Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Объективные основы интеграции



Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно – чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем динамичнее и результативнее ее собственное развитие, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других сегодня особенно необходимо.

Размышляя о проблемах целостного мира, важно представить себе подлинный характер присущей ему разнородности. Мировое сообщество постепенно преодолевает недуг «борьбы двух систем». Демонтаж биполярной модели международных отношений способствует представлению мирового хозяйства как единого организма, единого процесса общемирового развития.

Мировое хозяйство как целостная система оформилось на рубеже XX и XXI веков. Организующим началом явились деятельность международных корпораций и создание колониальных империй. Эта система и стала средой развития мировой промышленной революции. Она включала в себя разнородные части, существенно различающиеся по уровню развития и структуре хозяйства. Однако каждая страна стала взаимодействовать в ней на основе общего для мирового хозяйства принципа обеспечения, воспроизведения и формирования жизненных интересов всего человечества.

Несмотря на ускорение интернационализации хозяйственной жизни, основными центрами организации производства, распределения, обмена и потребления остаются национальные хозяйства. От уровня их развития, особенностей отраслевой и территориальной структуры зависят и международное разделение труда, и характер мирохозяйственных связей. При всей самостоятельности международных экономических отношений они существуют не сами по себе, а продолжают и развивают экономические и социальные процессы, которые складываются в рамках национальных хозяйств. Основной принцип организации мирового хозяйства можно выразить формулой 2 + 2 = 5. Иными словами, речь идет не о простой сумме национальных экономик, а о совокупности, новом качественном состоянии, при котором эффект функционирования взаимодействующих национальных хозяйств больше суммы эффектов их функционирования в условиях изоляции. Именно в этом проявляется сущность и первопричина интеграционных процессов.

В широком смысле слова интеграцию по праву можно назвать вектором развития человечества. Феномен этот чрезвычайно сложный и разноплановый. Даже история человечества может рассматриваться как последовательная интеграционная эволюция: от мелких форм общности к крупным, от изолированности ко все большей взаимозависимости и включенности в мировое хозяйство. Само слово «интеграция» в переводе с латинского означает восстановление, восполнение, объединение в целом каких-либо частей. Интеграция мирового хозяйства – это процесс интернационализации хозяйственной жизни различных стран, выражающийся в их неуклонно расширяющемся экономическом сотрудничестве, сближении и переплетении национальных экономик, что является важным условием развития каждой из них.

Объективные основы интеграции зародились более ста лет назад. К ним относятся:

1. Рост производительных сил, который связан с возникновением крупного машинного производства. Эту взаимосвязь можно кратко представить следующей логической цепочкой:

 

       
 
   
 

 


2. Развитие торговли. С ростом производительных сил появилась реальная возможность вывозить товары из страны-произ­водителя и продавать их по более высоким ценам «чужеземцам».

Мировой товарный рынок зародился в эпоху первоначального накопления капитала. В ХVI–ХVIII веках западноевропейские страны ввозили в захваченные колонии промышленные товары, а вывозили благородные металлы, драгоценные камни, хлопок. Эту торговлю справедливо характеризуют как неэквивалентный обмен. Однако, несмотря на ее негативную роль, именно она способствовала усилению зависимости между метрополией и колонией, что вело к интенсификации интеграционных процессов.

С развитием мирового сообщества торговля стала более взаимовыгодной, оставаясь при этом основой для интеграции различных стран. Данный процесс углублялся по мере дополнения товарного рынка рынком капиталов и рабочей силы. Таким образом появился мировой рынок, который способствовал формированию и развитию системы многообразных экономических связей и отношений. При этом взаимодействие национальных хозяйств начало перерастать в их взаимопроникновение.

3. Международное разделение труда, предполагающее специализацию различных стран на производстве определенных видов продукции, которыми они обмениваются.

Международное разделение труда возникло прежде всего на основе природно-климатических и географических условий и связано с национальными традициями. Так, Индия специализировалась на кофе и чае, Китай – на фарфоре и шелке, Россия – на мехах и красной икре. Поэтому на начальных этапах развития международное разделение труда носило вынужденный характер. На современном этапе достижения НТП сглаживают естественно-природную специализацию и на первый план выступает такой фактор, как минимальные издержки производства товара в различных странах. Это поднимает международное разделение труда на принципиально новую ступень, а также усиливает противоречивость данного процесса: с одной стороны, ускоряется развитие производительных сил страны, а с другой – усиливается ее зависимость от международного сообщества, что способствует развитию интеграционных процессов.

