Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра стандартизации, сертификации и управления качеством

 

 

ВЫБОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ЭКСПЕРТНЫМ МЕТОДОМ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическим занятиям и самостоятельной работе

По квалиметрии и управлению качеством

Для студентов направления (специальности)

200000 (200503)

 

 

Курган 2008

 

Кафедра “Стандартизация, сертификация и управление качеством”

 

Дисциплина: “Квалиметрия и управление качеством”

(направление 200000, специальность 200503)

 

Составил: канд. техн. наук, профессор В.Н. Орлов (общая редакция, разделы 3, 4, приложение)

ассистент Т.Н. Ширинская (введение, разделы 1, 2, 5)

 

Составлены на основе переработанных и дополненных методических указаний “Выбор определяющих показателей качества машиностроительной продукции экспертным методом” / Симкин А.З. – Брянск: Изд-во БГТУ, 1999.

 

 

Утверждены на заседании кафедры « 8 » февраля 2008 г.

 

Рекомендованы методическим советом университета

 

« 14 » февраля 2008 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 4

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ …………………………………………………………. 4

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ……………………………………………… 4

3. УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ….…. 4

3.1. Опрос экспертов ……………….. …………..………………………. 5

3.2. Обработка экспертных оценок ……….……………………………. 6

3.3. Анализ полученных результатов ……………………………………7

4. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ………………………………………………... 9

5. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ………………………………………….. 10

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………... 10

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….. 11

 

ВВЕДЕНИЕ

 

При оценивании качества продукции важно обоснованно провести выбор показателей качества. Показатели, по которым оценивают качество продукции, называются определяющими. Выбор определяющих показателей качества сводится к нахождению коэффициентов весомости отдельных показателей в общей оценке качества продукции. Для определения весомости отдельных показателей используются следующие методы:

стоимостной –при котором весомость пропорциональна затратам, необходимым для обеспечения -го показателя качества;

вероятностный – основанный на применении регрессионного, дисперсионного или корреляционного анализа;

экспериментальный – при котором весомость отдельных показателей определяют по результатам экспериментов;

экспертный – при котором весомость определяют на основе опроса специалистов;

смешанный (комбинированный) – заключается в использовании некоторой комбинации весомостей, полученных с использованием различных методов.

 

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

 

Целью работы является изучение методики проведения, обработки и анализа результатов экспертного опроса при выборе определяющих показателей качества продукции, а также получение практических навыков использования данной методики.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

1. По указанию преподавателя выбрать вариант задания.

2. Ознакомиться с данными экспертного опроса.

3. Определить коэффициент согласованности результатов экспертного опроса.

4. Определить коэффициенты значимости (весомости) определяющих показателей качества продукции.

5. Провести анализ результатов экспертного опроса и сделать выводы.

 

 

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

 

Экспертный метод определения коэффициентов весомости показателей качества продукции является наиболее распространенным. Экспертное оценивание коэффициентов весомости показателей качества включает в общем виде следующие основные и последовательно выполняемые этапы работ: формирование группы экспертов; подготовку опроса экспертов; опрос экспертов; обработку экспертных оценок; анализ полученных результатов.

При проведении практических занятий для конкретного вида изделий (по указанию преподавателя) из ряда указанных показателей качества необходимо выбрать определяющие.

Задания можно выполнять либо индивидуально каждым студентом по вариантам, указанным в приложении, либо подгруппой студентов, включающих 5-7 человек, где каждый студент, входящий в подгруппу является экспертом. В этом случае каждый студент дает ранговые оценки значимости всех заданных показателей качества.

Полученные оценки всех студентов подгруппы (экспертов) сводятся в таблицу, обрабатываются и анализируются с целью получения результатов, предусмотренных в задании данной работы.

 

 

Опрос экспертов

 

Обычно эксперты дают ранговую оценку следующим образом: наиболее важный показатель обозначают рангом , а наименее значимый – рангом R=m, где – число показателей. Если эксперт считает несколько показателей равнозначными, то им присваиваются одинаковые ранги, но сумма их должна быть равна сумме мест при их последовательном расположении. Например, если показатель, по мнению эксперта, находится на четвертом, пятом и шестом местах, то каждому из них присваивается ранг . Сумма рангов у каждого эксперта постоянна и равна

, (1)

где - ранг -го показателя, который дал -й эксперт;

- число оцениваемых показателей;

- количество экспертов.

Пример экспертной оценки показателей качества штангенциркуля шестью экспертами представлен в табл. 1.

Таблица 1

Ранговые оценки показателей качества штангенциркуля

 

Эксперты Показатели качества ( )
6,5 3,5 3,5 6,5
1,5 1,5
2,5 4,5 4,5 2,5
6,5 6,5

Примечания к таблице 1:

- диапазон показаний; - цена деления шкалы; - погрешность изготовления штангенциркуля; - износостойкость измерительных губок; - коррозионная стойкость штангенциркуля; - внешний вид; - цена штангенциркуля.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.