводить.

Всю эту работу классный руководитель предварительно осущест­вляет сам. Но составленный план необходимо обсудить с учащими­ся, обязательно познакомить их с ведущей задачей, на которую они должны обратить особое внимание. Естественно, необходимо учи­тывать предложения учащихся, обосновать намеченные мероприя­тия.

План – важнейший документ классного руководителя. Но, кроме плана, он несет ответственность за ведение классного журна­ла, личных дел учащихся, в необходимых случаях пишет на них ха­рактеристики. Некоторые классные руководители ведут дневники проводимой работы, а также специальные журналы, в которых на каждого ученика отводится 2-3 страницы. В них фиксируются по­ложительные поступки учащихся, а также те или иные отрицатель­ные явления. Если записи делаются регулярно, классный руководи­тель имеет возможность наблюдать за тенденциями развития своих воспитанников, принимать своевременные меры к улучшению во­спитательной работы как с классом, так и с каждым учащимся в от­дельности.

Литература для самостоятельной работы

Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М., 1984.

Горленко В.П. Воспитательная работа классного руководителя в школе. – М., 1998.

Демакова И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя. – М., 1989.

Кутъев В.О. Внеурочная деятельность школьников. – М., 1983.

Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. – Минск, 1987.

Степаненков Н.К. Планирование работы классного руководителя. – Минск, 1996.

Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя. – М., 1967.

Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.