Таким образом, интеграция – это закономерный результат углубления интернационализации хозяйственной жизни, которая на протяжении многих столетий сближает и связывает национальные хозяйства различных стран мира. Однако очевидно, что интеграционные рамки не могут охватить сразу все мировое хозяйство. Первоначально формируются региональные союзы, включающие несколько стран, близких не только территориально, но и по уровню экономического и культурного развития, а также по типу хозяйствования. Так, с середины XX века в различных районах мирового хозяйствования начали формироваться международные объединения, ставящие своей целью не просто хозяйственное сотрудничество стран-участниц, а далеко идущую интеграцию их национальных экономик. В 1950–1960-х годах такие объединения сложились в Западной Европе. С начала 1960-х годов формировались различные по своему характеру и задачам интеграционные межгосударственные организации в развивающемся мире (сейчас их число превысило 30). Подобные тенденции своеобразно проявляются и в Северной Америке, и в Тихоокеанском регионе (с участием Японии).

Региональные интеграционные процессы проходят в развитии ряд этапов.

1. Устранение таможенных барьеров и других преград на пути перемещения между интегрирующимися странами товаров, услуг, ссудного и производительного капитала, а также рабочей силы. В результате формируется рыночное пространство, в пределах которого развертывается более или менее свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов складывается новая, более эффективная территориальная и отраслевая структура производства, что дает значительные преимущества странам-участницам. Существует два варианта реализации данного этапа интеграции:

зона свободной торговли, когда страны – участницы интеграции ограничиваются устранением экономических границ между собой, но сохраняют полную самостоятельность в регулировании своих внешнеэкономических отношений с третьими странами;

таможенный союз, который предполагает, что зона свободной торговли дополняется единым унифицированным тарифным барьером, иногда и лицензированием импорта; в этом случае вопросы внешнеторговых отношений с третьими странами решаются коллективно.

2. Экономический союз. С развитием интеграционных процессов нарастает объективная необходимость не только демонтажа видимых препятствий на пути свободной миграции товаров, рабочей силы, капиталов, но и координации национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной и прочей внутренней экономической политики. Интеграция рынков закономерно порождает интеграцию хозяйственной политики. Так постепенно на базе совместного рынка формируется экономическая зона, в которой выработка многих хозяйственных и политических решений стран-участниц превращается в совместный процесс, а реализация этих согласованных решений ставится под коллективный контроль. Данная ступень интеграции, сопряженная с ограничением суверенитета государств-членов группировки, что происходит болезненно, дает значительные выгоды.

3. Политический союз. Предполагается превращение достаточно интегрированного пространства региона в более или менее целостный хозяйственно-политический организм. При этом интеграционный союз имеет единую экономическую и внешнеполитическую позицию, выражающую интересы и политическую волю всех входящих в него стран.

Опыт последних лет со всей очевидностью свидетельствует, что человечество вступает в переходный период, когда региональные межгосударственные объединения еще не заменяют национального государства, функционируют параллельно, как бы дополняя его. Этот процесс может включать в себя определенные под­этапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т.е. проходит первый и второй этапы интеграционного развития.

Экономическая интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейском варианте) как трехуровневая модель. На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы. На межгосударственном уровне целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов. На национальном уровне страны-участницы добровольно передают ряд политико-экономических функций совместным органам.

Интеграционные объединения характеризуются территориальной близостью и схожестью экономического и социального развития, наличием общих культурно-исторических традиций и типов обществ, а также общих политических целей и задач. Вместе с тем они различаются по глубине и характеру выбранной интеграционной стратегии, по сферам и масштабам их деятельности и, наконец, по количеству государств-членов.

В разных регионах мира интеграционные процессы находятся на различных этапах развития и отличаются заметным своеобразием. Наибольшей зрелости они достигли в Западной Европе и Северной Америке, менее развиты в Тихоокеанской зоне, где только еще складываются. Что касается региональных интеграционных объединений в развивающемся мире, то они, за редким исключением, лишь по форме сходны с подобными организациями развитых стран. Здесь осуществляются не интеграционные процессы в собственном смысле этого слова, а более примитивное экономическое сотрудничество. Причина в том, что еще со времен колониализма экономика и транспортная инфраструктура большинства развивающихся стран были ориентированы на разделение труда не друг с другом, а с метрополиями и другими развитыми странами Запада. Для активного взаимного обмена у них нет ни экспортных отраслей, ни ресурсов валюты, ни свободных капиталов.

Охарактеризуем кратко интеграцию в Европе как наиболее активном в этом отношении регионе.

26.2. Особенности развития
западноевропейской экономической интеграции

Свое наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе. Помимо объективных экономических процессов, западноевропейская интеграция подпитывалась идеями единой Европы, выдвигаемыми многими европейскими политическими, общественными деятелями и мыслителями, среди которых В. Гюго, И. Кант и др.

Современная история Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в которое вошло 6 стран: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило быстрые темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет.

Развитие западноевропейской интеграция с конца 1950-х годов до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании Европейского экономического сообщества, на протяжении всего его существования реализовывались достаточно последовательно и успешно.

Рассмотрим этапы западноевропейской экономической интеграции.

