Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Зарубежный и отечественный опыт борьбы с насилием в семье



Выявление применения физического насилия по отношению к ребенку
Проблема физического насилия по отношению к детям со стороны родителей достаточно редко является непосредственной причиной обращений к каким-либо специалистам. Чаще насилие обнаруживается в процессе работы с другими проблемами: нарушениями поведения, школьной дезадаптацией, конфликтами в семье и др. Инициаторами обращения в таких случаях обычно выступают родители, сами дети редко обращаются за помощью.

В большинстве случаев при обращениях по поводу проблем с поведением или учебой выявляется, что родители используют «обычные» наказания ремнем, подзатыльниками, шлепками и т.п. Практика такого рода обращения с ребенком почти закономерно приводит к появлению нарушений у ребенка в других сферах его жизни – в школе, общении со сверстниками, - либо к усугублению уже имеющихся проблем.
Однако в последнее время участились случаи выявления более жестокого обращения с детьми. Когда наказания становятся опасными для жизни и здоровья ребенка, выходят за рамки семьи, по поводу детей обращаются знакомые, родственники, родители одноклассников и т.п.
Общими особенностями для той и для другой категории случаев физического насилия являются некоторые особенности родителей:

· неспособность родителей справится с ситуацией,

· отсутствие критики к собственным действиям,

· повышенная ориентировка на нормативность без попытки понять, что происходит с ребенком: «в нашем доме не было воров», «он только так что-нибудь понимает», «его побьешь - он как шелковый» и т.д.

В процессе работы с родителями часто выявлялись наличие физических наказаний или бытового насилия в детстве (например, конфликты между родителями с применением силы). Интересно, что даже во взрослом возрасте физические наказания со стороны родителей, мало рефлексируются, к ним сохраняется некритичное отношение. Наказания, как правило, являются лишь одним из факторов деформации семейных отношений. Паттерн поколений является одним из наиболее сильных механизмов формирования склонности человека применять физическое насилие по отношению к своим детям.
При выявлении физического насилия по отношению к ребенку помощь ведется в трех направлениях:

· медицинская – заживление травм;

· психотерапевтическая – и для жертвы, и для насильника.

· социальная – разделение насильника и жертвы (хотя бы временно);

При всех обращениях, когда выявляется физическое насилие, одной из важнейших задач является диагностика случая и оценка необходимой степени интервенции. Очень важен при этом возраст детей: чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в защите. Во всех случаях, когда угроза физическому и психическому здоровью ребенка достаточно высока, основное усилие должно быть сконцентрировано на обеспечении безопасности ребенка, вплоть до изъятия его из семьи.
Однако учреждения, оказывающие помощь таким детям, должны учитывать не только актуальную ситуацию, но, принимая решения, думать о будущем жизнеустройстве ребенка. Изъятие ребенка из семьи само по себе может быть причиной психологической травмы для ребенка. Кроме того, ребенок, подвергшийся насилию и получивший физическую и психологическую травму, без проведения реабилитационных мероприятий сразу поступает в учреждение интернатного типа. Отсутствие реабилитационной работы, достаточного количества тепла и внимания, а также то, что он может подвергаться насилию со стороны сверстников или старших ребят лишь ухудшает ситуацию[27].
Изменившийся семейный статус также вызывает растерянность и тревогу, так как дети обычно не представляют, как решится их дальнейшая судьба и от чего она зависит. Часто ребенок чувствует себя виноватым перед родителями, что усугубляет травматизацию.
Таким образом, на практике изъятие ребенка из семьи нередко приводит к тому, что он либо поступает в детский дом, что часто является ухудшением его ситуации, либо возвращается в семью, где мало что изменилось. При этом родители часто начинают испытывают еще больше негативных чувств к ребенку; из-за которого, по их мнению, они выглядят в глазах окружающих как плохие родители.Вместе с тем, без изъятия ребенка из семьи помощь зачастую оказать невозможно.

