Идеи – роль сознания. Роль верований, концептов, правил, целей и ценностей их окружения, которые преобразуют их импульсы, соотнося их с общепринятыми.
Поведенческий подход (бихевиористский) – автономность мотивов, импульсов и возможностей. Естественная селекция дает преимущество сильным и агрессивным. Роль генов. Насилие – это инструмент завоевания и приобретения. Бизнес, женщины. Среда подавляет или раскрывает эти внутренние мотивы.
Отношения. Взаимодействия между людьми являются гораздо более важным (центральным) элементом, чем поведение и идеи. Идеи здесь являются средством, продуктом социальных отношений, тогда как мотивы и импульсы играют роль только постоянных взаимодействий. Насилие становится формой отношений.
Ограничение насилия становится связанным не с разрушением негативных идей или сдерживанием импульсов, а с трансформацией отношений между людьми. В марксизме общий интерес формирует общий способ производства общественной жизни, что, соответственно, определяет основные идеи и связанное с интересом поведение. Насилие = отношения + идеи и +- поведенческие стимулы.
Для либерализма в основе лежат идеи (а также рациональное поведение), что формирует отношения и поведение.
Можно говорить о разных стадиях процесса насилия.
Насилие как форма агрессии (теория приобретенного социального поведения А. Бандуры)
Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий, при которых они закрепляются. Доказательства этого эффекта были получены во многих экспериментах на животных. В этих исследованиях животные получали различные виды подкрепления (например, пищу, воду, прекращение стимуляции электрическим током) за агрессивные нападки друг на друга. Получавшие подкрепление животные быстро приобретали выраженную наклонность к агрессивному поведению.
Регуляторы агрессивного поведения
Когда агрессивные реакции усвоены, на первый план выступают факторы, отвечающие за их регуляцию, — сохранение, усиление или контроль. Неудивительно, что многие из них схожи с факторами, способствующими первоначальному усвоению агрессии.
Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание и/или ослабление или усиление негативного отношения со стороны других. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других. И наконец, человек может сам себе назначать поощрения и наказания.
Внешние источники. Результативная агрессия, направленная на других, может обеспечить реальные вознаграждения.
Социальные поощрения и одобрения также способствуют агрессивному поведению. Во время войны солдаты получают медали, а также непосредственное право убивать противников. И хулиган-подросток в любой стране, в результате успешных нападок на других, обладает значительной долей статуса и престижа, помимо материальных выгод. В целом одобрение агрессивного поведения вызывает еще большую агрессию
Скорее социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.
«Игровые» меры агрессии
Сравнительно безопасный способ наблюдения агрессивного поведения в лаборатории предусматривает нападение индивидов (обычно детей) на различные неживые объекты. Типичная процедура состоит из следующих этапов: 1) участников каким-либо образом подстрекают к агрессии — зачастую демонстрируя им агрессивные действия на примере; 2) затем им предоставляют возможность пинать, щипать или еще каким-то образом нападать на неживые мишени; 3) агрессия оценивается по частоте совершения подобных действий против «жертвы». Широко известно применение этой процедуры в знаменитых «экспериментах с куклой Бобо», впервые осуществленных Бандурой с коллегами. С учетом приведенных соображений Бандура полагает, что эксперименты с нападением на неодушевленный объект могут быть чрезвычайно полезны для понимания происхождения агрессивного поведения. Дети (или взрослые), усвоившие новые способы нападения на других и причинения им вреда, могут с такой же готовностью продемонстрировать подобное поведение как на пластмассовой кукле, так и на любом человеке. Берковитц отметил, что эффект оружия будет зависеть от смысла, который испытуемый вкладывает в это понятие. «Если он думает о револьвере в первую очередь как об опасном или устрашающем предмете, то оружие скорее всего вызовет сильное волнение, а не агрессию». Другими словами, оружие приобретает смысл условного раздражителя агрессии, только когда человек рассматривает его в таком контексте.
Коллективное насилие
- причинение непосредственного физического ущерба индивидуальному субъекту или объекту (ущерб включает насильственный захват лиц и объектов вместо сдерживания и защиты);
- не менее двух участников
- результат является следствием координации между участниками.
Насильственные ритуалы – хорошо определяемая и скоординированная группа с обозначенным принципом взаимодействия, наносящая ущерб себе или другим в ходе борьбы за первенство в общепризнанной области: церемонии обличения, линчевания, публичных наказаний, борьба в соперничестве вооруженных банд, контактный спорт, некоторые электоральные взаимодействия, битвы болельщиков.
Подорванное взаимодействие – различные формы коллективного действия – сопротивления или конкурентной борьбы. Характеризуются использованием сторонами действий, которые наносят ущерб лицам или объектам: протективный рэкет, демонстрации, правительственные репрессии, военные перевороты. Все, что чаще связано с угрозой насилия, и, иногда, нанесения физического ущерба.
Скоординированное разрушение - лица или организации, специализирующиеся на применении средств принуждения в целях нанесения ущерба лицам или объектам: война, самопожертвование (самосожжение), некоторые виды терроризма, геноцида, политицида – программного уничтожения членов каких-либо политических категорий.
Оппортунизм (авантюризм) – следствие предохранения от обычного подчинения и репрессий, когда лица или их кластеры используют доступные в настоящий момент средства нанесения ущерба для достижения в целом запрещенных целей: грабеж, пиратство, месть, мародерство.
Неорганизованные, беспорядочные атаки – часто ненасильственные мелкомасштабные взаимодействия, где участники используют средства нанесения ущерба в ответ на преграды, конкуренцию: саботаж, скрытные атаки на символические объекты или места, атаки правительственных учреждений, поджоги.
Стычки, потасовки - атаки двух или более лиц друг на друга или имущество: уличные бои, драки в барах, на спортивных мероприятиях. Эти типы часто могут пересекаться друг с другом. Так, бунт или террор могут попадать под несколько типов. Насилие и преступление могут накладываться друг на друга, но они не совпадают. Пример: военный приказ причинять физический ущерб – стрелять по толпе или солдатам другой армии.
Специалисты по использованию насилия –частомогут совпадать с политическими предпринимателями. Ими обладают любые правительства: армия, полиция, гвардия, работники тюрем, экзекуторы, члены трибуналов. Эти люди не только имеют доступ к средствам нанесения ущерба (часто летального), они тренируются в своих навыках. Спецназ ГРУ.
Другие специалисты по применению насилия работают в негосударственном секторе: