Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Порядок работы и анализ результатов исследования

Процедура

Бланк разработан и апробирован А.С. Седуновой совместно с группой студентов 5-го курса специализации «Акмеология» (Муратовой В.А., Архиповой М.И. и др.) на основе процедуры экспертной оценки личности Ю.П. Платонова, представленной в пособии «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии»[2].

Таблица 1.4.1.Критерии оценивания компетентности практического психолога

Критерий Содержание критерия Уровни
1. Определенность Раскрывает структуру интересов к различным аспектам деятельности психолога Высокий / Средний / Низкий
2. Осознанность Осознание целей деятельности психолога Высокий / Средний / Низкий
3. Целеустремленность Приоритет мотивов познания и взаимодействия с людьми Высокий / Средний / Низкий
4. Избирательность Способность глубоко и полно отражать психологические особенности субъекта взаимодействия Высокий / Средний / Низкий
5. Тактичность Способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений Высокий / Средний / Низкий
6. Действенность Способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения Высокий / Средний / Низкий
7. Саморегуляция Способность выдерживать нагрузки, контролировать своё поведение и эмоциональное состояние Высокий / Средний / Низкий
8. Рефлексивность Способность к самосознанию, самоанализу Высокий / Средний / Низкий
9. Ответственность Способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности Высокий / Средний / Низкий
Интегральный показатель Компетентность практического психолога Высокий / Средний / Низкий

Порядок работы и анализ результатов исследования

Экспертам разъясняется, что указанные в бланке экспертной оценки качества должны быть оценены ими применительно к конкретному психологу по 5-балльной шкале: низшая оценка – 1, высшая – 5. Полученные результаты перенести в таблицу обобщенных экспертных оценок и вычислить (табл. 1.4.2-1.4.4):

1) сумму баллов, выставленных каждым экспертом по всем девяти показателям;

2) средний балл по результатам работы каждого эксперта;

3) сумму баллов, выставленных всеми экспертами по каждому из девяти показателей;

4) средний балл по каждому из девяти показателей по результатам работы всех экспертов;

5) общую сумму баллов по результатам работы всех экспертов;

6) общий средний балл оценки по результатам работы всех экспертов.

Если при обработке результатов выявится, что максимальная и минимальная экспертные оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно результаты работы этих экспертов из общего подсчета исключить. Большая вариативность в оценках экспертов может свидетельствовать о неоднородности экспертной группы, о разном уровне компетентности экспертов.

Общий средний балл оценки позволяет сделать заключение об уровне качеств психолога, ориентируясь на следующие показатели: < 21 – практическая непригодность к выполнению функций психолога; 21-27 – низкий уровень; 28-36 – средний уровень; > 36 – высокий уровень.

Таблица 1.4.2.Бланк экспертной оценки психологических характеристик
личности психолога

Содержание признака Оценка (баллы) и № эксперта
... N
1. Проявляет интерес к деятельности психолога        
2. Самостоятельно включается в психологическую работу        
3. Проявляет интерес к планированию взаимодействия с клиентом или группой        
4. Проявляет интерес к установлению и поддержанию контакта с клиентом и группой        
5. Проявляет интерес к постановке целей и гипотез деятельности        
6. Проявляет интерес к изучению и применению технологий взаимодействия с клиентом или группой        
7. Проявляет интерес к оценке и самооценке результатов деятельности        
Средний балл        
1. Считает, что главное – это результат и качество труда        
2. Считает, что психолог несет ответственность за результат своей деятельности        
3. Считает необходимым поддержание контакта с клиентом или группой        
4. Считает, что в работе в равной степени важны как информация о проблеме и способах её решения, так и умение построить взаимодействие с клиентом или группой        
5. Считает, что психолог должен способствовать самостоятельному поиску клиентом вариантов решения проблемы        
6. Считает, что отношения должны носить доверительный характер        
7. Признаёт важность труда психолога        
Средний балл        
1. Стремится максимально способствовать решению проблемы клиентом или группой        
2. Стремится получить социальное признание        
3. Стремится наиболее полно раскрыть свои профессиональные возможности        
4. Стремится адекватно осуществлять профессиональную помощь        
5. Стремится инициативно и ответственно выполнять свои обязанности        
6. Стремится получить удовлетворение от своей работы        
7. Стремится к позитивным взаимоотношениям с клиентом или группой        
Средний балл        
1. Способен давать людям точные характеристики        
2. Способен быстро оценивать особенности и состояния других людей        
3. Способен представить себя в ситуации, переживаемой другим человеком        
4. Способен анализировать особенности поведения других людей        
5. Способен к сопереживанию и сочувствию        
6. Способен проявлять интерес и внимание к другим людям        
7. Способен ориентироваться во взаимоотношениях        
Средний балл        
1. Способен находить правильный тон во взаимоотношениях        
2. Способен находить индивидуальный подход к людям        
3. Способен проявлять участливость, приходить на помощь        
4. Способен находить общий язык с разными людьми и в разных обстоятельствах        
5. Способен проявлять взвешенность в оценках        
6. Способен общаться с людьми без наигранности и нарочитости        
7. Способен общаться с людьми без грубости и чванства        
Средний балл        
1. Способен воздействовать убедительностью доводов        
2. Способен грамотно применять техники общения        
3. Способен к эмоциональному воздействию        
4. Способен сформировать установку на взаимодействие        
5. Способен вызывать уверенность в успехе        
6. Способен словом побуждать клиента или группу к мобилизации своих ресурсов        
7. Способен правильно выбрать момент для воздействия        
Средний балл        
1. Способен осознавать своё эмоциональное состояние        
2. Способен контролировать эмоциональные реакции в ситуации взаимодействия        
3. Способен проявлять гибкость в поведении и взаимодействиях        
4. Способен поддерживать и восстанавливать свои внутренние ресурсы        
5. Способен рассчитывать нагрузку, режим деятельности        
6. Открыт к овладению новыми формами поведения        
7. Способен регулировать интенсивность воздействия        
Средний балл        
1. Способен анализировать собственное поведение и состояние        
2. Способен анализировать поведение и состояние других людей
3. Способен анализировать особенности ситуации взаимодействия        
4. Способен точно дифференцировать поведение и действия других людей        
5. Способен точно и доброжелательно осуществлять «обратную связь»        
6. Способен выявить и осознать свои ошибки        
7. Способен сформулировать направления и задачи дальнейшей деятельности        
Средний балл        
1. Способен объективно оценивать свои успехи и неудачи        
2. Способен работать с полной отдачей сил        
3. Способен довести до конца начатое дело        
4. Способен интересы дела ставить выше личных интересов        
5. Осознаёт ответственность за составление психологического заключения        
6. Соблюдает этические принципы работы психолога        
7. Способен ответственно выполнять любую работу        
Средний балл        

