Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политический порядок и политический режим



Политический порядокэто комплекс условий, обеспечива­ющих целесообразность функционирования и развития полити­ческой системы, предполагающий:

— последовательность реализации ее основных задач и цен­ностей;

— согласованность действий элементов системы управле­ния;

— наличие эффективных гарантий и средств поддержания
всех аспектов безопасности: военных, правовых, экологических,
технологических, экономических;

—- обеспечение высокой степени независимости общества от случайных обстоятельств. Ясно, что полная независимость здесь не может быть достигнута, но за счет введения эффективных мер предвидения, предупреждения и защиты масштабы соци­альных потерь могут существенно понижаться.

Значимость упорядоченности политических процессов опре­деляется самой природой политики, направленной как вид дея­тельности на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и при­способления к изменяющимся условиям, и стабилизации — фактора сохранения социальной целостности.

Весьма важным для понимания потенциала политики являет­ся различение двух типов представлений о природе и возмож­ностях изменения социальной упорядоченности. Первый тип связан с представлением общества как организма. В этом слу­чае его жизнь и правила регуляции мыслятся в качестве резуль­тата длительной, неосознаваемой эволюции и считается, что оно не выдерживает попыток рационального и радикального вмеша­тельства в свою жизнь. В рамках второго типа представлений общественный порядок рассматривается как результат организации, сознательных, целенаправленных действий по регу­ляции социальных связей. Общественная жизнь при этом рас­сматривается как некий механизм, принципы функционирова­ния которого познаваемы, а возможность рациональной регла­ментации значительна.

При отсутствии порядка увеличивается возможность проры­ва в сферу политики чисто случайных факторов и мотивов пове­дения, снижается уровень защищенности личности, значительно девальвируется авторитет государства» растет беспокойство, не­уверенность, напряженность в обществе. Политическая система лишается способности регулирования политических процессов. Ее нормы во все большей мере теряют свои сущностные качест­ва: перестают выражать волю, интересы достаточно широких слоев народа, абсолютизируя политические претензии отдель­ной социальной группы, не инициируют необходимого социаль­ного или политического действия. Нормы как бы зависают над регулируемой ими социальной средой, не опираются на эффек­тивный механизм реализации.

Максимальная степень социальной неупорядоченности — со­стояние хаоса или социальной катастрофы. Ее чертами являются:

— экономический коллапс, выражающийся в разрыве хозяй­ственных связей, неспособности реализации фундаментальных
потребностей, резком падении жизненного уровня населения;

— паралич властных структур, когда действия властей на раз­ных уровнях противоречат друг другу, решения органов власти
не выполняются, а господствующей формой поведения граждан
становится политический вызов;

— потеря безопасности, характеризующаяся ростом преступ­ности, аварий,, массовыми беспорядками и ведущая к резкому
падению авторитета государства;

— заметное разрушение социальной инфраструктуры: транс­
порта, энергетики, связи.

Если параметры социальной упорядоченности существенно понижаются, люди начинают воспринимать политику и все, что в ней происходит, как состояние неконтролируемого и опасного хаоса, что оборачивается глубоким разочарованием большинст­ва членов общества в избранном политическом курсе, нараста­нием социальной тревоги. Уроки истории в этом случае весьма поучительны, они говорят, что есть ощутимые пределы под­держки массами перемен — степень неупорядоченности соци­альных связей в переходный период к новой модели их регуля­ции неизбежно некоторым образом нарастает, но она не должна вызывать потерю безопасности, следствием чего, обычно оказы­вается готовность принять любые способы упорядочения соци­альных связей. Наиболее приемлемым средством противодействия тенденциям и событиям, которые люди контролировать не в состоянии, начинает рассматриваться насилие, в значительной степени служащее результатом разочарования в регулирующих возможностях политической системы.

У всего многообразия способов осуществления политической системой своих регулирующих функций в обществе есть общее название — «политический режим».

