Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность, функции и основные черты финансов



Финансы (фр. finance от лат. financia – доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства.

Наиболее часто встречающимся определением финансов в экономической литературе является следующее: финансы – это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода.

Сущность финансов проявляется в их функциях.

1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение и перераспределение национального дохода, связанное с:

межотраслевым и территориальным перераспределением средств;

наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается;

перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или непроизводственные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, созданные в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, обеспечении качества жизни населения.

2. Контрольная функция. Данная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одна из важнейших задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция проявляется также через деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета.

3. Регулирующая функция. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги) в процесс воспроизводства.

4. Стабилизационная функция. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиций в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

Финансовая система представляет совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств государства и предприятий.

Понятия «финансовая система» и «система финансов» у ряда авторов имеют различное содержание. Под «системой финансов» понимается совокупность специфических денежных отношений, а под «финансовой системой» – совокупность финансовых институтов (учреждений). На наш взгляд эти понятия тождественны.

У специалистов в области теории финансов встречается структура финансовой системы, состоящая из 4 сфер: финансового аппарата, финансовой политики, финансов, финансовых средств (рис. 20.1).

Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:

государственную бюджетную систему;

государственный кредит, кредиты субъектов Федерации и кредиты местных органов власти;

специальные внебюджетные фонды;

фонды имущественного и личного страхования;

финансы предприятий различных форм собственности.

Управление финансами реализуется с помощью инструментов и средств воздействия – финансовой политики. Финансовая политика – это совокупность методических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Финансовая система

 

Рис. 20.1. Модель взаимодействия сфер финансовой системы

Элементы финансовой политики позволяют соединить потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы финансовых органов (субъектов управления).

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются:

зависимость от конечной цели;

макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

соответствие интересов всех членов общества;

использование экономических законов;

учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Различают дискреционную и недискреционную финансовую политику. Дискреционная политика заключается в изменении налогов и государственных расходов в результате целенаправленных решений правительства, влияющих на уровни национального производства, инфляции, безработицы и платежного баланса. Недискреционная политика реализуется в процессе автоматического изменения налогов и государственных расходов в результате циклических колебаний в экономике, влияющих на изменение уровня национального производства и, соответственно, налоговых поступлений в государственный бюджет.

Дискреционная финансовая политика предполагает, что правительство в периоды спада в экономике принимает меры по увеличению совокупного спроса, снижая налоги или увеличивая государственные расходы, в частности на финансирование инвестиционных программ или на трансфертные платежи. В периоды подъема государство осуществляет противоположные меры.

Дискреционная политика связана со значительными временными лагами, так как принятие законов, изменяющих налоговую систему или структуру государственных расходов, требует определенного продолжительного периода их разработки, обсуждения и утверждения в соответствующих государственных органах.

При недискреционной финансовой политике налоговые поступления и государственные расходы изменяются автоматически с помощью «встроенных» стабилизаторов экономики без временного лага. Под «встроенным» (автоматическим) стабилизатором понимают экономический механизм, позволяющий снизить циклические колебания уровня национального производства без принятия правительством необходимых специальных мер. К встроенным стабилизаторам относят, например, действующую в стране прогрессивную шкалу налогообложения доходов или систему государственных трансфертных платежей.

Конкретными методами и формами проведения финансовой политики служат: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовое регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов.

В результате действия финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов Федерации, сочетание интересов всех хозяйственных субъектов.

Основные направления государственной финансовой политики на очередной финансовый год излагаются в ежегодном бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

20.2. Государственный бюджет.
Бюджетная система России

Государственный бюджет страны является одним из важнейших звеньев финансовой системы, он представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Среди финансовых методов, с помощью которых государство обычно воздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги.

Бюджет – это, по существу, основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики. Понятие «бюджет» (от англ. budget – сумка) заимствовано из Англии, где канцлер казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая и называлась «бюджет», т.е. «кожаный мешок».

Бюджет – имеющая официальную силу, предназначенная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год.

В бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 6) бюджет определяется как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Основные функции, которые выполняет бюджет.

