Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 2: Предмет и методология учебной дисциплины



Зачёт по «Введению в профессию».

Оформление:

1. Вопрос в оригинале

2. Ваше название темы

3. Ответ:

а) вариант 1

б) вариант 2

 

Вопрос 1: Место и роль учебной дисциплины "Введение в профессию" в системе юридических дисциплин.

Учебная дисциплина «Введение в юридическую профессию» по сравнению с другими юридическими учебными дисциплинами носит, вводный, ознакомительный характер, является дополнительной к существующим учебным дисциплинам. Входит она в систему юридических дисциплин, объединенных общим названием – юриспруденция, и взаимосвязана с ними.

Рассматриваемая учебная дисциплина тесно связана, прежде всего, с теоретико-историческими дисциплинами (ТГП, история политических и правовых учений, ИОГиП и ИЗГиП). Так, ТГП исследует основные сферы юридической деятельности (правотворческую, правоприменительную, правоохранительную); её роль в механизме правового регулирования общественных отношений; содержательные аспекты правосознания, правового мышления, правовой культуры и т.д.

Изначальные, общие сведения о профессии юриста, юридической деятельности, содержащиеся в учебном курсе «Введение в юридическую профессию», свою конкретизацию находят в отраслевых юридических науках (например, в конституционном, уголовном, гражданском, международном и др. отраслях права), а также в дисциплинах специализации (например, в корпоративном, банковском, предпринимательском праве).

Учебная дисциплина «Введение в юридическую профессию» дополняет также те учебные дисциплины, которые имеют прямое отношение к исследованию особенностей профессии юриста, в целом и различных юридических профессий, в частности. Это, например, уголовно-процессуальное право, СиПО, криминалистика, юридическая психология и др. юридические учебные дисциплины.

Существенное место в структуре междисциплинарных связей рассматриваемой учебной дисциплины занимают проблемы взаимодействия ее с психологией и социологией права.

Юридическая деятельность протекает в определенной социальной и культурной среде. Психологические и социологические составляющие юридической профессии входят в предмет данной учебной дисциплины. Это касается и вопроса профессионального поведения юристов и правил их регулирования.

Особое место в общей системе междисциплинарных связей занимают отношения между учебной дисциплиной и той областью юридических исследований, которые определены понятием «юридическое науковедение» или наука об организации и управлении юридической деятельностью как в области публично-правовых, так и в области частноправовых отношений.

Публичная государственная служба и частная юридическая практика различаются и по содержанию и формам их осуществления. Это обстоятельство не может не получить своего отражения в тематике учебного курса и ее содержательном наполнении.

Другая структурная линия взаимодействия учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» связана с вопросами юридико-технического обеспечения нормотворческой и правоприменительной практики. Именно здесь лежит основная граница ее взаимодействия с другими отраслевыми и специальными юридическими дисциплинами.

Фактически и по существу главный предмет учебной дисциплины и есть не что иное, как введение в систему приемов и методов, средств и способов осуществления практической юридической деятельности.

Междисциплинарный обмен юридическими знаниями является способом воспроизводства самой учебной дисциплины и в предметном, и в методологическом отношении. В этом смысле «Введение в юридическую профессию» является постоянно обновляемой как по своей тематике, так и содержанию учебной дисциплиной.

 

Вопрос 2: Предмет и методология учебной дисциплины.

Определение предмета учебного курса «Введение в юридическую профессию» – необходимое условие последовательного изучения и понимания сущностных характеристик профессии юриста как социально-правовой категории во всех формах ее проявления – и публичной и частной.

Определить предмет рассматриваемой учебной дисциплины – это значит, во-первых, охарактеризовать ее содержание; во-вторых, выявить ее отличие от других учебных дисциплин, тоже в той или иной мере изучающих различные аспекты профессиональной юридической деятельности (например, СиПО, прокурорский надзор, юридическая этика и т.д.).

Необходимо отметить, что среди ученых-юристов до сих пор нет единого мнения о предмете учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию», поскольку, это новая дисциплина в первоначальной стадии становления себя в качестве научной и учебной дисциплины

С самого начала изучения данной дисциплины необходимо определить ее предмет.

Общим предметом учебного курса является профессиональная юридическая деятельность в различных сферах социальной практики как публичной, так и частной.

Понятие «юридическая деятельность» включает в себя три составляющие – административную, технологическую и социокультурную.

В административном отношенииюридическая деятельность представлена в виде профессионального сообщества юристов и системы юридических специальностей, обеспечивающих решение практических задач правового регулирования организации и управления в отдельных сферах общественной жизни.

В технологическом аспектеюридическая деятельность выступает в качестве системы действий, процедур, форм и методов юридико-технической работы, связанной с подготовкой юридических документов, юридическим сопровождением выполнения тех или иных работ и услуг, решением конкретных юридических задач.

В социокультурном плане юридическая деятельность выражает определенный уровень развития правовой культуры и правосознания юристов, сложившиеся традиции и практики профессионального поведения, базовые правовые ориентации и ценности, разделяемые профессиональным сообществом юристов в целом и отдельными профессиональными группами.

