Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения



Для понима­ния роли обучения как средства развития и формирования личнос­ти и разработки его теоретических основ большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающими­ся знаниями, выработке практических умений и навыков, а также способов творческой деятельности. Обучение оказывает более ши­рокое развивающее и формирующее влияние на личность. Дело в том, что знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные обобщения и понятия в совокуп­ности с фактическим материалом), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи). Естественно, что при правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сто­ронами изучаемого материала, т.е. усваивают теорию (понятия, прави­ла, законы, выводы), вырабатывают умения и навыки применения их на практике, а также способы творческой, деятельности и вместе с тем глубо­ко осмысливают мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи. Таким образом, в процессе обучения одновременно и в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями, раз­витие ее интеллектуальных и творческих способностей, а также фор­мирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культу­ры, что делает этот процесс весьма важным средством воспитания.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Таким понятием явилось об­разование. Упомянутое впервые в XVIII в. в педагогических статьях известного русского просветителя-демократа Н.И. Новикова, поня­тие образование продолжительное время не имело специального тер­минологического содержания и вплоть до середины XIX в. употреб­лялось как синоним воспитания. Позднее оно стало приобретать специфическое терминологическое значение и связываться с обуче­нием, обозначая его формирующее влияние на личность. Таким об­разом, понятие образование обозначает и обучение, и органически связанное с ним и вытекающее из него воспитание личности. Имен­но так понимал его П.Г. Чернышевский. Он писал: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – не­обходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

Все это позволяет сделать вывод: под образованием следует пони­мать овладение личностью определенной системой научных знаний, прак­тических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупно­сти определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

В данном случае это понятие обозначает те результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воспитатель­ной работы. Именно этот смысл вкладывают в него, когда говорят: человек имеет неполное среднее, среднее или высшее образование.

Но это понятие может иметь и иной смысл и обозначать сам образовательный процесс, процесс получения образования. Напри­мер, когда говорят об образовании в школе или вузе, о его осущест­влении, то как раз и имеют в виду то, как происходит этот процесс, как его совершенствовать. В этом случае понятия образование и обуче­ние совпадают и выступают как синонимы. Главное, однако, заклю­чается в том, что в любом случае образование как понятие включает в себя, с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т.е. обучение, а с другой – воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органичес­кую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как тео­рию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоз­зренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

Подобная трактовка дидактики имеет не формальное значение. Из нее вытекает, что при разработке теоретических основ обуче­ния она не может ограничиваться раскрытием лишь процессуаль­ной стороны вооружения обучающихся знаниями, практическими умениями и навыками; она должна глубоко исследовать те дидакти­ческие условия, которые способствуют реализации развивающе-формирующего потенциала обучения, т.е. образованию учащихся.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.