Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Последствия жестокого обращения с детьми



Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часть наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практический все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями. Отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. Как показывают исследования до 90% людей воспринимают физическое насилие как меру воспитания. Наказывают как правило родственники мужского пола. До 10 % детей получают тяжелые травмы, при этом 10% - в возрасте до 2-х лет.
Самый высокий процент детей, пострадавших от физического насилия в семье, приходится на подростковый возраст (12-17 лет). Низший уровень отмечается у дошкольников (до 5 лет).
Ребенок, подвергшийся физическому насилию получает информацию от значимых для него людей (и, прежде всего, на невербальном уровне) о том, что:
• люди, которые меня больше всего любят - это те, которые меня бьют.
• у меня есть право бить других членов семьи.
• я могу применять физическое насилие, когда другие методы воздействия не действуют.
В детском возрасте последствия жестокого обращения, в основном, выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита. У многих детей, которых физически наказывали, выявляется энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т.п. Подростки склонны давать отчетливые протестные реакции на наказания родителей, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение.
В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.
Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же, как и большинство жертв жизненных травматических событий, страдают либо от пониженного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Оказалось, что когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск обнаружить психопатологию. Следующие черты характеризуют взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве, и его семью:

· хаотичная или дезорганизованная семья;

· жестокость, насилие, неумение проявлять заботу в семье;

· потеря интереса к ребенку в семье или его неприятие;

· низкое качество общения членов семьи между собой;

· саморазрушающее поведение.

Самое обидное, что решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до милиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также бояться потерять любовь немилосердных родителей[10] .

Одним из исследований, проведенных с целью выяснения влияния насилия и жестокости на преступ­ность несовершеннолетних, можно назвать исследование группы подростков, находящихся в следственных изоляторах и детских воспита­тельных колониях Свердловской области. Было выяс­нено, что лишь 10,1 % опрошенных не подвергались насилию, остальные, то есть 89,9 % опрошенных, испытали его на себе. Объектом психического насилия были 21,6% опрошенных, психического и физического — 62,5%, пси­хического, физического и сексуального — 5,8 %. Обращает на себя внимание тот факт, что у 20 % этих детей роди­тели были лишены родительских прав, а 7 % — это несовершеннолетние бомжи. Дети этой группы непосредственно столкнулись в своей жизни с ситуациями насилия и жестокости со стороны самых близ­ких людей, родителей, предавших их. Насилие имело место, как со стороны сверстников, так и со сторо­ны взрослых. Чаще всего, это были неоднократные случаи жестокости и насилия, продолжающиеся довольно длительное время.
Дети, наблюдая ситуации насилия, испытывая на себе жестокое обращение, постепенно становились упрямыми, агрессивными, склон­ными к аффективным вспышкам, иногда - повышенно внушаемыми. Несовершеннолетние приходили к мысли о допустимости и результа­тивности насилия, о его безнаказанности - именно такие выводы де­лались ими из ситуаций собственной жизни, анализировалась и пове­дение окружающих.
Постепенно дети принимали насилие, считая его приемлемым спо­собом разрешения конфликтов, а в некоторых случаях, насилие, агрес­сия, жестокость являлись у них непосредственным способом самоут­верждения в среде сверстников.
Поэтому, как видно из вышесказанного, жестокость и насилие не­посредственно влияют на уровень и качественные показатели преступ­ности несовершеннолетних, формируют их противоправное поведение.
Анализ ситуации детства в России показывает, что в по­следнее десятилетие положение детей и их правовая защи­щенность продолжают ухудшаться[18].
Вот лишь самые краткие данные медико-демографи­ческой статистики. За 1995—1999 гг. детско-подростковое население нашей страны сократилось на 3 625 000 человек; физиологическое течение беременности и родов наблюдает­ся лишь у 20% рожениц, каждый 5-й ребенок рождается больным или заболевает сразу после рождения; более 1 млн. детей являются практически инвалидами; за время школь­ного обучения число физически здоровых детей сокращает­ся в 5 раз. Лишь 14% выпускников средней школы можно считать действительно здоровыми.
Не менее красноречивы показатели «социального здоро­вья» детей и подростков. Около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются (на них приходится 40% всей «несовершеннолетней» преступности). Более 2 млн. детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот превысило 650 тыс. (причем 95% из них — это так называемые соци­альные сироты, имеющие живых родителей). 40% детей подвергаются насилию в семьях, в школах 16% учащихся испытывают со стороны педагогов физическое, а 22% — психологическое насилие. За последние 10 лет смертность от самоубийств, среди детей и подростков, выросла на 100%. В 1996 г. покончили с собой 2 756 детей и подростков, уже отмечаются самоубийства среди детей 5—9 лет. В после­дующие годы статистика детских самоубийств непублико­валась.
К 17 годам половина подростков составляет группу рис­ка по алкоголизму в связи с частым употреблением алко­гольных напитков (причем девушек среди них на 10% больше, чем юношей). Заболеваемость сифилисом среди детей до 14 лет за последние 3 года выросла в 2,4 раза, а среди подростков — более чем в 20 раз! Растет заболевае­мость туберкулезом, СПИДом.
Как же социальные и биологические факторы отражают­ся на психическом здоровье детей? Уже в возрасте до 3 лет 9,6% детей имеют явную психическую патологию; среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют признаки болез­ненных отклонений в психике, которые продолжают расти ежегодно на 8—12%; среди школьников распространен­ность нервно-психических расстройств достигает 70—80.

Среди детей со школьной дезадаптацией у 93—95% вы­являются те или иные психические нарушения. Среди де­тей-бродяг, ставших в последнее время лавинообразно на­растающей проблемой, психически здоровыми могут быть признаны не более 6%, а нуждаемость в различных видах психотерапевтической помощи у сирот, длительно живу­щих в детских домах, достигает 100%. 80% попадающих в учебно-воспитательные учреждения для девиантных детей требуют срочной психокоррекционной помощи. Но только 10% всех нуждающихся в психиатрической помощи детей получают ее в государственной системе охраны психиче­ского здоровья.
Дети «группы риска» - эта та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних[19].

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.