Первый этап (конец 1950-х – середина 1970-х годов) считается «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием Таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Цели создания ЕЭС:

постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;

установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

ликвидация ограничений для свободного передвижения товаров, людей, капиталов и услуг;

разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;

создание валютного союза;

унификация налоговой системы;

сближение законодательства;

разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура: Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки осуществления аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран-членов ЕС.

Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран-участниц
Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Второй этап (середина 1970-х – середина 1980-х годов) вошел в историю ЕС в основном как застойный период. Хотя на этом этапе странам-членам ЕС удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций, все же проявившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису европейской экономической интеграции. В 1970-е и начале 1980-х годов значительно увеличился разрыв в уровнях развития стран ЕС.

Третий этап (вторая половина 1980-х – начало 1990-х годов) – этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕЭС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании – около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти работающих был занят в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС – один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА).

В этом документе подтверждалась общая цель стран-участ­ниц Сообщества: создание Европейского союза – объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором страны-члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный механизм.

Четвертый этап (середина 1990-х годов – начало XXI века). В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.

На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое сообщество трансформировалось с 1 января 1994 г. в Европейский союз, объединивший 15 стран-участниц. В 2004 г. в ЕС вступило еще 9 стран. В рамках ЕС создан полностью единый внутренний рынка. Создан Европейский банк с правами эмиссии единой валюты евро, образовано единое западноевропейское пространство без внутренних границ.

Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствие противоречий и трудностей в этом процессе. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС. Значительные проблемы связаны с реализацией единой аграрной политики, установлением единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции, падением конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращением доли ЕС в мировой торговле, отставанием от США в компьютеризации и др.

Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только рамками ЕС: с начала 1960-х годов существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Эта организация в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество.

В первую очередь она содействовала либерализации торговли и устранению таможенных барьеров. Режим свободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельскохозяйственную продукцию. Из-за отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной торговли существует только для товаров, произведенных в странах-членах.

Несмотря на высокий уровень развития входящих в ЕАСТ государств и взаимных экономических связей между ними, ассоциация не стала полноценной интеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным подготовительным этапом для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время многие члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной торговли между восточноевропейскими и западноевропейскими странами.

Экономическая мощь ЕС, динамичность его расширения и сильная зависимость отдельных стран Западной Европы от торговли с ним в ближайшем будущем поставят перед остальными странами альтернативу: либо вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но зато воспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оставаться в стороне, отрезая себе путь к участию в процессе объединения Западной Европы, со всеми вытекающими отрицательными последствиями для собственной экономики.

Таким образом, экономический и валютный союз ЕС является кульминацией становления единого внутреннего рынка Сообщества и позволяет потребителям и экономикам стран-участниц как никогда в полной мере использовать все те преимущества, которые заложены в конкуренции и рациональном международном разделении труда.

26.3. Характер разнородности мирового хозяйства
и механизм интеграционных процессов

Современный мир, согласно статистике Всемирного банка, включает в себя более 200 стран и территорий. Общественное устройство каждой страны отличается своеобразием, которое складывалось в ходе исторического развития под влиянием географического положения, климата, традиций и других факторов.

Структура мирового хозяйства подразумевает дифференциацию стран на шкале социального прогресса. Столетняя история развития мирового хозяйства характеризуется поступательным движением к современным вершинам техники, повышением степени международного обобществления производства и вовлечения национальных экономик в интернациональные связи. Распространение этих процессов от центра к периферии определяет смену форм ее участия в них.

Мировое хозяйство имеет центральную и периферийные части. Это не значит, что каждая из частей однородна, а граница между ними неизменна. Характер их взаимодействия можно оценить по-разному. Центр всегда аккумулировал достижения мирового хозяйства и давал импульсы для дальнейшего его развития. Периферийность соответствовала, как правило, сырьевой специализации. В последнее время все больше обозначается многополюсность мирового развития.

Главные различия экономики высокоразвитых индустриальных и всех остальных государств показаны ниже (табл. 26.1).

Как правило, к центральной части мирового хозяйства относят 24 страны «индустриального Запада» (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и др.). Здесь сосредоточено 54% валового национального продукта, 90% всех научных расходов, 69% мирового экспорта.

Таблица 26.1

Различия экономик стран центральной и периферийной частей

Центральная часть Периферийная часть
1. Высокий уровень развития производительных сил, наличие крупного частнокапиталистического сектора (высокий удельный вес в экономике имеет сфера услуг) 1. Многоукладность, неоднородный уровень развития секторов национального хозяйства
2. Интенсивный тип развития, наличие отлаженного экономического механизма саморазвития, основу которого составляет рынок 2. Преобладание экстенсивного типа развития, слабость механизма саморазвития, слабость рыночных отношений. Велика экономическая роль государства
3. Высокая степень интегрирования экономики 3. Недостаточная степень интегрирования
4. Господствующее положение в мировом сообществе 4. Зависимое положение в мировом сообществе

Существенное различие зрелых и ущербных экономик объясняется спецификой формирования национальных хозяйств. В развитых странах они формировались последовательно, комплексно, и уже с этих позиций наращивались внешнеэкономические связи или осуществлялась экспансия на территории относительно слабых партнеров.

