Каждая из этих категорий анартх уходит полностью, массированно или единично на разных этапах практики.
Наиболее быстро и легко уходят те, что происходят из прошлой греховной деятельности. Самые тяжелые анартхи происходят из оскорблений.
ШБ 11.20.27-28
«Пробудив веру в повествовании о Моей славе, испытывая отвращение ко всей материальной деятельности, зная, что удовлетворение чувств ведет к страданиям, но все же будучи не способным отречься от всего чувственного наслаждения, мой преданный остается счастливым и поклоняется Мне с великой верой и убежденностью. Хотя иногда Мой преданный занят наслаждением чувств, он знает, что такая деятельность ведет к печальному результату, и он искренне раскаивается».
Ништха – стадия стабильности и твердой веры.
Это стадия постоянства в преданном служении на уровнях физической деятельности (тела), речи (киртанам) и ума (постоянное памятование, медитация).
Мудрецы считают критерием развития или отсутствия ништхи постоянство в совершении преданного служения (сакшат-бхакти), а не постоянство проявления каких-то определенных качеств преданного (например, преданный может быть смиренен, терпелив, доброжелателен ко всем, но не постоянен в своей практике преданного служения).
Ручи– вкус.
Это вкус и привязанность к преданному служению (слушанию, повторению услышанного, поклонению Божествам, повторению святого имени Господа, любым видам другого преданного служения). В отличие от предыдущих стадий, на стадии ручи у преданного постоянное повторение и слушание не вызывает ни малейшей усталости.
Асакти – привязанность.
После того, как вкус преданного к бхаджану (слушанию, повторению святого имени и другим видам преданного служения) достигнет необычайной глубины и единственным объектом его преданного служения становится Кришна, он достигает стадии асакти, или любовной привязанности к Господу.
На стадии асакти, на исполняющей желания лиане бхакти появляются гроздья бутонов, которые распускаются и цветут на стадии бхавы, а затем на стадии премы превращаются в плоды.
Разница между ручи и асакти состоит в том, что ручи — это главным образом привязанность к служению, а асакти — привязанность к Самому Господу, объекту служения. Фактически, на обеих стадиях преданный испытывает привязанность к Господу и преданному служению, но различие этих двух стадий в том, что на стадии ручи привязанность лишь зарождается, тогда как на стадии асакти, она достигает своего расцвета.
На стадиях, предшествующих асакти, преданный, осознав, что его ум наполнен материальными объектами и желаниями, прилагает все усилия к тому, чтобы обуздать его и сосредоточить на форме, качествах и деяниях Господа. Но обретя асакти, он спонтанно без каких-либо усилий погружается в размышления о Господе.
8. Бхава- экстатическая любовь.
Бхавапроявляется из двух источников: рага-бхакти или вайдхи-бхакти.
Первый тип бхавы превосходит второй по силе и глубине естественных чувств, и его отличительной чертой являются отношения с Господом как с равным, младшим или подчиненным, в которых полностью отсутствуют благоговейный страх и преклонение. Второй тип бхавы, развивающийся из практики вайдхи-бхакти, несколько уступает первому по силе и глубине чувств и характеризуется тем, что любовь преданного к Господу смешана с осознанием Его божественного величия и могущества. Эти два типа бхавы проявляются двумя различными способами в сердцах разных типов преданных, в соответствии с двумя разновидностями духовных желаний. Шрила Прабхупада, придя в традиции Господа Чайтаньи, с самого начала дал нам путь рага-бхакти, просто на первых порах наша рага «носит одежки» вайдхи.
Уровень бхава-бхакти – это трансцендентный, духовный уровень.