1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления.

В развитых странах через бюджет разных уровней перераспределяется 25–30% ВВП. Государство регулирует хозяйственную жизнь страны: поддерживает развитие отраслей и регионов, усиливает или сдерживает темпы производства, ослабляет или усиливает рост капиталов, частных сбережений, изменяет структуру и объемы спроса и потребления.

2. Перераспределительная функция. Перераспределение национального дохода и ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:

образование доходов бюджета;

использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе производства. На этой базе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации бюджетной производственной и непроизводственной сферы. В бюджете только определяются размеры расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы, в основном, носят безвозмездный характер.

3. Контрольная функция – это возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны.

1. Унитарное (единое, слитное) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-терри­ториальные образования не имеют собственной государственности или автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев: государственного бюджета и многочисленных местных бюджетов (городов, округов, сельских округов). Местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет.

В настоящее время большинство государств являются унитарными (например, Великобритания, Франция, Италия, Китай, Япония и др.).

2. Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3 звеньев:

государственного бюджета, или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства;

бюджетов членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, ландов-земель в Германии, кантонов в Швейцарии, республик, областей и других субъектов Федерации в России);

местных бюджетов.

Как правило, крупные страны являются федерациями (Российская Федерация, США, Германия, Бразилия, Индия, Пакистан, Малайзия, Мексика, Нигерия), но федеративное устройство могут иметь и страны, занимающие небольшую территорию (Швейцария, Австрия).

3. Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических и военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджеты и налоговые системы.

Примером может служить Союз Белоруссии и России. Доходы Союзного государства на 2005 г. формировались за счет отчислений Российской Федерации в сумме 1 600 млн российских рублей (86,6%) и Республики Беларусь в сумме 259 млн российских рублей (13,4%).

В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 6) дается следующее определение бюджетной системе Российской Федерации: «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

В основе устройства бюджетной системы Российской Федерации лежит административно-территориальное деление. Соответственно звеньями бюджетной системы являются: федеральный бюджет; региональные бюджеты субъектов РФ – республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-территориаль­ных образований – районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции Российской Федерации начиная с 1994 г. государственный бюджет носит название федерального. Бюджет государства это консолидированный бюджет России.

Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории РФ и отдельных субъектов РФ.

Например, консолидированный бюджет Российской Федерации на 2005 г. по доходам составил 5 478 297,0 млн р. (29,3% ВВП), по расходам – 5 200 185,2 млн р., профицит – 2 781 118,0 млн р.

Главная задача федерального бюджета на 2005 г. заключалась в поддержании общей микроэкономической стабильности, реализации фундаментальных структурных реформ в секторе государственного управления, создании благоприятных условий для реального сектора экономики за счет оптимизации и сокращения налоговой нагрузки.

Федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством Российской Федерации. Регулируя параметры федерального бюджета, государство управляет темпами экономического развития, а также взаимоотношениями с территориями. Федеральный бюджет используется для перераспределения средств между регионами. Действующая система финансовой помощи направлена на то, чтобы за счет средств обеспеченных регионов оказывать помощь нуждающимся регионам, смягчая при этом для населения различия в экономической и социальной сферах.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов власти.

Доходы федерального бюджета являются результатом распределения стоимости валового внутреннего продукта. Вместе с тем они выступают объектом дальнейшего распределения централизуемой в руках государства стоимости. Основной источник формирования доходов бюджета во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической организации – национальный доход.

Классификация доходов

1. Укрупненная структура доходов бюджета включает налоговые и неналоговые поступления.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и средств:

налога на прибыль организаций;

налога на добавленную стоимость;

акцизов;

единого социального налога;

налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами;

государственной пошлины.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

части прибыли унитарных предприятий;

лицензионных сборов;

таможенных пошлин и таможенных сборов;

платы за пользование лесным фондом, водными ресурсами, водными биологическими ресурсами;

платы за негативное воздействие на окружающую среду;

патентных пошлин;

прибыли Банка России;

доходов от внешнеэкономической деятельности.

2. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, и часть неналоговых доходов.

Регулирующие доходы – доходы, полученные бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок (с 2005 г. не менее чем на три года) нормативами отчислений.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы или который распределяет передаваемые ему собственные доходы бюджета другого уровня.

Например, согласно Закону о федеральном бюджете в бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:

налога на доходы физических лиц – по нормативу 70%;

единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 30%;

акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50%.

По экономическому содержанию источники доходов бюджета можно классифицировать следующим образом.

Источником дохода бюджета от хозяйственных субъектов могут служить части ВВП – прибыль и заработная плата, являющиеся налогообразующей базой для исчисления ряда доходов бюджета.

Через механизм приватизации объектов государственной собственности, реализации золотовалютных резервов также пополняются доходы бюджета.

С помощью государственных займов от отдельных государств, государственных займов от международных финансово-кредитных структур реализуется источник доходов бюджета от государственной внешнеэкономической и другой деятельности.

Продажа на финансовом рынке облигаций и других ценных бумаг, получение кредита под залог государственного пакета акций предприятий реализуют источник доходов от личных доходов граждан и временно свободных денежных средств предприятий всех форм собственности.

Доходы федерального бюджета на 2005 г. составили 3 326,04 млрд р., или 17,8% ВВП. Структура доходов федерального бюджета представлена в табл. 20.1.

Таблица 20.1

Поступления доходов в федеральный бюджет в 2005 г.

Наименование дохода Сумма, млн р. %
Налоговые доходы 2 232 651,8 67,12
Неналоговые доходы 1 093 389,3 32,88
В том числе:    
доходы от внешнеэкономической деятельности 919 093,8 27,63
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 73 004,0 2,19
платежи при пользовании природными ресурсами 35 046,8 1,05
доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 58 083,7 1,74
доход от продажи материальных и нематериальных активов 874,5 0,02
административные платежи и сборы 1 714,0 0,05
штрафы, санкции, возмещение ущерба 1 483,9 0,04
прочие неналоговые доходы 4 088,6 0,12

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Федеральный закон «О бюджетной классификации» от 5 августа 1996 г. № 115-ФЗ (ред. 23 декабря 2004 г. № 174-ФЗ) отмечает три вида классификации расходов бюджета:

функциональную;

экономическую;

ведомственную.

Функциональная классификация расходов бюджета РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Функциональная классификация позволяет охарактеризовать главную цель финансируемых мероприятий, направленных на удовлетворение постоянно существующих национальных потребностей. Бюджетная классификация позволяет выделить направления государственных приоритетов через функциональную структуру бюджета Российской Федерации, обоснованно определить объем их финансирования, что в итоге должно способствовать эффективному государственному управлению.

Экономическая классификация, основанная на экономическом содержании расходов бюджета, позволяет выделить их роль в общественном воспроизводстве. В соответствии с ней расходы бюджета России подразделяются на: текущие и капитальные расходы; создание государственных запасов и резервов; приобретение земли и нематериальных активов.

Сгруппированные по экономическому содержанию доходы бюджета позволяют увидеть пропорции конечного использования обществом валового внутреннего продукта и национального дохода, а также долю, направляемую в фонд запасов и резервов.

Вместе с тем экономическая классификация позволяет видеть направления влияния государства и местного самоуправления на распределение финансовых ресурсов в стране. Экономическая классификация составлена на основе классификации расходов, рекомендуемой Международным валютным фондом, поэтому показатели бюджета можно использовать для сопоставления с другими странами.

Ведомственная классификация расходов не является единой по стране и утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разделе главных получателей бюджетных средств. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

В Бюджетном кодексе РФ (ст. 158) определяется главный распорядитель средств федерального бюджета – «орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета». Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям. При этом денежные средства расписываются министерствами и ведомствами в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации. Это позволяет органам законодательной и исполнительной власти принимать обоснованное решение о приоритетности отдельных видов деятельности, размерах финансирования, а также обеспечивать контроль их выполнения и устанавливать меру ответственности в расходовании средств соответствующих ведомств.

