Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Г.В.Лейбниц и метафизика плюрализма



Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) - философ, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед.

Является завершителем философии 17 в., предшественником немецкой классической философии. Его философская система сложилась к 1685 как итог двадцатилетней эволюции, в процессе которой Л. критически переработал основные идеи Демокрита, Платона, Августина, Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозы и др., которые во многом старался объединить и примирить.

Лейбниц не создал ни одного философского труда, в котором он представил бы или логически разработал свою философскую систему. Его воззрения разбросаны по разным статьям и письмам.К наиболее значительным работам Лейбница принадлежат «Рассуждения о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разумении»,«Теодицея»,«Монадология», «Начала природы и благодати, основанные на разуме».

МЕТАФИЗИКА ПЛЮРАЛИЗМА

В этот период развития философской мысли активно разрабатывалось учение о субстанции. Понятие субстанции выступало в качестве базовой предпосылки для построения онтологии, с помощью которой философы пытались ответить на вопрос о том, что лежит в основе мира. Субстанция понимается в целом как некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений.

ДО ЛЕЙБНИЦА

Существовали концепции Спинозы о монистической субстанции (то есть в основе мира лежит одна субстанция) и метафизика Декарта (дуалистическая концепция – материальная и духовная субстанция).

Главное учение Лейбница – учение о множественности субстанций, лежащих в основе мира. Понятие субстанции у него приобретает плюралистический (множественный) характер, и он трактует ее как особую духовную единицу бытия (монаду). Поэтому метафизику Лейбница иногда называют монадологией.Монада (от греч. «монас» – единица) — основное понятие системы — характеризуется как простая, неделимая субстанция. Это некие непространственные, духовные точки, которые присущи конкретным, индивидуальным вещам.

Л. различал мир умопостигаемый, или мирреальный, и мир чувственный, или только являющийся (феноменальный) физический мир. Реальный мир состоит из монад, Мир физический, как считал Л., существует только как несовершенное чувственное выражение истинного мира монад, как феномен познающего объективный мир человека

Вопрос гармонии — важнейший в философии Лейбница. Она является неким внутренним порядком всего мира монад и представляет собой принцип, преодолевающий изолированность монад. Гармония (взаимно однозначное соответствие) между монадами была изначально установлена Богом, когда тот избрал для существования данный «наилучший из возможных миров». В силу этой гармонии, хотя ни одна монада не может влиять на другие (монады как субстанции не зависят друг от друга), тем не менее развитие каждой из них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом. Это происходит благодаря заложенной Богом способности монад представлять, воспринимать или выражать и отражать все др. монады и весь мир.

Следующая характерная черта монад заключается в том, что каждая монада имеет собственную определенность(является носителем определенных качеств), которой она отличается от всех остальных. В этой связи Лейбниц формулирует и свой известный принцип тождества. Если бы две монады были полностью одинаковы, они были бы тождественны, т. е. неразличимы.

По степени развития он различает монады трех видов. Низшая форма, или монады нижайшей степени, характеризуется «перцепцией» (пассивной способностью восприятия). Они способны образовывать неясные представления. Монады высшей степени уже способны иметь ощущения и опирающиеся на них более ясные представления. Эти монады Лейбниц определяет как монады-души. Монады наибольшей степени развития способны к апперцепции(наделены сознанием). Их Лейбниц определяет как монады-духи.

Монады не являются чувственно постижимыми. Мы можем их постичь лишь разумом. Чувственно воспринимаемые тела, т. е. соединения монад, различаются согласно тому, из каких монад они состоят. Тела, содержащие лишь монады низшей степени развития (т. е. тела, в которых не содержатся монады, способные к сознанию или ощущениям),-это тела физические (т. е. предметы неживой природы). Тела, в которых монады способны к ощущениям и представлениям (содержат монады-души), являются биологическими объектами.

Человек представляет собой такую совокупность монад, в которой организующую роль играют монады, наделенные сознанием. Образование совокупностей монад не является случайным. Оно определено «предустановленной гармонией». При этом, однако, в каждой из монад потенциально заключена возможность развития. Этим Лейбниц объясняет тот факт, что все монады постоянно изменяются, развиваются и при этом их развитие не «подвержено влиянию извне».




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.