Практически все страны, не входящие в названную группу, так или иначе проходили (или пытались пройти) этап индустриализации на повышенных скоростях, обусловленных политическими условиями или внешней необходимостью, а не внутринациональными, исторически подготовленными экономическими и социальными предпосылками. Эти страны активно включились в систему мирового хозяйства на рельсах «очагового» и «догоняющего» развития. Поэтому задача хозяйственной интеграции их незрелых, несбалансированных и деформированных экономик, не объединенных общенациональным рынком, остро стояла на всех этапах. Отсутствие или слабая эффективность механизма саморазвития обусловливались также тем, что генетической чертой всех стран со слаборазвитой системой рыночных отношений является преобладание не экономических, а государственных рычагов организации хозяйства. Этот процесс воспроизводится, поскольку постоянно предпринимаются попытки преодолеть хозяйственную разобщенность и решить социально-экономические задачи по искусственной интеграции и тотальному перераспределению национального дохода. Однако такая практика вступает в противоречие с самим процессом интеграции, громоздкий механизм управления экономикой блокирует саморегулирование. В результате не экономика, а внерыночный механизм социально-экономического принуждения начинает себя воспроизводить. Поэтому острой проблемой для данной группы стран является демонтаж социальных структур, которые тормозят как их включение в мирохозяйственные связи, так и адаптацию к передовым формам организации производства. Этот процесс сложен и болезнен, но объективно закономерен и необходим.

Представляя мировое хозяйство как единый организм, необходимо иметь в виду, что положение стран, которые составляют его, находится под постоянным влиянием факторов, определяющих их место в этой системе связей, а также играющих роль центробежных или центростремительных сил. К таким факторам относится прежде всего степень зрелости рыночных отношений, которая определяется наличием (или преобладанием) крупного частного сектора или государственно-капиталистического уклада в экономике. Рассмотрим через призму этого фактора структуру мирового хозяйства.

Страны центральной части мирового хозяйства имеют экономику с крупным частнокапиталистическим сектором, развитой системой государственного регулирования, зрелыми рыночными отношениями и механизмом саморегулирования. Именно это обеспечивает им ведущее положение в мировом хозяйстве. Страны периферийной части более дифференцированы.

Новые индустриальные страны (НИС) и страны с ориентацией на внешний рынок (Индия, Таиланд, Филиппины, Индонезия) характеризуются многоукладностью экономики. Обычно в экспортных отраслях здесь преобладает капиталистический, а в национальной экономике – докапиталистический уклад. В этих условиях для полноценного развития хозяйства необходимо оптимальное соотношение между секторами. Если создать льготные условия для экспортной промышленности, то она может разорить местную и перекачать значительную часть национального дохода за рубеж. Если обеспечить «тепличные» условия местной промышленности, то это приведет к застою. Секрет успеха НИС во многом определяется тем, что им удалось найти оптимальный режим работы местной и экспортной промышленности, обеспечить конкуренцию между ними.

Страны тропической Африки (основу их хозяйства составляет местная промышленность с докапиталистическими укладами) имеют деградирующую экономику с преобладанием отсталого аграрного сектора. Их положение в мировом хозяйстве можно охарактеризовать как зависимое. Между этими двумя полюсами периферийных стран находится самая многочисленная часть стран развивающегося мира.

В конце 1980-х годов в мире возникла новая группа стран, получившая название «страны с переходной экономикой». В эту группу входят бывшие социалистические страны-члены СЭВ и бывшие республики СССР, включая Россию, вступившие на путь рыночных преобразований. Несмотря на существенные различия в формах и темпах преобразований, экономика этих стран имеет ряд общих черт. Отказ от планирования и регулирования цен в условиях несбалансированности и дефицита государственного бюджета привел к резкому взрыву инфляции. Существенно упали объемы ВНП и промышленного производства (в России и других бывших республиках СССР в 1990-е годы – более чем в 2 раза). Стратегической задачей экономики этих стран являлась приватизация государственной собственности. Она проводилась разными темпами, но в большинстве стран на этом пути сделаны значительные шаги. Важным элементом рыночных преобразований стал переход к открытой экономике.

Следующим фактором, который влияет на положение страны в мировом хозяйстве, является степень включения национальной экономики в мировое хозяйство. В этом отношении все страны делятся на три группы по специализации в международном разделении труда:

1) на машиностроении, электронике, а также ведущих обрабатывающих отраслях;

2) на производстве традиционных национальных товаров (чай, кофе, рыба, хлопок);

3) на развитии агросырьевых отраслей.