Исключительно из федерального бюджета финансируются:

1) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2) функционирование федеральной судебной системы;

3) осуществление международной деятельности в общественных интересах;

4) национальная оборона, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; атомной энергетики;

7) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

8) исследование и использование космического пространства;

9) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;

10) формирование федеральной собственности;

11) обслуживание и погашение государственного долга России;

12) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплаты пособий и других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

14) проведение выборов и референдумов в РФ;

15) федеральная инвестиционная программа;

16) финансовая поддержка субъектов Федерации.

По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств бюджетов всех уровней финансируются следующие виды расходов:

1) государственная поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, дорожного хозяйства, метрополитенов;

2) обеспечение правоохранительной деятельности;

3) обеспечение противопожарной безопасности;

4) обеспечение социальной защиты населения;

5) обеспечение охраны окружающей среды;

6) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

7) развитие рыночной инфраструктуры;

8) обеспечение деятельности средств массовой информации.

Расходы федерального бюджета на 2005 г. составили 3 047 929,3 млн р., или 16,3% ВВП. Основные приоритеты бюджетных расходов лежали в сфере финансового обеспечения социальных реформ, модернизации военной организации государства, развития инфраструктуры (табл. 20.2).

Таблица 20.2

Распределение расходов федерального бюджета в 2005 г.
по разделам функциональной классификации

Раздел Наименование расходов Сумма, млн р. %
Общегосударственные вопросы 460 410,6 15,10
Национальные вопросы 531 139,2 17,40
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 398 889,5 13,10
Национальная экономика 242 134,4 7,94
Жилищно-коммунальное хозяйство 8 636,2 2,80
Охрана окружающей среды 4 629,9 0,15
Образование 155 337,9 5,10
Культура, кинематография и средства массовой информации 93 173,1 1,30
Здравоохранение и спорт 85 672,2 2,80
Социальная политика 167 360,9 5,50
Межбюджетные трансферты 954 545,2 31,20

В федеральном бюджете на 2005 г. по ранжиру расходов первое место занимали межбюджетные трансферты, идущие на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней. Более 30% бюджетных средств направлялось на укрепление обороноспособности страны и национальной безопасности. За счет средств этого блока усиливалось финансирование научных разработок, финансирование оснащения Вооруженных Сил, подготовка специалистов.

Финансовая помощь бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам осуществляется через систему встроенных в федеральный бюджет фондов.

В федеральном бюджете Российской Федерации с целью выравнивания доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, финансируемым из консолидированного бюджета РФ, создается и распределяется Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). В свою очередь субъекты РФ оказывают финансовую помощь местным бюджетам.

Из ФФПР предоставляются дотации бюджетам субъектов РФ на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов. ФФПР формируется с 2005 г. из 14% доходов федерального бюджета за вычетом таможенных платежей, с нарастанием в соответствии с уровнем инфляции.

Минимальная бюджетная обеспеченность – минимально доступная стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Главная цель распределения трансфертов, ради которой и существует ФФПР, повысить возможность субъектов РФ с низкой бюджетной обеспеченностью финансировать закрепленные за ними расходы и тем самым обеспечить максимальное выравнивание доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям. Эта цель является «территориальным» аспектом принципа социальной справедливости.

Из Федерального фонда компенсаций выделяются субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также на развитие донорства.

Федеральный фонд софинансирования социальных расходов направляет средства на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий; на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей; на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла.

Фонд регионального развития распределяет средства на реализацию федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002–2010 гг. и до 2015 г.)» между субъектами Российской Федерации.

Фонд реформирования региональных финансов образовывается за счет специального транша займа Мирового банка на развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов.

Средства фонда распределяются между отобранными на конкурсной основе субъектами Федерации, осуществляющими реализацию программ реформирования региональных финансов, а также на погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры.

Превышение расходов бюджета над его доходами называется дефицитом бюджета.

Различают циклический и структурный дефицит государственного бюджета.