Так, в Мемфисе существует центр по изучению жертв сексуального насилия, где работает специально подготовленный персонал (психиатры, психологи, юристы, социальные работники). Основной целью центра является помощь жертве насилия при возникновении посттравматических стрессовых расстройств (ПТРС), адаптация и реабилитация их в последующем. В центре подготавливаются и отрабатываются программы для оказания квалифицированной помощи, составляются опросники для изучения жертв сексуального насилия, а также разрабатываются обучающие программы, помогающие детям, подвергшимся сексуальному насилию, правильно вести себя во время судебного разбирательства. Данные программы обсуждаются с жертвами насилия как в дошкольных учреждениях, так и в школах, а также в домашних условиях. Обучающие программы направлены на предотвращение поведенческих и эмоциональных срывов у детей во время судебного разбирательства, при этом не оказывая какого-либо влияния на содержание показаний потерпевшего. В качестве основного методологического подхода при изучении жертв сексуального насилия, в основном, использовались опросники и ретроспективные самоотчеты[22].

В Санкт-Петербурге это сеть районных центров помощи семье и детям (созданная комитетом по социальной политике), и ряд психологических служб. Сопровождение имеет целью коррекцию родительских установок и помощь в налаживании взаимодействия между ребёнком и родителями. В случаях обострения внутрисемейных отношений до выраженной степени возможно временное помещение ребёнка из травмирующей семейной среды на определенное время (от месяца до трех) либо в какой-либо общеоздоровительный санаторий (если нет медицинских показаний, то это возможно и по социальным показаниям - оформление через детскую поликлинику и участкового педиатра), либо (если есть такая структура) в упомянутый центр помощи семье и детям (в них должна быть предусмотрена возможность временного пребывания детей сроком до трех месяцев с посещением ими школы и последующим возвращением в семью) - это осуществляется по письменному заявлению родителей (или подростков) на имя директора этого центра.

Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия за рубежом опирается на практику оповещения. Любой человек по собственной инициативе может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрении на факт насилия над ребенком в семье. Такие сообщения считаются не столько благородным намерением, сколько элементарной необходимостью. Что касается врачей, педагогов, тренеров, воспитателей, то для них это – прямая обязанность. Сообщение можно передать по телефону, послать по почте, оформить непосредственно в соответствующем учреждении в течение 24 часов после происшествия. Законом предусмотрены неприкосновенность информирующих лиц, сохранение анонимности и конфиденциальности, а так же наказания для тех, кто эти правила нарушает. Социальные работники расследуют дело, в течение 48 часов вступают вместе с полицейским и медработником в контакт с семьей (если случай очень тяжелый - немедленно). Заметим, что работают такие службы круглосуточно и без выходных.

Социальный работник в домашних условиях обсуждает с родителями полученную информацию, общается с ребенком, тщательно наблюдает за их поведением, оценивая реальные условия жизни семьи, контактирует со специалистами, учителями, соседями, друзьями и родственниками ребенка. Расследование предусматривает безотлагательное врачебное и психологическое освидетельствование ребенка в условиях социального или медицинского учреждения, госпитализацию (в приюте или медицинском стационаре) в качестве кратковременной защитной меры. Согласия или разрешения родителей не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию оказывают сопротивление. Даже в случае не подтверждения обвинений социальный работник периодически навещает ребенка[23].

Вмешательство определяется уже как непосредственная социальная работа с ребенком и его семьей в ситуации сильного стресса, вызванного насилием, жестоким обращением. Она включает в себя оказание конкретных услуг, психологическую и социальную поддержку, социальную терапию и психотерапию. Завершение дела предполагает, что социальная служба решает семейные проблемы в течение определенного времени, а именно от 3 месяцев до 1 года, и за этот период ее работники должны приложить максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально улучшилась[11].

И только в том случае, когда доказано, что никаких улучшений не наблюдается, и существует реальная угроза жизни ребенка, принимаются меры по его изоляции. В отдельных случаях по решению суда виновного родителя вынуждают покинуть дом, где он проживает, и куда должен вернуться после реабилитации ребенок. Таким образом, хотя принятие жестких решений в отношении родителей вполне возможно, тем не менее эти меры не рассматриваются в качестве единственно приемлемыми и рациональными.

В Семейном кодексе РФ также закреплена обязанность должностных лиц и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры для защиты его прав и законных интересов. Но сообщать об этом надлежит не в органы социальной защиты по месту фактического местонахождения ребенка, а в органы опеки и попечительства. Именно последние принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка в случаях. Они же могут отобрать ребенка у родителей (или у одного из них), При этом сначала требуется уведомить прокурора, затем в течение 7 дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родительских прав (ст. 77 СК РФ). Как видно, вся эта процедура излишне бюрократизирована и растянута во времени. К тому же органы опеки начинают работать только со случаями, принимающими крайние, необратимые формы, и никак не влияют на возможности их предупреждения и устранения.