В зависимости от положения страны в той иной группе либо складываются отношения равных партнеров, взаимовыгодные или подчиненные, либо страна занимает место сырьевого придатка.

Подчеркнем, что новые индустриальные страны, специализируясь на несложном машиностроении и электронике, составляют значительную конкуренцию ведущим странам Запада на мировом рынке из-за более низкой себестоимости товара.

Всю структуру мирового хозяйства пронизывает система международных экономических отношений различных уровней и форм. В центре этих отношений находятся транснациональные корпорации и транснациональные банки (ТНБ), предпринимательская деятельность которых тысячами «нитей» привязывает национальные хозяйства различных стран друг к другу.

ТНК – это такой механизм интегрирования различных стран в мировое хозяйство, который ведет к транснационализации мирового хозяйства, т.е. к развитию процессов взаимопереплетения экономик различных стран. ТНК – фирма, национальная по капиталу, которая основную часть своих операций осуществляет за пределами страны, создавая широкую сеть филиалов и отделений. Подобный механизм экономических отношений называется «системой условий». При этом национальное «головное» предприятие располагает контрольными пакетами акций дочерних компаний в двух или нескольких странах. Этим обеспечивается такая система принятия решений, которая позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров. Каждая компания может оказывать влияние на деятельность других компаний, иметь доступ к знаниям и ресурсам, разделять с ними ответственность.

До недавнего времени в отечественной литературе деятельность ТНК стереотипно представлялась как односторонняя перекачка ресурсов в страну, где находится головная компания, а также как способ усиления зависимости от этой страны. Однако связь ТНК более глубокая и противоречивая. Деятельность ТНК может привести к некоторым негативным последствиям и в то же время положительно воздействовать на экономику других стран. Это воздействие зависит от уровня развития страны, в которой ТНК осуществляет деятельность (табл. 26.2).

Учитывая возможность положительного влияния деятельности ТНК на экономику, развивающиеся страны изменили свою политику по отношению к ним, стали активнее привлекать зарубежные капиталы и технический опыт. Этому способствовало накопление опыта таких взаимоотношений с зарубежными фирмами и принятие мер, которые препятствуют односторонней выгодности ТНК: 1) установление налогов на сверхдоходы; 2) ограничение прямых инвестиций, предпочтение скупки технологий; 3) привлечение иностранных консультативных фирм при решении крупных проблем (в Нигерии все сделки свыше 10 тыс. найр контролирует швейцарская компания, имеющая опыт работы с зарубежными инвесторами).

Таблица 26.2

Преимущества использования ТНК

Центральная часть Периферийная часть
1. Рациональное использование научно-технического потенциала и квалифицированных кадров 1. Повышение квалификации местных кадров за счет приобщения к новым технологиям
2. Повышение конкурентоспособности национальной экономики, что часто ведет к структурной перестройке 2. Повышение технического уровня экономики в сжатые сроки без собственных крупных капиталовложений
3. Способность совместными усилиями решать глобальные проблемы 3. Развитие экспортной промышленности, компенсация внешнего долга экспортом

Результатом этой политики является впечатляющее движение к экономической зрелости таких стран, как Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань. Опираясь на иностранный капитал и помощь, ориентируясь главным образом на экспортное производство, они сумели преодолеть основные хозяйственные дисбалансы, органически соединить факторы модернизации и традиционности. Немалое значение при этом имело последовательное проведение обоснованного и достаточно жесткого политического курса.

Таким образом, ТНК усиливают взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик. Возникает качественно новый момент – размывание экономических границ между ними, появление разветвленной сети многоотраслевых комплексов, не совпадающих по признаку национальной принадлежности с контурами государственных границ. ТНК превращаются в формирующий фактор международной специализации и международной торговли, при этом внутренние и внешние рынки отдельных стран становятся сегментами единого мирового рынка.

Сегодняшние закономерности мирохозяйственного развития обусловливают не только активное участие каждой страны в международных связях, но и мировую апробацию ее экономических успехов. Иными словами, задачи создания механизма экономического саморегулирования в развивающихся странах во многом совпадают с задачами адаптации их к современным реалиям мирового хозяйства. Особенность современного этапа развития мирового хозяйства заключается в усилении дифференциации стран, которая во многом зависит от степени зрелости капиталистических производственных отношений и включения национальной экономики в мировое сообщество.

