Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование конкурентной среды предпринимательства

Экономическая свобода — основной принцип организации р ыночного хозяйства; гарантирует не только свободу выбора (возможность заниматься любыми видами деятельности), но и свободу предпринимательства (приобретать ресурсы, орга- низовывать производство и реализовывать произведенную продукцию).

В рыночной экономике экономическая свобода пред­принимателяобъективный результат взаимодействия экономически обособленных субъектов хозяйственных от­ношений, а ее границы отражают степень согласования их интересов.

В переходной экономике предпринимательская свободаимеет иную природу; формируется на основе перераспределе­ния экономической власти путем наделения ею одних субъек­тов за счет других. Непосредственное переплетение полити­ческой и экономической власти стало общим фоном и характерной чертой формирующегося российского предпри­нимательства.

Правовое регулирование предпринимательской деятельно­сти ведется по таким основным направлениям, как:

1) регулирование внутренних отношений в субъекте предпри­нимательства (порядок учреждения, управление и органи­зация труда);

2) регулирование отношений субъектов предпринимательства с органами государственной и муниципальной власти; регулирование отношений субъектов предпринимательства с учреждениями финансовой сферы (банками, органами ва­лютного регулирования и контроля, органами таможенной службы и т.д.);

4) регулирование отношений субъектов предпринимательства со своими партнерами-поставщиками, покупателями, стра­ховщиками и др.

Правовая база, которую унаследовала переходная экономи­ка России, не соответствовала рыночным отношениям, поэтому возникла необходимость в создании нового законодательства, в котором предусматриваются меры по государственной под­держке предпринимательства. Это:

1) формирование широкого слоя предпринимателей;

2) стимулирование перспективных видов и направлений пред­принимательства;

3) содействие накоплению инвестиционных ресурсов и ис­пользованию их на приоритетных направлениях;

4) обеспечение устойчивости функционирования отечествен­ного предпринимательства в условиях международной кон­куренции.

Конкуренция и предпринимательство взаимообусловлива­ют друг друга.

Экономика предпринимательского типа — это экономи­ка с высокой степенью конкурентной активности. Чем выше уровень конкуренции, тем больше степень предприниматель­ской активности, и наоборот.

С точки зрения отдельного предпринимателя конкуренция — это процесс сознательной борьбы фирм за ограниченный пла тежеспособный спрос. В действительности конкурентные от­ношения фирм выходят далеко за границы отдельных рынков и даже отраслей.

Конкуренция служит питательной средой для предпри­нимательства. Она уравновешивает частнособственнические устремления отдельных предпринимателей, выражающиеся в требовании свободы для себя и стремлении ограничить ее у других. Ограничивая рыночную власть отдельных фирм и противодействуя монопольным направлениям, конкуренция создает благоприятные условия для появления новых предпри­нимательских структур.

Обеспечивая равные принципы состязательности, конку­ренция противодействует абсолютному доминированию како­го-либо из преимуществ фирм, обусловливая существование самых разных типов и форм. Крупные предприятия выигрыва­ют за счет экономической мощности и масштабности произ­водства. Малые, напротив, компенсируют свою экономиче­скую стабильность предпринимательской гибкостью. В то же время специализированные предприятия выигрывают благода­ря своей приспособляемости; фирмы-новаторы пользуются преимуществами первопроходцев.

Конкуренция — это условие предпринимательской актив­ности. Задавая критерии эффективности и ориентируя пред­принимателей на поиск лучших способов управления фирмой, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного со­вершенствования форм и способов хозяйствования, становит­ся вечным двигателем развития самой предпринимательской функции.

Взаимодействие конкуренции и предпринимательства но­сит неоднородный характер. Предпринимательство активно воздействует на конкуренцию. Так, если конкуренция обуслов­ливает многообразие предпринимательских структур, то это в свою очередь способствует поддержанию высокой конкурен­тной активности и развитию самой конкуренции, ее форм и методов.

Конкурентная среда переходной экономики имеет своиособенности. Для нее характерны:

1) слабая видовая дифференциация фирм и доминирование от­
дельных их видов;

2) ярко выраженное стремление к реализации имеющихся мо­нопольных преимуществ;

3) регионализация предпринимательства как форма реализа­ции рыночной власти;

4) преобладание состязательных рынков над конкурентными;

5) распространение практики различного рода законодатель­ных ограничений как результат лоббистской деятельности.
Все это указывает на слабость и неразвитость конкуренции. Без преодоления этих недостатков сформировать эффектив­но действующую предпринимательскую среду невозможно.

Для развития конкуренции необходимы экономические, технологические и социальные предпосылки. Экономические предпосылки:

1) рассредоточение рыночной власти;

2) множественность предпринимательских образований;

3) государственная поддержка предпринимательства.

Для переходной экономики необходимо создание условий массового появления новых фирм.

Технологические предпосылки (доступность технологий и информационное обеспечение) позволяют создавать парал­лельные производства, открывать новые рыночные ниши, спо­собствуют укреплению конкурентоспособности вновь форми­рующихся предпринимательских структур.

Социальные предпосылки связаны с созданием новой систе­мы мотивации и преодоления управленческой психологии ко­мандно-административной системы — узкокорыстных интере­сов, доминирования текущих приоритетов над долгосрочными, стремления к монополизму.

Создание в экономике конкурентной среды — сложный и долгосрочный процесс, подвергающийся воздействиям раз­личного рода ограничений (экономических, технических и со­циальных), поэтому он может быть осуществлен только по­этапно.

На первом этапе необходимы демонополизация и разгосу­дарствление экономики, включая ликвидацию ведомственной подчиненности, коммерциализацию государственных пред­приятий и развитие частного сектора.

На втором этапе, внимание должно быть сконцентрирова­но на создании рыночной инфраструктуры, антизатратных ме­ханизмов и поэтапного прекращения субсидирования цен.

Трерий этап—период формирования конкурентных рынков.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.