Таблица 1.4.3.Обобщенные экспертные оценки психологических характеристик
личности психолога

Эксперт Оценка, сумма баллов Средний балл
ФИО
                       
                       
                       
...                        
N                        
                     
Средний балл                      

Таблица 1.4.4.Пример расчёта обобщенной экспертной оценки

ФИО____________________________ Дата оценивания_____________Должность_____________
Эксперт Оценка, сумма баллов по характеристикам Средний балл
ФИО
Иванов И.И. 4,8 4,5 4,5 4,2 4,6
Петров И.И. 4,5 36,5 4,1
∑ по экспертам 8,8 8,5 8,5 8,2 9,5 77,5 -
Средний балл по экспертам 4,4 4,25 4,25 4,5 4,1 4,5 4,75 38,75 -

 

Итак, в примере общий средний балл оценки равен 38,75, что соответствует уровню > 36, то есть высокому. Далее рассмотрим пример интерпретации обобщенной экспертной оценки(табл. 1.4.5).

Таблица 1.4.5.Обобщенные экспертные оценки психологических характеристик
личности психолога

Эксперт Оценка, сумма баллов Средний балл
4,5 4,5 4,7 4,2 4,2 4,5 4,7 4,2 4,8 40,3 4,5
3,7 4,7 4,8 3,5 4,1 4,7 36,5 3,7
4,5 4,8 4,2 4,2 4,8 4,7 4,2 4,7 41,1 4,5
4,2 4,2 4,7 3,4 3,5 3,8 4,1 35,9 4,2
  16,9 18,2 19,2 14,8 15,9 16,9 17,2 16,4 18,3 153,8 16,9
Средний балл 4,225 4,55 4,8 3,7 3,975 4,225 4,3 4,1 4,575 38,45 4,225

Интерпретация результатов (по табл. 1.4.5)

Все характеристики компетентности практического психолога выражены у испытуемой на среднем и выше среднего уровне (от 3,7 до 4,6 балла). Это свидетельствует о достаточном развитии качеств психолога, а также о перспективности дальнейшего профессионального развития. Однако степень выраженности отдельных характеристик компетентности варьируется. Иллюстрация представлена на графике (рис. 1.4.1).

Наиболее выражены такие характеристики компетентности, как целеустремленность (4,8 балла), ответственность (4,5 балла) и осознанность (4,5 балла). Это может говорить о том, что у испытуемой доминирует мотив познания и социального взаимодействия, она может ставить четкие цели при выполнении работы, готова принимать ответственность за свою деятельность и способна контролировать импульсивные реакции с помощью рефлексии.

Остальные характеристики компетентности выражены в примерно равной степени на уровне выше среднего (от 3,7 до 4,3 балла), следовательно, качеств недостаточно развитых в результате оценки компетентности не выявлено. Наблюдается также согласованность мнений экспертов (разрыв средних оценок по каждому эксперту не превышает одного балла).