В настоящее время центральная часть мирового хозяйства интенсивно «раскручивает» новый виток НТП, периферийная же развивается крайне неравномерно. Успехи одних стран сопровождаются резким осложнением внутренних проблем в других. Технико-экономическая модель развития мирового хозяйства трансформируется под влиянием основного противоречия его развития: с одной стороны, мировое сообщество обрело гигантские технические возможности, с другой – оно наталкивается на острейшие проблемы выживания, среди которых выделяются глобальные экологические проблемы, угроза мировой войны, распространение атомной энергетики и химических производств. В связи с этим развитие современного мирового хозяйства будет определяться необходимостью формирования принципиально нового характера «мирового измерения» общественных интересов каждой страны. Такие вопросы вряд ли могут быть решены в традиционных формах межгосударственных связей и предпринимательской деятельности ТНК. Идет поиск нового механизма межстранового общения, способного привести к решению глобальных проблем.

26.4. Проблемы интегрирования экономики России
в единое экономическое сообщество

Логика побуждает рассматривать Россию как периферийную страну мирового хозяйства, хотя принципиальные различия между ней и частью постколониального мира огромны. Научно-технический потенциал бывшего Советского Союза сопоставим лишь с потенциалом ведущих государств мира, а советский принцип тотального огосударствления экономики не характерен сегодня ни для одной из развивающихся стран.

Более чем полувековое господство административно-коман­дной системы привело к тому, что Россия оказалась изолированной от мирового сообщества. Монополия государства на внешнеэкономическую деятельность, отсутствие мирового сотрудничества и конкуренции привели к автаркии от мировой цивилизации. Поэтому на современном этапе вопрос возвращения в мировое хозяйство равнозначен вопросу возрождения России. Трудности его решения заключаются в следующем.

1. Несовместимость базиса. Послевоенный период для мировой экономики развитых стран характеризуется переходом к другому качеству экономического роста, другому технологическому укладу. Россия же продолжает придерживаться экстенсивного типа развития.

Добывающая структура производства. Россия по-прежнему добывает 1/3 всего минерального сырья в мире. Потребление металла продолжает расти, в то время как в развитых странах последние 20 лет металлоемкость производства уменьшилась почти в 18 раз. Диспропорция в соотношении производства средств производства и производства потребительских товаров, которая усугублялась работой мощного военно-промышленного комплекса, привела не только к расстыковке многих секторов экономики, но и к фактической стагнации таких отраслей, как сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность. Во многих случаях крупномасштабные капиталовложения в экономику не давали почти никакого эффекта. Такая структура производства – следствие международной автаркии. В создавшихся условиях общение с Россией возможно либо на уровне поставки ею «мозгов», особенно в военно-космической области, либо на уровне использования ее в качестве сырьевого придатка, которому диктуют кабальные условия.

Невосприимчивость к технологическому импорту. Импортные технологии настолько не приспособлены к нашим условиям бесхозяйственности, низкому качеству всего – от сырья до работы, что невольно превращаются в фактор стагнации.

2. Несовместимость хозяйственных механизмов. В этой сфере расхождения наиболее очевидны: отличие форм и прав собственности; нестыковка ценообразования; отсталость банковской системы.

3. Неразвитость инфраструктуры, информации и связи; примитивная сфера услуг и сервиса.

Диспропорции и ущербность национального хозяйства России обусловлены характером и темпами ее вовлечения в индустриальную модель развития, логикой даже не «догоняющего», а «перегоняющего» развития, что и завело страну в тупик.

Для интегрирования России в мировое сообщество может быть предложен только один путь – развитие рыночных отношений, которые повлекут за собой коренное обновление механизма внешнеэкономических связей. С одной стороны, рыночные отношения обновляют внешнеэкономические связи, с другой – реформирование внешних связей способствует развитию рыночных отношений в стране. Поэтому данную задачу можно справедливо назвать двуединой.

Взаимодействие России с мировым хозяйством предполагает участие в международных экономических отношениях, которые развиваются в условиях постоянной конкуренции, борьбы стран за расширение своей доли на мировых рынках товаров, услуг, капиталов и финансовых ресурсов. При этом первенство лидирующих стран служит мощным фактором влияния на типы продвижения стран-последователей к экономическому прогрессу. Встречным фактором выступает активная конкурентная политика стран-последователей на мировых рынках, в том числе в отношении развитых стран. В результате взаимодействия этих двух факторов в мировой экономике складывается система многостороннего конкурентного партнерства. Формирование такой системы требует длительного времени и предполагает стадии 1) следования за лидером; 2) конкурентного партнерства. При этом первая стадия для стартующих стран начинается с привлечения иностранных инвестиций и прогрессирующего роста внешней торговли. Структурная перестройка экономики и экспорта идет в направлении от сырья к наукоемким товарам с использованием доходов от экспорта для модернизации. Пример движения по такому пути – США, которые в конце XIX века начали с экспорта сырья, пшеницы, хлопка. Зарабатывая средства, активно используя иностранный капитал и интенсивно развивая собственный хозяйственный механизм, США быстро перестроили структуру экспорта. Перед началом Первой мировой войны США уже экспортировали в основном готовые промышленные изделия и полуфабрикаты. Без этих прогрессивных преобразований США не смогли бы из страны-должника стать страной-кредитором.

