Формирование конкурентной среды предпринимательства
Экономическая свобода — основной принцип организации р ыночного хозяйства; гарантирует не только свободу выбора (возможность заниматься любыми видами деятельности), но и свободу предпринимательства (приобретать ресурсы, орга- низовывать производство и реализовывать произведенную продукцию).
В рыночной экономике экономическая свобода предпринимателя— объективный результат взаимодействия экономически обособленных субъектов хозяйственных отношений, а ее границы отражают степень согласования их интересов.
В переходной экономике предпринимательская свободаимеет иную природу; формируется на основе перераспределения экономической власти путем наделения ею одних субъектов за счет других. Непосредственное переплетение политической и экономической власти стало общим фоном и характерной чертой формирующегося российского предпринимательства.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности ведется по таким основным направлениям, как:
1) регулирование внутренних отношений в субъекте предпринимательства (порядок учреждения, управление и организация труда);
2) регулирование отношений субъектов предпринимательства с органами государственной и муниципальной власти; регулирование отношений субъектов предпринимательства с учреждениями финансовой сферы (банками, органами валютного регулирования и контроля, органами таможенной службы и т.д.);
4) регулирование отношений субъектов предпринимательства со своими партнерами-поставщиками, покупателями, страховщиками и др.
Правовая база, которую унаследовала переходная экономика России, не соответствовала рыночным отношениям, поэтому возникла необходимость в создании нового законодательства, в котором предусматриваются меры по государственной поддержке предпринимательства. Это:
1) формирование широкого слоя предпринимателей;
2) стимулирование перспективных видов и направлений предпринимательства;
3) содействие накоплению инвестиционных ресурсов и использованию их на приоритетных направлениях;
4) обеспечение устойчивости функционирования отечественного предпринимательства в условиях международной конкуренции.
Конкуренция и предпринимательство взаимообусловливают друг друга.
Экономика предпринимательского типа — это экономика с высокой степенью конкурентной активности. Чем выше уровень конкуренции, тем больше степень предпринимательской активности, и наоборот.
С точки зрения отдельного предпринимателя конкуренция — это процесс сознательной борьбы фирм за ограниченный пла тежеспособный спрос. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рынков и даже отраслей.
Конкуренция служит питательной средой для предпринимательства. Она уравновешивает частнособственнические устремления отдельных предпринимателей, выражающиеся в требовании свободы для себя и стремлении ограничить ее у других. Ограничивая рыночную власть отдельных фирм и противодействуя монопольным направлениям, конкуренция создает благоприятные условия для появления новых предпринимательских структур.
Обеспечивая равные принципы состязательности, конкуренция противодействует абсолютному доминированию какого-либо из преимуществ фирм, обусловливая существование самых разных типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощности и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую стабильность предпринимательской гибкостью. В то же время специализированные предприятия выигрывают благодаря своей приспособляемости; фирмы-новаторы пользуются преимуществами первопроходцев.
Конкуренция — это условие предпринимательской активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя предпринимателей на поиск лучших способов управления фирмой, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становится вечным двигателем развития самой предпринимательской функции.
Взаимодействие конкуренции и предпринимательства носит неоднородный характер. Предпринимательство активно воздействует на конкуренцию. Так, если конкуренция обусловливает многообразие предпринимательских структур, то это в свою очередь способствует поддержанию высокой конкурентной активности и развитию самой конкуренции, ее форм и методов.
Конкурентная среда переходной экономики имеет своиособенности. Для нее характерны:
1) слабая видовая дифференциация фирм и доминирование от дельных их видов;
2) ярко выраженное стремление к реализации имеющихся монопольных преимуществ;
3) регионализация предпринимательства как форма реализации рыночной власти;
4) преобладание состязательных рынков над конкурентными;
5) распространение практики различного рода законодательных ограничений как результат лоббистской деятельности. Все это указывает на слабость и неразвитость конкуренции. Без преодоления этих недостатков сформировать эффективно действующую предпринимательскую среду невозможно.
Для развития конкуренции необходимы экономические, технологические и социальные предпосылки. Экономические предпосылки:
Для переходной экономики необходимо создание условий массового появления новых фирм.
Технологические предпосылки (доступность технологий и информационное обеспечение) позволяют создавать параллельные производства, открывать новые рыночные ниши, способствуют укреплению конкурентоспособности вновь формирующихся предпринимательских структур.
Социальные предпосылки связаны с созданием новой системы мотивации и преодоления управленческой психологии командно-административной системы — узкокорыстных интересов, доминирования текущих приоритетов над долгосрочными, стремления к монополизму.
Создание в экономике конкурентной среды — сложный и долгосрочный процесс, подвергающийся воздействиям различного рода ограничений (экономических, технических и социальных), поэтому он может быть осуществлен только поэтапно.
На первом этапе необходимы демонополизация и разгосударствление экономики, включая ликвидацию ведомственной подчиненности, коммерциализацию государственных предприятий и развитие частного сектора.
На втором этапе, внимание должно быть сконцентрировано на создании рыночной инфраструктуры, антизатратных механизмов и поэтапного прекращения субсидирования цен.
Трерий этап—период формирования конкурентных рынков.