Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Регуляторы агрессивного поведения

Проблема насилия в политических конфликтах.

Причины насилия

  1. Идеи – роль сознания. Роль верований, концептов, правил, целей и ценностей их окружения, которые преобразуют их импульсы, соотнося их с общепринятыми.
  2. Поведенческий подход (бихевиористский) – автономность мотивов, импульсов и возможностей. Естественная селекция дает преимущество сильным и агрессивным. Роль генов. Насилие – это инструмент завоевания и приобретения. Бизнес, женщины. Среда подавляет или раскрывает эти внутренние мотивы.
  3. Отношения. Взаимодействия между людьми являются гораздо более важным (центральным) элементом, чем поведение и идеи. Идеи здесь являются средством, продуктом социальных отношений, тогда как мотивы и импульсы играют роль только постоянных взаимодействий. Насилие становится формой отношений.

Ограничение насилия становится связанным не с разрушением негативных идей или сдерживанием импульсов, а с трансформацией отношений между людьми. В марксизме общий интерес формирует общий способ производства общественной жизни, что, соответственно, определяет основные идеи и связанное с интересом поведение. Насилие = отношения + идеи и +- поведенческие стимулы.

Для либерализма в основе лежат идеи (а также рациональное поведение), что формирует отношения и поведение.

 

Можно говорить о разных стадиях процесса насилия.

Насилие как форма агрессии (теория приобретенного социального поведения А. Бандуры)

Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий, при которых они закрепляются. Доказательства этого эффекта были получены во многих экспериментах на животных. В этих исследованиях животные получали различные виды подкрепления (например, пищу, воду, прекращение стимуляции электрическим током) за агрессивные нападки друг на друга. Получавшие подкрепление животные быстро приобретали выраженную наклонность к агрессивному поведению.

Регуляторы агрессивного поведения

Когда агрессивные реакции усвоены, на первый план выступают факторы, отвечающие за их регуляцию, — сохранение, усиление или контроль. Неудивительно, что многие из них схожи с факторами, способствующими первоначальному усвоению агрессии.

Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание и/или ослабление или усиление негативного отношения со стороны других. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других. И наконец, человек может сам себе назначать поощрения и наказания.

Внешние источники. Результативная агрессия, направленная на других, может обеспечить реальные вознаграждения.

Социальные поощрения и одобрения также способствуют агрессивному поведению. Во время войны солдаты получают медали, а также непосредственное право убивать противников. И хулиган-подросток в любой стране, в результате успешных нападок на других, обладает значительной долей статуса и престижа, помимо материальных выгод. В целом одобрение агрессивного поведения вызывает еще большую агрессию

Скорее социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.

«Игровые» меры агрессии

Сравнительно безопасный способ наблюдения агрессивного поведения в лаборатории предусматривает нападение индивидов (обычно детей) на различные неживые объекты. Типичная процедура состоит из следующих этапов: 1) участников каким-либо образом подстрекают к агрессии — зачастую демонстрируя им агрессивные действия на примере; 2) затем им предоставляют возможность пинать, щипать или еще каким-то образом нападать на неживые мишени; 3) агрессия оценивается по частоте совершения подобных действий против «жертвы». Широко известно применение этой процедуры в знаменитых «экспериментах с куклой Бобо», впервые осуществленных Бандурой с коллегами. С учетом приведенных соображений Бандура полагает, что эксперименты с нападением на неодушевленный объект могут быть чрезвычайно полезны для понимания происхождения агрессивного поведения. Дети (или взрослые), усвоившие новые способы нападения на других и причинения им вреда, могут с такой же готовностью продемонстрировать подобное поведение как на пластмассовой кукле, так и на любом человеке. Берковитц отметил, что эффект оружия будет зависеть от смысла, который испытуемый вкладывает в это понятие. «Если он думает о револьвере в первую очередь как об опасном или устрашающем предмете, то оружие скорее всего вызовет сильное волнение, а не агрессию». Другими словами, оружие приобретает смысл условного раздражителя агрессии, только когда человек рассматривает его в таком контексте.

Коллективное насилие

- причинение непосредственного физического ущерба индивидуальному субъекту или объекту (ущерб включает насильственный захват лиц и объектов вместо сдерживания и защиты);

- не менее двух участников

- результат является следствием координации между участниками.

Насильственные ритуалы – хорошо определяемая и скоординированная группа с обозначенным принципом взаимодействия, наносящая ущерб себе или другим в ходе борьбы за первенство в общепризнанной области: церемонии обличения, линчевания, публичных наказаний, борьба в соперничестве вооруженных банд, контактный спорт, некоторые электоральные взаимодействия, битвы болельщиков.

Подорванное взаимодействие – различные формы коллективного действия – сопротивления или конкурентной борьбы. Характеризуются использованием сторонами действий, которые наносят ущерб лицам или объектам: протективный рэкет, демонстрации, правительственные репрессии, военные перевороты. Все, что чаще связано с угрозой насилия, и, иногда, нанесения физического ущерба.

Скоординированное разрушение - лица или организации, специализирующиеся на применении средств принуждения в целях нанесения ущерба лицам или объектам: война, самопожертвование (самосожжение), некоторые виды терроризма, геноцида, политицида – программного уничтожения членов каких-либо политических категорий.

Оппортунизм (авантюризм) – следствие предохранения от обычного подчинения и репрессий, когда лица или их кластеры используют доступные в настоящий момент средства нанесения ущерба для достижения в целом запрещенных целей: грабеж, пиратство, месть, мародерство.

Неорганизованные, беспорядочные атаки – часто ненасильственные мелкомасштабные взаимодействия, где участники используют средства нанесения ущерба в ответ на преграды, конкуренцию: саботаж, скрытные атаки на символические объекты или места, атаки правительственных учреждений, поджоги.

Стычки, потасовки - атаки двух или более лиц друг на друга или имущество: уличные бои, драки в барах, на спортивных мероприятиях. Эти типы часто могут пересекаться друг с другом. Так, бунт или террор могут попадать под несколько типов. Насилие и преступление могут накладываться друг на друга, но они не совпадают. Пример: военный приказ причинять физический ущерб – стрелять по толпе или солдатам другой армии.

Специалисты по использованию насилия –частомогут совпадать с политическими предпринимателями. Ими обладают любые правительства: армия, полиция, гвардия, работники тюрем, экзекуторы, члены трибуналов. Эти люди не только имеют доступ к средствам нанесения ущерба (часто летального), они тренируются в своих навыках. Спецназ ГРУ.

Другие специалисты по применению насилия работают в негосударственном секторе:

- профессиональный спорт (90-е);

- спортивные ассоциации (болельщики);

- криминальные структуры ();

- частные охранные агентства ().

Имеют свои интересы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.