Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура философского знания. Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний



Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. Эта структура приняла следующий вид:

философия начиналась с логики;

после логики следует физика как учение о природе;

после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни).

Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру.

В XVII в. (прежде всего благодаря Бэкону и Декарту), в лоне общих систем философии углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали физикой, философы более поздних веков назвали онтологией (слово "физика" в связи с возникновением специально-научного, опытного знания наполнилось другим, современным смыслом).

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант. Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку только как теории и методологии научного познания (эта трактовка сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).

Гегель строит свою систему в виде "Энциклопедии философских наук". Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:

логику (которая совпадала у него с диалектикой и теорией познания);

философию природы;

философию духа (к последней относится комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).

Как видим, логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии не сводится только к своему ядру. Социальная философия (философия истории), философские вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история философии и т.д. - круг философских дисциплин может быть и расширен.

Онтология и философия природы:

1. Из чего, как, когда, почему возник весь наш огромный мир и отдельные его части (фрагменты). Он конечен или бесконечен. Каковы наиболее общие, неотъемлемые свойства всего, что есть в мире и мира в целом (такие свойства носят названия, атрибуты). Каковы законы существования и развития мира. Есть ли всемогущий Бог, сверхъестественное или весь мир материален.

Социальная философия и философия истории:

2. Как появились человек и общество. По каким законам существуют и развиваются. Какая из сфер общества (экономическая, духовная, политическая, социальная) является определяющей (главенствующей). Какова структура общества и отдельных его сфер. Какие есть типы обществ (типы цивилизаций). Какова роль личности и народных масс в истории.

Философская антропология:

Какова природа человека, в чем заключается его предназначение, каков смысл его бытия (жизни). Есть ли у человека душа, что с ней происходит после смерти. Что означает быть личностью. Возможно ли бессмертие.

Гносеология:

4. Познаваем ли мир частично или полностью. Какие есть методы (средства, способы) познания. Надо ли все знать. Каково соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. Каково соотношение знания и веры. Как совершаются научные открытия. Какова роль интуиции в познании. Есть ли в мире необходимость и закономерность или в нем господствует произвол, свобода, случай.

Этика, эстетика:

Что такое справедливость, добро, зло, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, долг, совесть, честь, достоинство, счатье и т.д.

6. Какие существуют основные цели и ценности. Как них наиболее важные. Какова иерархия ценностей. Почему существуют антиценности.

Аксиология

Пракссология, философия техники, философия экономики.

7.Какими должны быть образ жизни, характер преобразующий мир, природу и общество деятельности, характер творчества, бытие человека в мире, чтобы сохранились сир, природа, человек, чтобы не разрушалась, а укреплялась их гармония.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.