Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма



Долгое время в педагогике не было четко очерченной системы методов воспита­ния. Но с течением времени начали формироваться определенные методологические подходы к осуществлению воспитательного про­цесса. Одни педагоги считали, что дети рождаются с так называе­мой дикой резвостью, которую нужно подавлять в процессе воспи­тания силой авторитета педагога и различными мерами педагоги­ческого воздействия. Таких идей, в частности, придерживался не­мецкий педагог Иоганн Гербарт, с именем которого обычно связывают формирование методики авторитарного воспитания. В принципе он понимал положительное значение таких методов воспитания, которые содействуют развитию сознательности детей и основаны на доброжелательных отношениях между ними и педа­гогами, но использовать эти методы он считал целесообразным на более поздних этапах воспитательной работы. В раннем же возрас­те он рекомендовал применять различные замечания, внушения, указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физи­ческие, запись проступков в кондуит – специально предназначен­ный для этого журнал.

В России эту методику активно пропагандировал Н.А. Миллер-Красовский, который в 1859 г. выпустил книгу «Законы воспита­ния». В человеке, писал он, коренятся два начала: влечение к добро­му и влечение к дурному. Врожденные аморальные склонности, по его мнению, можно приспособить к моральным требованиям обще­ства только на основе безусловного подчинения, используя для этого меры принуждения и различные наказания.

Сторонником авторитарного воспитания уже в советское время был проф. Н.Д. Виноградов, который считал, что воспитывать детей можно только путем подавления их резвости и беспорядочно­го поведения. На этой основе в 20-е гг. наряду с понятием методы воспитания широкое хождение получил термин «меры педагогического воздействия»[117].

В противоположность авторитарному воспитанию с давних вре­мен в педагогике начали разрабатываться идеи о том, что этот про­цесс нужно осуществлять на основе гуманного отношения к детям, предоставления им полной свободы, а в качестве методов воспитания стали выступать различные формы благожелательных уговоров, разъяснительные беседы, убеждение, советы, включение в разнос­тороннюю и интересную деятельность и т.д. Такой подход к воспи­танию нашел свое яркое отражение в теории «свободного воспита­ния», основные идеи которого сформулировал в XVIII в. француз­ский просветитель Ж.Ж. Руссо в своей книге «Эмиль, или О воспитании». Он считал, что дети рождаются совершенными, и поэтому воспитание не только не должно препятствовать развитию этого совершенства, но, наоборот, содействовать его формированию и приспосабливаться к нему. Исходя из этого, Руссо утверждал, что в центре воспитательной работы должен находиться ребенок, его ин­тересы и стремления. Так были заложены в педагогике основы педо­центризма и спонтанного (самопроизвольного) развития детей. Ко­нечно, по сравнению с авторитарным воспитанием это был боль­шой шаг вперед, хотя очевидно, что вряд ли правильно в воспита­нии во всем следовать за желаниями и интересами детей, если мы хотим активно формировать у них положительные личностные ка­чества. Сами эти желания и интересы нужно развивать, обогащать и совершенствовать, придавая воспитанию действенный характер. Главное, однако, заключается в том, что именно на этой основе в педагогике начали складываться новые, гуманистические подходы к воспитанию и разрабатываться соответствующие им воспитатель­ные методы.

Немало сделано в этом направлении в нашей педагогике. Ее вид­нейшие деятели решительно выступали за преодоление авторита­ризма в воспитании и за придание ему подлинно гуманистической направленности. Дело доходило до того, что в 20-е гг., исходя из принципа уважения и гуманного отношения к детям, были отмене­ны оценки успеваемости, которые якобы культивируют неравенст­во среди учащихся и порождают между ними неприязнь. Н.К. Круп­ская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и другие выступали за благоже­лательное отношение к детям, за развитие их сознательности, здо­ровой самодеятельности, что делало их активными участниками (субъектами) воспитательного процесса.

Не менее важным было то, что большинством наших педагогов воспитание рассматривалось не как средство педагогического воздейст­вия на учащихся, а как разумная и содержательная организация жизни и разносторонней деятельности детей, что уже тогда придавало ему деятельностно-отношенческий характер. В педагогическом процессе тре­бовалось налаживать дружную игру и работу детей, дружную жизнь, оказание помощи тем, кто в ней нуждался, проявление уважения к переживаниям детей, к их работе и учебе. Положение о воспитании как о содержательной организации жизни и деятельности детей ак­тивно разрабатывал С.Т. Шацкий. В 1921 г. он писал: «Воспитание есть организация детской жизни...»[118]

Весьма существенным в методике воспитания было то, что, как ужеотмечалось в главе IV, в трудах П.П. Блонского и С.Т. Шацкого отчетливо выдвигается идея о внутреннем стимулировании учащихся в процессе воспитания, которая потом стала активно разрабатываться в нашей психологии. С.Т. Шацкий обращал серьезное внимание на то, чтобы каждый ребенок был занят увлекательным делом. В статье «Как мы учим» (1928) он отмечал, что «огромное количество при­чин, создающих нарушение дисциплины в детской среде, происходит от отсутствия у детей интересного дела... Атмосфера занятости, да еще интересным делом, если она возбуждается привычным обра­зом, создает хорошую рабочую обстановку, в которой всякий выпад в сторону беспорядка будет неприятен даже для самих детей»[119].

Идею о том, что развитие растущей личности определяется не только внешними воздействиями и социальной средой, но и зави­сит от внутреннего восприятия детьми внешних воздействий, раз­рабатывал А.П. Пинкевич. Представляют научный интерес и его подходы к разработке методов воспитания. Все методы воспитания он подразделял на две группы. К первой группе он относил методы длительного педагогического воздействия, ко второй методы преходящие, применяемые в случайно возникающих ситуациях и обладающие кратковременным педагогическим эффектом. Решающее значение в формировании личности он придавал методам длительного педа­гогического воздействия, к которым относил: «а) систематические длительные упражнения, б) систему методов обучения, в) личность руководителей, постоянно общающихся с воспитуемыми»[120].

Если проанализировать приведенные выше положения, нельзя не отметить, что они представляют не только историко-педагогический интерес. В них заложены глубокие идеи гуманности воспита­ния, уважения к детям и заботы об их всестороннем развитии. Именно эти идеи составляют основу тех методов воспитания, кото­рые утвердились в прогрессивной педагогике и о которых шла речь при освещении первого вопроса этой главы. В чем же заключается сущность и значение каждого из этих методов и какую роль они играют в развитии и формировании личности?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.