Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Язык как проблема философии XX века



Филосо́фия языка́— разделфилософии, предметом которого является изучение оснований и пределов зависимости познавательного процесса отязыка, в центре внимания - представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания.

Важно понимать, что философия языка – это не просто направление исследования какого-либо философа, но вопрос, затрагивавшийся и рассматривавшийся с различных точек зрения множеством философов и философских течений.

ДО 20 ВЕКА

Классическая философия тематизировала проблематику языка в двух основных аспектах:

происхождение языка -две альтернативные концепции:

возникновения языка по природе

возникновение языка по конвенции

взаимосвязиязыка и мышления – язык есть пластичный материал выражения мысли, акцент на освобождение мышления от сопряженности с языком, постижение мышления вне языка.

Философ, рассмотревший вопрос языка с принципиально новой позиции - Вильгельм фон Гумбольдт.Язык - «самодеятельное начало, не мертвый продукт, а созидающий процесс ,не продукт деятельности (Ergon), а как деятельность (Energeia)». Язык по Гумбольдту и образует тот мир, который лежит между миром внешних явлений и внутренним миром человека, он сам является энергичной активностью, задавая определенные категории восприятию и мышлению.

До 20 века эта идеи не нашла особого отклика - философия по-прежнему стремится очистить структуры знания и мышления от сопряженности с языком, ее интересует мир идеальных значений.

ВЕК

Главное событие для философии языка – лингвистический переворот- момент перехода от классической философиик философии неклассической, связанной с переосмыслением понятия и ролиязыка.

Первая волна Л.П. приходится на 1920-е и представляет собой разнообразные попытки прояснения и реформирования языка в соответствии с законами логики, которая трактуется как единая структура действительности. Обыденный язык рассматривается как источник заблуждений и философских проблем, как нечто не подлинное; ему противопоставляется язык, упорядоченный в соответствии с законами логики, верифицированный в соответствии с фактами.

Основные направления этого этапа – аналитическая философия и неопозитивизм (логическое продолжение АФ) (Рассел, Витгенштейн, Карнап, Мур), фундаментальная онтология (Хайдеггер).

Аналитическая философия, неопозитивизм:задача философии - деятельность по анализу языковых форм знания, а предмет философии есть язык - язык науки, как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке. Особенностью языка науки является язык наблюдения, протокольных предложений, фиксирующий чистый чувственный опыт

Л. Витгенштейн ввёл несколько доктрин неопозитивизма в своей работе «Логико-философский трактат»:

язык есть граница мышления (то есть они совпадают).

есть только один мир, мир фактов и событий. Они описываются различными естественными науками.

предложение— картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму. «Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы представить в форме предложения»

сложные предложения состоят из элементарных, которые непосредственно соотносятся с фактами

высшее невыразимо (то есть этику, эстетику, религию нельзя познавать фактами)

Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа и философию лингвистического анализа (или лингвистическую философию). Приверженцы первого в основном интересуются философией и логикой науки. Сторонники второго считают такую ориентацию искусственной и слишком узкой, чрезмерно ограничивающей философский кругозор. С их точки зрения, философия укоренена в реальном человеческом разумении, в жизненных ситуациях, в механизмах естественного языка.

Главные цели - выявление структуры мысли, прояснение всего смутного, невнятного, достижение «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкое разграничение значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз. Язык выступает как категория науки и псевдонауки

Карнап ввел классификацию высказываний (осмысленные и неосмысленные, философские), занимался конкретно анализом самих языковых структур.

Хайдеггер–«бытие может быть дано только в языке. Не в языке обыденной речи, а в языке поэзии, языке философии.Язык открывает то пространство, внутри которого человек способен соответствовать бытию и его требованиям, его призыв».

Второйэтап лингвистического поворота (1940-е— 1950-е годы) характеризуется тем, что проекты улучшения языка сменяются исследованиями различных типов языка, акцентируют свое внимание на контекстах и предпосылках высказываний, на объективированных структурах языка вне связи с субъектом. Идея единого совершенного языка заменяется понятиями различия, многозначности, историчности оснований языка, описанием его политических и социальных функций (развитие теории речевых актов идругих, которые полагали, что сама логика и структура языка базируются на некоторых культурологических предпосылках)

+ Возникновение концепции «языковых игр» как правил, складывающихся в процессе человеческой деятельности и выражающих принципы жизни человека в целом

Основные направления: герменевтика, структурализм, лингвистическая философия и тп.

Герменевтика– философское направление, ставящее своей задачей истолкование текста. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, посколькуреальностьмы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Структурализм (главный представитель - Соссюр) - предметом является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, его компонентов, изучение всех языковых структур как мира символики, поиск «чистых» структур. Структурализм занимается поиском общих оснований для естественных и гум наук на основе языковых структур, а философия рассматривается как прикладная наука, занимающаяся рассмотрением этих языковых структур.

Лингвистическая философия -философское направление, поставившее своей основной задачей анализ естественного языка строгими методами. Анализ предпринимался с целью определения философски значимых концептов (таких, как «добро», «зло», «долг», «знание», «значение» и др.), опираясь на контексты употребления соотв. слов в обыденной речи. Другая цель анализа — выявление особой «логики» функционирования языка в условиях повседневной коммуникации.

Вывод: в 20 веке происходит коренной перелом в соотношении языка и философии. Язык принимает абсолютно иное значение, подвергается различным рассмотрениям множеством философов. Все основные разделы философии испытывают как минимум стилистическое влияние философско-лингвистических ходов мысли, чаще – рассматривают вопрос языка как один из требующих внимания в теории.

Примечание: огромное количество направлений, философов, многие из которых меняли свои взгляды на протяжении своей жизни, а также информации в целом. Выше – наиболее сжато и с наименьшим количеством философской терминологии, но не факт, что все




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.