Политический режим — совокупность основных приемов, спо­собов осуществления политической власти, как писал Д. Истон, «это правила и цели политического взаимодействия»1. К ним от­носятся:

— ценности — жизненно важные, желаемые цели и события;

— нормы — правила, на основе которых организуется жизнь
государства, взаимодействие граждан с ним и между собой. При
этом нормы могут быть обычными — формироваться постепен­но, как бы сами собой, в ходе накопления политического и исто­рического опыта, передаваться от поколения к поколению — и легальными— специально установленными государством и за­ фиксированными в специальных документах (конституциях, ко­дексах, уставах и т.д.);

— авторитет — желание и способность граждан действовать
в рамках установленных и принятых правил и ценностей, подчи­няться системе действующей государственной власти.

' От содержания и соотношения вышеназванных компонентов зависят типы политических режимов. Они могут быть:

— демократическими — когда обеспечивается право на участие народа в решении государственных дел, уважаются и охра­няются права человека;

— авторитарными — когда функции управления обществом
сосредоточиваются в одном лице или узком социальном слое;

— тоталитарными — при отрицании или значительном ограничении прав и свобод личности, жестком контроле авторитар­ного государства над всеми сторонами жизни общества.

Если считать политику полем взаимодействия человека и го­сударства, то необходимо иметь в виду два возможных варианта построения этих связей, постоянно, но отнюдь не равномерно распространяющихся в истории политической жизни. Первый тип связи выражается в подчинении, подавлении личности госу­дарством, когда человек рассматривается как малая и незначи­тельная частичка, все параметры которой задаются ритмом и
проблемами существования государственного организма. Такой
тип отношений человека и политической структуры образуется
в рамках тоталитарных государственных систем, стремящихся к
полному подчинению индивидуальной жизни потребностям по­литической системы. Постоянным спутником тоталитарных го­сударственных систем являются такие черты, как стирание раз­личий между личным и общественным, индивидуальным и публичным, подчинение человека организации1, унификация
информации, слом всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений и наступающее вследст­вие этого возведение любой проблемы на политический уро­вень, стремление и печальная необходимость любую социальную задачу решать политическими, а не какими-либо иными
средствами. Это можно сравнить с лечением разных болезней
одним способом и одним лекарством.

Иной тип связи человека и государства воплощает идея пра­вового государства, исходящая из возможности установления таких отношений между человеком и государством, когда:

во-первых, изменяется истолкование источника права, им ста­новится не государство, а личность. Здесь признается, что не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность из начальных, неотъемлемых от его существования прав, и государство, политическая система должны строиться в соответствии с этими правами и для их защиты;

во-вторых, меняется представление о соотношении между го­сударством и законом, от привычной формулы «закон есть ин­струмент государственной власти» происходит переход к прин­ципу «государство есть инструмент закона». Согласно концеп­ции правового государства не всякая возведенная в закон классо­вая или иная воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает права человека, но укрепляет и защищает их;

в-третьих, в обществе и его политической системе утверждается уважение к закону, исходящее из рассмотрения его как доминирующего фактора упорядочения общественных отноше­ний. Это предполагает: прежде всего более высокий уровень за­конотворчества, компетенцию законодателей, максимальный учет последствий того или иного акта, широкое предваритель­ное обсуждение юридического и политических нововведений, стабильность правовой системы, законопослушность граждан, понимающих и стремящихся действовать в рамках закона.

Этим принципам в полной мере соответствует политический режим демократии. К ее сущностным чертам относятся:

— правление большинства;

—свобода критики и оппозиции правительству;

— защита меньшинства;

— лояльность меньшинства политическому сообществу.

В свете исторического опыта становится все более ясным, что образ наиболее привлекательного типа политической системы формируется не столько в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, сколько как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные интересы. Все иные модели оказываются не­устойчивыми и разрушаются противоречащей им исторической практикой.

Демократическая политическая система — это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых общест­вом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реа­лизации общих интересов.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.