Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Инновации и экономический рост



Инновационный процесс в современных условиях, являясь важнейшей компонентой научно-технического прогресса, обуславливает поступательное движение общества. В этом процессе формируются факторы экономического роста, он ведет к накоплению инновационного потенциала. Под инновациями (нововведениями) понимаются определенные результаты творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, прогрессивных организационных форм, сопровождаемые качественными преобразованиями национального производства и экономических отношений. Инновации касаются не только области техники и организации производства, но и внутренней и международной торговли, образования и т.д.

Естественными центрами инноваций являются НИИ, ОКБ, отделы НИОКР на предприятиях, научные лаборатории ВУЗов. Инновации, которые появляются и воплощаются в развитой экономике, помимо научно-исследовательских институтов и университетов нуждаются в поддерживающей инновационную деятельность среде. Это - ассигнование необходимых денег для проведения научно-исследовательских работ, создание и поддержание научных школ и направлений, независимая экспертиза научных работ, освобождение науки от бюрократических пут и администрирования. Центрами инновационной деятельности могут быть как большие фирмы, как это имеет место в авиастроении, так и небольшие фирмы, создающие программные продукты. Коренные изменения в аэрокосмической области происходят по программам длинных циклов, в автомобилестроении – циклы короче, в производстве одежды и обуви происходят ежегодные изменения.

Суть технико-экономической теории развития состоит в том, что радикальные инновации требуют изменения мышления основной массы инженеров и менеджеров, наличия факторов производства для их реализации. В соответствии с законом цикличности экономического роста возможно замедление роста или даже некоторый период стагнации, в течение которого через систему образования и повышения квалификации должны быть подготовлены предпосылки для нового экономического роста.

Специфика инновационной деятельности состоит в том, что инновацииносятрисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому российский частный капитал, хотя и побуждается неконкурентностью продукции к инновационной деятельности, как из-за наличия риска, ограниченности свободного капитала и определенным отставанием науки и качества высшего образования. Поэтому основная ответственность в развитии инновационного процесса в России ложится на государство.

Регулирование инновационной деятельности. Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания); третья придерживается “промежуточного” варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.

Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах:административно-ведомственной и программно-целевой.Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера “О технологических нововведениях”, предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций. Всего из 133 млд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3%.

Программно-целевая формагосударственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются льготные кредиты для осуществления нововведений и т.д.

Особое место в системе “прямых” мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью.Государственная поддержка создания таких организационных формирований осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США.

Первая из них “Промышленно-университетские кооперативные исследовательские центры” реализуется с 1973 г. Она предусматривает создание кооперативных центров на базе разработки и реализации крупный исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках этой программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации. Возникли “Центры инженерных исследований”, основной целью которых является помощь в повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что государство охотнее использует свою финансовую помощь в качестве стимула при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для промышленности.

Вторая программа начата в 1978 г. и направлена на организацию кооперации промышленности с университетами в выполнении исследовательских проектов, финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской работе ННФ предоставляет субсидии.

Третья программа ставит своей задачей предоставление финансовой помощи отдельным лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса, обязующимся в течение полугода провести исследования какой-либо научной идеи. Наконец, цель четвертой программы состоит в развитии фундаментальных знаний о процессе технологических нововведений и оценке механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и университетов.

Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.

1. Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще и инновационному в частности регулируется уровнем налогообложения прибыли.

В Великобритании налог на прибыль для стартующих инновационных компаний снижен с 20% до 1%. Потолок не облагаемых налогом инвестиций поднят на 50% - 150 тыс. ф. с. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и снят налог при инвестировании в такие компании. Устранен облагаемый налогом предел в 1 млн. ф. с. на фонды, привлеченные соответствующими компаниями, для компаний с объемом основных фондов менее 10 млн. ф. с. Выделены 50 млн. ф. с. под правительственные гранты в стартующие компании. В 1997 г. в Великобритании инвестировано 295 млн. ф. с. в 690 высокотехнологичных компаний.

В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время - 20%.

Японская модель также предполагает создание технологического приоритета, но при этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.

Законодательные нормы.Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования инновационной активности. Это обстоятельство в определенной мере обусловливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны.

Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.

При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. Так, отмечается согласованность инновационной политики со всеми видами государственной экономической политики вообще; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу. Характерным свойством инновационной политики является также широта воздействия: оно нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат. Наконец, общая черта инновационной политики - учет особенностей инновационного процесса: его цикличности, расчлененности на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и т.д.

Для нашей страны объем инвестирования инновационных проектов, осуществляемый развитыми промышленными странами, сейчас невозможен. Следовательно, трудно рассчитывать на то, что российская инновационная продукция, кроме отдельных случаев сможет удовлетворять высочайшим требованиям инновационных рынков развитых стран.

«В масштабах российской экономики эффект от технологических инноваций пока почти не заметен, По данным за 2004 год, объем инновационной продукции составил всего 5,4% объема отгру­женной продукции промышленности. При этом принципиально новая продукция не набира­ет и одного процента, тогда как в Фин­ляндии этот показатель составляет 27,2%, в Италии и Испании — от 10 до 20%. Убедительным индикатором резуль­тативности инновационной деятельности является низкая конкурентоспособность продукции на внешних рынках: менее 2% ее общего объема на инновационных предприятиях направляется на экспорт. Наши позиции на глобальных высоко­технологичных рынках столь же незна­чительны (например, в сфере вычисли­тельной техники и фармацевтических препаратов — по 0.02%,).

Неразвитая конкурентная среда и отсутствие необходимых рыночных стимулов к инновациям, высокий, уровень концентрации производства, административные барьеры—все это неизбежно накладывает свой отпечаток на масштабы, динамику и структуру инновационной активности. Доля промышленных предприятий, осуществлявших технологические инновации, стабилизировалась на уровне 10-11%. Это - довольно скромная величина, особенно в сравнении с аналогичными показателями не только таких стран-лидеров, как Ирландия (75%), Канада и Германия (66-68%), но и Мексики (46%), Эстонии и Латвии (35-38%), Словении и Венгрии (28%). Даже в высокотехнологичных отраслях отечественной промышленности - производстве телекоммуникационного оборудования (35.5%), офисной и вычислительной техники (.40%) уровень инновационной активности соответ­ствует среднему, например, в Чехии (32%) и Турции (35%).

Основной формой инноваций, при­чем во все больших масштабах и во всех отраслях, остается импорт машин и оборудования (его осуществ­ляют 63% инновационных предпри­ятий). Компании, даже инноваци­онные, предъявляют все меньший спрос на научные исследования и разработки. За последнее десятилетие доля инновационных предприятий, за­нятых их внедрением, сократилась почти вдвое — до 33%. На НИОКР приходится 16.4% затрат на техноло­гические инновации (в 1995 году — 27%), тогда как в Австрии, Германии и Дании эта величина достигает 55-57%, Нидерландах. Норвегии и Финляндии — 69-75%.

Традиционно невелика совокуп­ность предприятий, приобретавших новые технологии (менее 17%), в том числе права на патенты и патентные лицензии (10%). В итоге наша экономика обречена догонять разви­тые страны, причем этот процесс со­провождается нарастающим техноло­гическим отставанием. К сожалению, россий­ская наука в ее нынешнем ви­де практически не способна эффек­тивно взаимодействовать с реальным сектором экономики и адекватно реа­гировать на его потребности. Крайне низкое внедрение научно-технических достижений (менее 5% заре­гистрированных изобретений стали объектами коммер­ческих сделок за последние 15 лет) во многом обусловлена их неподготовлен­ностью к практическому применению, неудовлетворительными технико-экономическими показателями.

