Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Метод, основанный на преобразовании матрицы предпочтений



 

Здесь, как и при ранжировании объектов (см. п. 3.1.3.3.), проводится преобразование матрицы предпочтений на основе модели Тэрстоуна. Заметим, что матрица А в методе ранжирования тождественна матрице Г в методе парных
сравнений.

 

Непосредственное оценивание

 

Непосредственное оценивание - метод экспертных оценок, при котором
i-й эксперт оценивает степень обладания j-го объекта некоторым свойством
числом bij, принадлежащим заданному интервалу (например, [0, 1], [1, 10] или
[1, 100] и т. п.). Другими словами, эксперт ставит объекту оценку из заданного
диапазона. Чем в большей степени обладает объект данным свойством, тем
выше оценка.

В качестве оценки относительной важности j-го объекта, следующей из
мнений m экспертов, рассматривается нормированный коэффициент

 

(24)

 

где bij - оценка j-го объекта i-м экспертом.

 

Один из способов оценки степени согласованности экспертов при непосредственном оценивании основан на преобразовании множества оценок n объектов, данных каждым экспертом, в ранжировку (приписыванием ранга 1 объекту с наибольшим значением оценки, ранга 2 объекту с оценкой, следующей за наибольшей и так далее). После этого рассчитывается коэффициент конкордации и оценивается его значимость по методике метода ранжирования.

 

Примеры применения экспертных оценок


4.1. Метод ранжирования

Оценка производителей принтеров

 

Требуется оценить производителей лазерных принтеров по качеству выпускаемой продукции.

Решение. Задача решается по методу экспертных оценок. Составлена анкета, содержащая названия фирм-производителей лазерных принтеров:

1. Canon.

2. Epson.

3. Hewlett Packard.

4. Lexmark.

5. Oki.

6. Samsung.

7. Xerox.

Экспертам предлагалось проранжировать перечисленных в анкете производителей по качеству выпускаемых ими лазерных принтеров. Полученные ранги сведены в матрице рангов (табл. 3).

 

Нормирование рангов

 

Так, некоторые эксперты поставили одинаковые ранги некоторым производителям, то проводим нормализацию рангов, используя формулу (3). Матрица нормализованных рангов приведена в таблице 4.

 

Таблица 3

Матрица рангов

Эксперты Производители
1 2 3 4 5 6 7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Σxij

 

Таблица 4

Матрица нормализованных рангов

Эксперты Производители
1 2 3 4 5 6 7
1
2
3 5,5 5,5
4
5
6
7 4,5 4,5
8 1,5 1,5 3,5 3,5
9 3,5 3,5 5,5 5,5
10
11
12
13 4,5 4,5
14 1,5 1,5 6,5 6,5 4,5 4,5
Σ ij 41,5 86,5 67,5 54,5

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.