Как известно, Россия ратифицировала ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с семейным насилием в различных его формах и проявлениях. К их числу относятся «Конвенция о правах ребенка», «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», декларация ООН «Об искоренении насилия в отношении женщин» и другие международно-правовые акты. Обеспечить достижение защитных и профилактических целей во многом призвана уже существующая законодательная база самой социальной работы, а именно, принятые на федеральном уровне законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ряд постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных актов, гарантирующих их выполнение.

Во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют не правоохранительные органы в союзе с органами опеки, попечительства, местного самоуправления (т. е. чиновники), а специалисты по социальной работе. Только у них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Именно социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования, и именно поэтому его работа оказывается наиболее профессиональной, жизнеспособной и эффективной.

В США, ФРГ, Голландии, Великобритании специалистов по социальной работе побаиваются из-за их чрезвычайно широких полномочий (вплоть до возбуждения уголовного дела и ходатайства об отчуждении ребенка от родителей).

Именно благодаря развитию практики социальной работы уже наметился переход от одних только карательных мер к социальному поддерживающему и терапевтическому воздействию. Безусловно, по роду и специфике деятельности каждое из ведомств (здравоохранение, образование, милиция), получая оперативную информацию о факте насилия над детьми в семье, может и должно реагировать на своем уровне и своими средствами[24].

Руководитель рабочей группы по подготовке проекта нового российского закона «О социально-правовой защите населения от насилия в семье» Г.В. Антонов-Романовский считает, что законодательного оформления требуют три линии взаимодействия соответствующих структур. Первая – совместные действия социальных служб и органов милиции в экстренных ситуациях с целью обеспечения безопасности как пострадавших, так и социальных работников. Вторая – вмешательство сотрудников милиции в случае препятствования проведению социально-реабилитационных мероприятий. И, наконец, третья линия – взаимный обмен информацией между социальными службами и правоохранительными органами, конфиденциальность которой должна быть законодательно гарантирована.

Эффективность защиты от насилия зависит от комплекса различных мероприятий.

В России работа по предотвращению насилия в семье осуществляется специализированными службами (Кризисными центрами для женщин, для женщин с детьми, убежищами как стационарного, так и дневного пребывания); в процессе реализации отдельных направлений работы специализированных служб и учреждений по типу социальных программ или проектов (подростковые линии на телефонах доверия, детские приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних); отделениями квалифицированной профессиональной социальной работы в территориальных учреждениях системы социального обслуживания населения (центрами психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, комплексного социального обслуживания населения).

Работа ведется по двум направлениям. Первое предусматривает оказание помощи эмоционального, неврологического, поведенческого, общемедицинского характера. Пострадавшему от насилия в семье ребенку требуется медицинская помощь, психологическая, а также материальная поддержка, социально-педагогическое сопровождение. Второе направление – решение комплекса социальных проблем ребенка и восстановление нарушенного баланса.

Из-за жестокого обращения с детьми, пренебрежения их нуждами хронический характер могут приобретать безнадзорность, ухудшение состояния физического и психического здоровья. Пошатнувшийся, а нередко и разрушенный статус в учебно-воспитательном учреждении, в семье, переживание своей ненужности, одиночества, заброшенности способствуют развитию всевозможных форм девиантного поведения (бродяжничество, алкоголизм, наркомания, клептомания, аутоагрессии и пр.).

Защита детей от насилия в семье может осуществляться в любой из указанных организационных структур системы социального обслуживания. Однако, предпочтение, к сожалению, по-прежнему отдается специализированным стационарным учреждениям (приютам и социально-реабилитационным центрам), в которые ребенок попадает надолго, а точнее - навсегда. К началу 2002 г. в ведении органов социальной защиты населения действовало 15 кризисных центров для женщин и 55 кризисных отделений как структурные подразделения учреждений социального обслуживания, 490 социальных приютов для детей и подростков, 437 центров социальной помощи семье и детям, 396 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

 

Законодательство РФ

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ужесточение наказания за преступления, совершенные над несовершеннолетними, и предусматривает специальные статьи за жестокое обращение над детьми
Например, в соответствии со статьей 156 неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним
наказывается

· штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (далее – МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца,

· либо ограничением свободы на срок до трех лет,

· либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового[30].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.