Более 70% всех изобретений направлено на поддержание или незначительное усовершенствование суще­ствующих и в большинстве своем уста­ревших видов техники и технологий. Подобные изобретения, не требующие длительной подготовки производства и коренных технологических изменений, внедряются относительно быстро, но уже через два-три года их использо­вание перестает давать какой-либо экономический эффект. Только поло­вина создаваемых технологий имеет охранные документы на промышлен­ную собственность; подавляющая их часть не обеспечена сертификатами качества и безопасности, системами сервиса и эксплуатационного обслу­живания, утилизации отходов произ­водства. Поэтому предприятия отдают предпочтение приобретению готового оборудования, прежде всего импорт­ного, а не рос­сийских технологий, и разрыв между наукой и инновационной сферой лишь усиливается.» (Бизнес-журнал, № 16, август-сентябрь 2006 года)

Новая экономика.Глобальная проблема дальнейшего ускорения экономического роста в развитых странах заключается в том, что к концу ХХ века экстенсивные факторы экономического роста себя исчерпали и встал вопрос о путях дальнейшего роста экономики. Выбранное направление получило название «постиндустриального общества» или «новой экономики». К основным признакам новой экономики, в первую очередь, относятся количество инвестиций и степень развития современных наукоемких отраслей:

  • аэрокосмической,
  • компьютерной техники и офисного оборудования,
  • электроники и техники связи,
  • медицинской техники и фармакологии.

Второй отличительной особенностью является информатизация процесса производства и продаж, чему во многом способствует наличие и доступность Интернета. Информационный ресурс уникален тем, что его количество в мире постоянно растет, при его использовании или продаже он не уменьшается и остается в распоряжении владельца. Другое дело, часть этого ресурса устаревает со временем и требует обновления. Кроме того, существует проблема защиты информации от «пиратства» и несанкционированного доступа (кражи информации и стоящей за ней материальных ценностей).

Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг.

С другой стороны, существует множество информационных товаров и услуг, которые не являются результатом информационной деятельности. Это, прежде всего, материальные компоненты, которые необходимы для производства, переработки, хранения и распространения информации.

Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров. Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована. Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным (процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет). В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. В-четвертых, производство информации, в отличии от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.

Рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых достигает 50 %. Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран составляет 10-25 %.

В новой экономике происходит смещение акцентов внимания правительства и бизнеса с сырьевых и материально-технических ресурсов на интеллектуальные и информационные ресурсы. Возрастает значение качества человеческого ресурса, значение образования и системы повышения квалификации работников. Особую остроту приобретает проблема «утечки мозгов», которая по своим последствиям в долгосрочной перспективе превышает потери от «утечки капитала». Меняются также некоторые рассмотренные ранее положения экономической теории. Так, монополии новой экономики обладают монопольной властью до тех пор, пока не найдено новое техническое решение (ситуация на рынке мобильной телефонной связи). Увеличение количества информационного продукта при его потреблении не уменьшает, а увеличивает его полезность. Изменяется также отношение к экономическому росту, поскольку учитываются его положительные и отрицательные стороны.

Особенно это актуально для экстенсивного роста экономики, характерного как в прошлом, так и в настоящем для России. Экономический рост сопровождается, с одной стороны, повышением жизненного уровня, а с другой - истощением природных ресурсов, ухудшением экологической обстановки во многих районах страны. При неотрегулированной системе распределения и перераспределения ВВП, экономический рост уже привел к сильному социальному расслоению, потери единства общества и национальных ориентиров.

Вопросы к разделу:

1. Почему росту ВВП придается такое большое значение?

2. Почему темпы роста ВВП развивающихся стран Азии и Латинской Америки

превышают темпы роста развитых стран?

3. К какой категории стран (развитых, развивающихся) следует отнести Россию и почему?

4. В чем различие понятий «рост ВВП» и «экономическое развитие»?

5. Прямые и непрямые факторы роста ВВП. Какие факторы, на Ваш взгляд, мешают

увеличению темпов роста ВВП России?

6. Как рост ВВП связан с границей производственных возможностей?

7. Причины цикличности экономического роста

8. «Нормальные» и «длинные» циклы. Почему «социалистический» период роста

российской экономики можно рассматривать как «длинный цикл Кондратьева»?

9. «Неокейсианская» и «неоклассическая» модели экономического роста.

10. Значение инвестиций для экономического роста. Как понимать термин

«благоприятный инвестиционный климат»?

11. Что такое «инновации»? В каких инновациях нуждается в настоящее время экономика

России?

12. Объясните риски, заложенные в инновационной деятельности.

13. Как государство может способствовать инновационной деятельности?

14. Какие отрасли относят к «новой экономике» и почему?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.