Рис. 1.4.1.Профиль выраженности характеристик компетентности
практического психолога

 

Интегральная оценка компетентности равна 38,45 балла, то есть соответствует высокому уровню. Выявленные факты свидетельствуют о сбалансированности сформированных параметров компетентности психолога и являются одним из условий высокой профессиональной эффективности.

 

Пример из источника

– применение экспертной оценки в профподборе

 

1.5. Лабораторная работа «Экспертная оценка
при формировании кадрового резерва»[3]

 

Вводные замечания

Одна из прикладных задач психолога на предприятии – формирование кадрового резерва. Основная цель такой работы состоит в подборе наиболее перспективных кандидатов на продвижение среди работников фирмы. Перспектива определяется прогнозом эффективности работника после повышения. Факторы, которые определяют будущую успешность, следующие:

· наличие необходимых знаний,

· овладение практическими навыками (то есть либо такие навыки уже есть, либо они быстро сформируются в практической работе),

· готовность и способность приложить необходимые усилия на рабочем месте,

· способность установить оптимальные отношения с подчиненными и начальством,

· некоторый базовый опыт как основа для ориентировки в проблемах предприятия и способах действий.

Этот список факторов скорее примерный. Его можно дополнить, уточнить, переформулировать. Необходимо подчеркнуть следующее. В любой модели профессиональной успешности достаточно легко создать образ «идеального руководителя», построенный на объективных показателях. Но, во-первых, идеал в реальности невозможен, во-вторых, эффективен он только в условиях предприятия с «идеальными» структурой и подчиненными. В практической деятельности гораздо важнее не объективные показатели, а то, как коллеги воспринимают конкретного работника. Если окружающие считают будущего кандидата профессионально грамотным специалистом, то уровень его профессионального образования становится второстепенным фактором. Именно в силу высокой значимости мнения окружающих (субъективной оценки) экспертная оценка, в большинстве случаев, обеспечивает высокую прогностическую валидность. Таким образом, экспертная оценка становится основным инструментом при формировании кадрового резерва.

Для обеспечения надежности данных и получения требуемого уровня дискриминативности (значимых различий между успешными и неуспешными кандидатами) необходимо четко определить математическую модель оценивания. Такая модель обусловливается особенностями оцениваемых качеств.

· В случае когда каждое оцениваемое качество вносит примерно равный вклад в общую оценку, применяется простая аддитивная процедура оценивания. Другими словами, для расчета общего балла суммируются все оценки (или рассчитывается среднее арифметическое).

· Если вклад оцениваемых качеств различен, необходимо использовать весовые коэффициенты. То есть перед суммированием каждая оценка умножается на свой весовой коэффициент. Сам весовой коэффициент является мерой влияния конкретного показателя на общий результат. Весовой коэффициент может применяться как для показателя, так и для эксперта в целом.

· Могут существовать и такие показатели, наличие которых является необходимым для успешной деятельности (например, наличие специального образования или опыта работы). В этом случае используются мультипликативные оценки, когда оценки не складываются, а перемножаются. В такой модели появление нуля хотя бы по одному показателю приводит к нулевой общей оценке.

Кроме моделей расчета данных необходимо выбрать и способ оценивания. Это могут быть парные сравнения, метод непосредственной оценки, ранжирование.

Метод парных сравнений заключается в поочередном сравнении каждой пары признаков. Задачей сравнения является выяснение, какой из двух признаков более выражен. Число необходимых сопоставлений равно n (n - 1) / 2 (где n – количество признаков), то есть для 5 признаков число сравнений равно 10, для 10 – 45, для 30 признаков – 435. Поэтому при большом числе признаков процедура парных сравнений становится практически неприменимой.

Метод непосредственной оценки применяется для оценки большой группы людей. Он позволяет сравнить между собой различных лиц по степени выраженности качеств. Эффективен при отборе, выдвижении и ротации кадров, разработке программ обучения, планировании карьеры. Именно этот метод и будет использоваться в настоящем практическом занятии.

Для обеспечения валидности и надежности данных при формировании кадрового резерва необходимо определить группу квалифицированных экспертов. В качестве экспертов должны выступать лица, которые хорошо знают оцениваемого и занимают по отношению к нему определенную (одинаковую для всех оцениваемых) должностную позицию. Например, при оценке управленческих характеристик в качестве экспертов выступают пять человек: руководитель, два подчиненных, два человека, занимающие аналогичную должность, при этом все они должны иметь непосредственные рабочие контакты с оцениваемым.

Для обеспечения стандартности проведения опроса необходимо использовать одинаковые бланки ответов, а сам опрос проводить в строго определенное время. Для повышения достоверности оценок на бланке не указываются данные эксперта, более того, результаты представляются только в усредненном по группе экспертов виде.

 

Цель занятия:освоение процедуры опроса при проведении экспертной оценки, выработка практических навыков обработки и интерпретации данных.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.