Для анализа возможностей интеграции России в мировое хозяйство необходимо в первую очередь уяснить ее положение в мировой экономике в целом и по отношению к соответствующим группам стран. Россия по ряду важнейших признаков отстает от лидирующих стран мира, однако такое положение не является необратимым, так как она обладает мощным научно-техническим потенциалом в ключевых областях современной науки (население России в целом характеризуется высоким уровнем образованности и культуры) и является одной из наиболее обеспеченных собственными природными ресурсами. С учетом этого просматриваются прочные основы для конструктивного партнерства России с другими странами.

Россия – развитые страны мира. Экономика этих стран по ряду признаков должна служить для России ориентиром при постановке задач экономического развития с учетом российский специфики (задачи и методы государственного регулирования, способы поддержания эффективной конкуренции, методы поощрения малого бизнеса и т.д.).

Россия – страны Восточной Европы. В экономическом устройстве России и этих стран много общего, но есть и существенные различия, поэтому система отношений с ними претерпевает радикальные изменения. Главное направление обусловлено тем, что страна из лидера социалистической интеграции, каковым был для восточноевропейских стран СССР, превращается в крупного экономического партнера. Тенденция сближения России и этих стран зависит от прогресса экономических реформ и в них, и в России.

Россия – страны СНГ. Формирующаяся система отношений со странами СНГ во многом характеризуется долговременной исторической традицией. Значение России как интегрирующего ядра на пространстве СНГ будет расти, если она сохранит лидерство в осуществлении экономических реформ. Проявится и действие центробежных сил: разные подходы к необходимости проведения реформ, стремление к самостоятельному сближению с развитыми странами, особенности национального самосознания и т.д.

Россия – развивающиеся страны. Особенность современной ситуации состоит в происходящем очищении этих отношений от негативных элементов наследия СССР. Отношения России с этими странами должны строиться на принципах цивилизованного международного сотрудничества.

Из мирового опыта интегрирования в мировые хозяйства известны две основные модели экономической политики. Одна модель предполагает развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на экспорт, другая – на замещение импорта. Первой модели следовали в конце XIX века США, после Второй мировой войны – западноевропейские страны, Япония, а за ними новые индустриальные страны. Вторую модель до последнего времени применяли латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны внешнеэкономической стратегии бывшего СССР. Ниже приведены характеристики обеих моделей (табл. 26.3).

Таблица 26.3

Характеристики основных моделей экономической политики

Экспортная модель Импортозамещающая модель
1. Предполагает предпочтение экспорту продукции 1. Предполагает предпочтение импорту товаров
2. Появляется возможность зарабатывать валюту 2. Отсутствуют возможности зарабатывать валюту
3. Появляется источник модернизации национальной экономики 3. Существует зависимость отечественной промышленности от импорта как оборудования, так и запчастей
4. Появляются отрасли-локомотивы экономики 4. Препятствует появлению отраслей-локомотивов

Мировой опыт преодоления экономического отставания свидетельствует о целесообразности построения экспортной модели экономики, хотя нельзя полностью отрицать значение импортозамещающей модели. Речь идет о недопустимости придания ей ведущей роли в экономической стратегии. Из опыта НИС формируются основные принципы внешнеэкономической деятельности, соблюдение которых необходимо для ускорения структурной перестройки экономики.

Экспортная политика должна быть долговременной и ориентированной на более полное удовлетворение потребностей партнера. Приоритет на внешнем рынке должен принадлежать богатым странам. Только это может придать внешнеэкономической стратегии устойчивость, так как развитые страны обладают более емкими рынками. При этом не следует игнорировать другие рынки. Необходимо постоянное обновлять структуру экспорта, иначе можно уступить позиции конкурентам. «Все лучшее и передовое на экспорт» – один из краеугольных камней структурной политики и внешнеэкономической стратегии. Только лучшие отечественные изделия могут оказаться конкурентоспособными на мировом рынке и стать источником доходов.

Следовательно, по мере продвижения по ступеням прогресса в международном экономическом сотрудничестве меняется качество взаимной экономической зависимости участников. Вначале лидирующая страна заинтересована в следующем за ней партнере как рынке сбыта, источнике доходов от инвестиций. Партнер же заимствует передовые достижения и получает дополнительные финансовые и производственные ресурсы. На последующих этапах происходит постепенное взаимопереплетение производственных отраслей партнеров и превращение их в единый мировой производственный комплекс, все участники которого действуют как равные.

Рассмотренные аспекты опыта ведущих стран мира определяют для России общие ориентиры внешнеэкономической стратегии как составной части структурной политики. Реализация этой стратегии означает необходимость закладывать фундамент долговременной экономической политики.