Все три системные и функциональные проявления и существования юридической деятельности раскрывают формальные и неформальные (общие) аспекты собственно юридической профессии, в которой переплетаются социальные, организационные, психологические, этические характеристики и условия ее развития и воспроизводства в соответствии с требованиями профессиональной среды и запросами современной практики.

Юридическая деятельность в широком смысле представляет собой создание и реализацию права путем его исполнения, соблюдения и применения, совершения различных действий, влекущих правовые последствия. Она воплощается в законодательстве, образовательной и научной практике, консультационной деятельности.

тогда, по идее юр. деят. в узком смысле – деятельность юриста… и тд.

Предмет юридической деятельности включает одновременно определение ее границ и определение ее содержания. Определение границ связано с пониманием права как такового. Определение содержания вытекает логично из системы юридических функций – правообеспечивающих, праворегулирующих и правоохранительных, в совокупности составляющих структуру юридической деятельности.

Основные элементы и характеристики профессиональной юридической деятельности образуют объект учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию».

Конкретный предмет данной учебной дисциплины, охватывает изучение юридических действий и процедур, наличие которых определяет границы и содержание профессиональной юридической деятельности; условий, обеспечивающих превращение повседневных социальных действий в сферу профессиональной деятельности; критериев оценки качества профессиональной юридической деятельности.

Результатом освоения учебной дисциплины должно стать первичное знание о профессии юриста в целом и ее разновидностях в частности; психологии труда юристов; истории становления профессии юриста в различных социально-экономических формациях; профессиональных навыках юриста; правовой культуры и правовой этики юриста, других сущностных ее характеристик.

В конечном итоге, изучение профессиональной юридической деятельности определяется задачей ее совершенствования как с точки зрения повышения собственно профессиональных качеств юриста, так и с точки зрения требований, предъявляемых обществом к представителям данной профессии.

Решение обеих задач связано с разработкой соответствующего категориального аппарата юриспруденции, а также применением определенной методологии исследования всех сторон юридической деятельности.

Как и каждая отрасль знаний, и учебная дисциплина, курс «Введение в юридическую профессию» имеет не только свой предмет, но и свой метод. Если предмет дает ответ на вопрос “что?” изучает данная наука и дисциплина, то метод указывает “как?”, каким образом она это делает.

Под методом в любой отрасли знаний и учебной дисциплине понимается совокупность аналитических приемов, способов получения объективного и достоверного знания о предмете исследования. Данное положение распространяется также и на предмет учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию».

Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологиюисследования.

Методология учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» представляет собой совокупность приемов, способов изучения становления, развития и функционирования юридической деятельности, профессии юриста.

К основным методам изучения, познания содержания и сущности юридической деятельности, применяемым в курсе «Введение в юридическую профессию», относятся:

1) всеобщий, философский методдиалектический метод. Этот метод дает возможность раскрыть генезис, эволюцию, признаки, содержание и виды юридической профессии, другие ее сущностные характеристики в динамике;

2) системный метод (метод системного анализа), предполагающий рассмотрение профессиональной юридической деятельности как единой системы (юридическая практика), которая в свою очередь является составным звеном (подсистемой) более широкой системы (правовой системы общества);

2) ) системный метод (метод системного анализа) - юридическая практика, являющаяся подсистемой правовой системы общества.

3) структурный метод, предусматривающийрассмотрение профессии юриста в структурном плане, подразделяя ее на основные сферы и направления юридической деятельности, а также виды профессии юриста;

4) функциональный методэто изучение функций профессии юриста (например, функция обеспечения надлежащей подготовки специалистов юридического профиля; функция поддержания высокого авторитета юридической профессии, воспитания граждан в духе уважительного отношения к праву и его социальным ценностям; функция гуманизации юридической практики и ее подчинения интересам общества и государства; функция прогнозирования перспективных направлений развития юридической практики, изучения востребованности юристов различных специальностей на рынке труда и т.д.);

5) сравнительно-правовой метод, сущность которого состоит в сопоставлении однородных по своей природе правовых институтов (например, судебной, прокурорской, адвокатской практики, определенных подходов и приемов в решении тех или иных категорий юридических дел), с целью заимствования положительного опыта, приобретенного в правовой сфере;

6) конкретно-социологический метод– позволяет путем применения соответствующих социологических методик (например, анкетирование, опрос, анализ документов и т.д.) выявить уровень эффективности тех или иных правовых институтов;

7) психологические методы, среди которых – тестирование, наблюдение, психологический эксперимент и некоторые др. приемы, способы, которые используются при проведении психологических исследований.

При изучении учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» применяются также исторический, логический методы, которые дают развернутое представление в целом о системе, формах и содержании профессиональной деятельности юристов. Важное место в изучении профессиональной юридической деятельности занимают и такие методы, как статистический и формально-юридический методы.

 

Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.

Формально-юридический метод — исследование и толкование нормативного материала, текстов источников права.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.