(1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2)_____ при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (З)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.
1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Выполняя энергетическую функцию и участвуя в механизмах водного обмена, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в тропических пустынях.
2. Жиры выполняют энергетическую функцию, поэтому они оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.
3. При окислении жиров выделяется метаболическая вода, частично удовлетворяющая потребности организма в жидкости.
4. В условиях тропических пустынь жиры выполняют энергетическую функцию, а также участвуют в водном метаболизме.
5. В тропических пустынях жиры являются одним из важнейших компонентов питания, так как выполняют энергетическую функцию и участвуют в механизмах водного обмена.
2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
1. Однако
2. В частности,
3. Следовательно,
4. Вопреки этому,
5. Хотя
3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФУНКЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ФУНКЦИЯ, и, ж.
1. В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.
2. В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).
3. Работа, производимая органом, организмом (книжн.). Ф. желёз.
4. Роль, значение чего-н. (книжн.). Функции кредита.
5. Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные функции. Функции профкома.
4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сОгнутый
киломЕтр
брАла
алфавИт
углубИть
5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Существует много возможностей отрешиться от повседневных забот, СТРЯХНУТЬ с плеч груз накопившейся усталости, но, пожалуй, самая действенная из них — встреча со старыми друзьями.
2. Невозможно ОБХВАТИТЬ взглядом просторы полей, расстилающиеся вдали.
3. На пути к победе солдаты готовы были ПРЕТЕРПЕТЬ все бедствия, преодолеть все преграды.
4. ЗВУЧНЫЙ голос певца разносился по огромному залу, и слушатели, затаив дыхание, наслаждались прекрасным исполнением известной оперной арии.
5. Главное, чему необходимо УДЕЛИТЬ внимание, — это художественная сторона произведений.
6В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
гора АПЕЛЬСИНОВ
ИХНИЕ дела
пара КРОССОВОК
БОЛЕЕ ЧЕСТНО
ПОПРОБУЕТ торт
7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Все ученики разобрались в сложной теме, пришедшие на факультативное занятие
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Художественные средства, которые были использованы в стихотворении «Деревне», тяготеют к классицистической традиции.
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
8Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
выг..рать
пол..гаться
х. .рактеризовать
прик..снуться
л..гичность
9Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
во..делать, в..пышка
пр..ложение, пр..плод
з..частую, под..шёл
пр..озёрный, пр..рвал
по..ставил, о..бросил
10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
перестра..ваться
услужл..вый
почу..вший
стро..вой
переменч..вый
11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
пересмотр..нный
предрасполож. .нный
изобража. .мый
знаком..шься
неотъемл. .мый
12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Месяца (НЕ)БЫЛО на небе, и звёзды ярко светили.
2. До Нового года осталось (НЕ)БОЛЫИЕ недели.
3. Бабушка, (НЕ)СМОТРЯ на преклонный возраст, отлично видит и слышит.
4. Серёжа (НЕ)ТОРОПЯСЬ перевернул страницу.
5. В (НЕ)ПРИКРЫТОЕ шторами окно светил яркий месяц.
13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Они иногда часами молчали, (ЗА)ТО чувствовалось, что им обоим хорошо — и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.
2. ЧТО(БЫ) ни происходило, штурман (ВСЁ)РАВНО сохранял спокойствие.
3. А вечером он сидел опять (ЗА)ТЕМ же столом и, положив голову на руку, слушал Настасью Петровну и пытался понять, (ПО)ЧЕМУ ему так хорошо в этом доме.
4. Хижина наша из досок да фанеры, (ПО)ЭТОМУ в ней ТАК(ЖЕ) холодно, как в палатке.
5. М. Горький иронично замечал, что «человек (В)КОНЦЕ концов захрюкает, если (ВСЁ)ВРЕМЯ ему говорить, что он свинья».
14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Основное действие картины разворачивается на втором плане: в светлой комнате заплака(1)ая дама с ребёнком на руках с мольбой смотрит на приглашё(2)ого доктора в посеребрё(3)ом пенсне.
15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
2. На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.
3. На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
4. В силу обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет писатель страстно стремился вернуться в Россию.
5. Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.
16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.
17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Норма человеческой жизни (1) по мнению Гончарова (2) есть повторение нормы природной, суть которой — в поэтической преемственности, незаметном, но (3) конечно (4) неизбежном накоплении новых качеств.
18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.
19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.