26.5. Противоречия экономического сотрудничества ЕС
со странами Восточной Европы и Россией

Длительный период идеологического, экономического и военно-политического противостояния двух общественных систем на европейском континенте предопределил их различный подход, теоретическое понимание и саму практику обеспечения организационно-структурных и экономических систем хозяйствования, в том числе в условиях интеграционных процессов.

Некогда экономически развитые страны бывшего социалистического лагеря (ГДР, Чехословакия, Венгрия), входившие в первую десятку по уровню жизни населения, оказались перед лицом сложных социально-экономических и политических проблем. Однако вместо объединения усилий по преодолению кризиса с другими странами Восточной Европы они пошли на свертывание экономических отношений с Россией, стремясь в состав западноевропейского экономического и военно-политического сообщества.

Вместе с тем политика западноевропейского союза относительно принятия стран Восточной Европы в Сообщество вызывает много противоречий.

Основной формой экономического, в том числе финансового, сотрудничества стран Восточной Европы и Евросоюза стала система отношений, предусматривающая создание между сторонами в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров. На протяжении 1991–1992 гг. каждой страной Восточной Европы было подписано соответствующее соглашение с ЕС. Оно предусматривало политику наибольшего благоприятствования для восточноевропейских стран с их менее конкурентоспособной промышленностью. В частности, ЕС приняло обязательство в одностороннем порядке отменить свои таможенные барьеры для товаров из этих стран на протяжении первых 5 лет (из 10 отведенных по соглашениям). Во втором пятилетии восточноевропейские страны сами обязаны принять аналогичные решения. С 1 января 1995 г. со стороны ЕС таможенные и другие барьеры были устранены. Однако политика протекционизма для продукции отраслей, в приоритетности которых заинтересованы страны Западной Европы, останется в силе, отражаясь на экономическом и социальном благополучии восточноевропейских стран.

Складывающиеся экономические отношения между странами Восточной Европы (и прежде всего Центральной Европы) и Евросоюза, последствия их включения в Сообщество поставили руководство ЕС перед необходимостью выделения значительных финансовых средств на реформирование экономики и социальную поддержку этих стран.

Создаваемые механизмы вхождения стран Центральной и Восточной Европы в общий рынок ЕС, с одной стороны, практически блокируют торговые интересы России, а с другой – создают реальные предпосылки сворачивания интересов этих стран в сфере торговли, тем более совместного производства.

После распада СЭВ экспорт и импорт России и стран Восточной Европы перестали играть ощутимую роль в экономике нашей страны. Их доля в общем объеме торговли России со странами дальнего зарубежья сокращается. Практически прекращены производственно-технологические и инвестиционные связи, за исключением энергетики, частично машиностроения и автомобилестроения. При этом страны Восточной Европы активизируют торговлю с высокоразвитыми странами.

Таким образом, закладывается противоречие между Россией как партнером каждой восточноевропейской страны и странами-членами ЕС с их правами и обязательствами по «защите» интересов Сообщества, при одновременном поддержании умеренного курса экономического сотрудничества с третьими странами, в том числе с Россией.

Складывается парадоксальная ситуация: страны ЕС за последние годы резко увеличили свои экспортные поставки в Россию, особенно машин, оборудования, продовольствия и текстильных товаров. Однако Россия среди партнеров ЕС занимает лишь восьмое место. Поэтому политика ЕС в определенной степени дестабилизирует внешнеэкономические и торговые отношения России со странами Восточной Европы в связи с проведением курса на отмену таможенных и других барьеров, сдерживающих выход на рынки Евросоюза. Хотя именно рынки стран Восточной Европы в недавнем прошлом имели первостепенное значение для российской промышленности. Обстановка для российских товаров в Европе усложняется и в связи с появлением обособленных зон свободной торговли, создаваемых странами, входящими в ЕАСТ и ЕС, а также странами Восточной Европы и Балтии и др.

России предстоит тщательно оценить ситуацию и выработать стратегическую линию своего поведения.

В целом наши экономические отношения со странами ЕС получили хороший импульс к развитию. Существующая договорно-правовая база этих отношений, думается, уже может быть признана в целом достаточной для того, чтобы основное внимание партнеров было сосредоточено на решении конкретных практических задач взаимодействия. Перспективы дальнейшего сближения России с ЕС, создания зоны свободной торговли между ними и превращения РФ в органическую часть общеевропейского экономического пространства зависят не только от эффективности внешнеэкономической политики, но и, в наибольшей мере, от успешности решения внутренних антикризисно-реформационных проблем нашей страны.

Основные понятия

Мировое хозяйство, внешняя торговля, международное разделение труда, интеграция мирового хозяйства, зона свободной торговли, таможенный союз, экономический союз, политический союз, транснационализация мирового хозяйства, транснациональная компания, система участия, экспортно ориентиро­ванная экономика, импортозамещающая экономика.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.