Циклический дефицит связан с автоматическим уменьшением налоговых поступлений и увеличением государственных расходов в результате спада в экономике. Если происходит снижение объема национального производства, то, с одной стороны, уменьшаются доходы субъектов экономики и, соответственно, суммы налоговых поступлений в бюджет, с другой стороны, государство должно увеличить финансирование инвестиционных программ и повысить трансфертные платежи (например, пособия по безработице). В данном случае проявляется действие «встроенных» стабилизаторов экономики.

Однако «встроенные» стабилизаторы уменьшают циклические колебания, но не устраняют их причин и не обеспечивают полной занятости. Поэтому правительство может принимать специальные меры дискреционной политики, направленные на достижение полной занятости. При этом возникает структурный дефицит государственного бюджета как разница между доходами и расходами бюджета в условиях полной занятости.

Фактическая величина дефицита бюджета – это сумма циклического и структурного дефицита.

Обычно под бюджетным дефицитом понимается дефицит, предусмотренный в самом бюджете, для покрытия которого должны быть изысканы источники его финансирования. От бюджетного дефицита следует отличать действительный дефицит, скрытый в бюджете и выявляющийся лишь из отчета о поступлении доходов и производстве расходов.

Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует размер дефицита при утверждении бюджетов разного уровня. Дефицит федерального бюджета не может превышать суммарного объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации на соответствующий год. Размер дефицита бюджета субъектов Российской Федерации не может превышать 15% объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год. За каждым бюджетным уровнем законодательством закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: кредитно-денежная эмиссия, повышение налоговых ставок и государственные заимствования.

Покрытие дефицита федерального бюджета в основном осуществляется за счет государственного кредита, который выступает в следующих формах:

государственные займы правительства в центральном банке страны;

выпуск государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций;

международные займы у других государств или международных валютно-финансовых организаций (например, МВФ).

В России дефицит федерального бюджета наблюдался в 1990-е годы. В начале данного периода он покрывался в основном за счет займов Правительства в Центральном банке. В середине 1990-х годов основными источниками покрытия дефицита выступали международные займы и выпуск государственных ценных бумаг (ГКО и ОФЗ). После краха рынка ГКО-ОФЗ в августе 1998 г. основным источником финансирования дефицита вновь стали кредиты Центрального банка.

В начале XXI в. федеральный бюджет РФ сводится с профицитом. Так, федеральный бюджет России в 2005 г., как и в предыдущие пять лет, являлся профицитным, т.е. наблюдалось превышение доходов над расходами.

Под первичным профицитом понимается превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Конечный профицит – это разница между всей суммой доходов бюджета и всей, включая оплату и обслуживание долга, суммой расходов.

Профицит бюджета может возникать как при рассмотрении бюджета, так и при исполнении и составлении отчета по бюджету.

Если при составлении и рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то согласно федеральному закону о бюджете сумма профицита должна направляться в Стабилизационный фонд Российской Федерации.

В Законе о федеральном бюджете на 2005 г. величина профицита составила 278,1 млрд р.

В пользу профицитного бюджета приводятся следующие доводы.

Во-первых, профицит, частично направляемый в Стабилизационный фонд, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов. В этом смысле профицит может быть использован как экономический стабилизатор.

Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

Создание Стабилизационного фонда должно навсегда предотвратить возможность финансового кризиса в стране, подобного тому, который произошел в 1998 г.

Стабилизационный фонд Российской Федерации – часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения фактической цены на нефть над базовой ценой.

Кроме указанного источника для формирования Стабилизационного фонда используются остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

Министерство финансов Российской Федерации с целью управления средствами Стабилизационного фонда формирует за счет средств фонда (в том числе доходов, полученных от размещения средств фонда) инвестиционный портфель, включающий в себя денежные средства в иностранной валюте, к которой относятся доллары США, евро, фунты стерлингов (разрешенная иностранная валюта), и долговые обязательства иностранных государств.

К долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства фонда, относятся долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств иностранных государств, таких как Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Великобритания и США.

Для изъятия средств в валюте Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации осуществляет продажу разрешенной иностранной валюты, составляющей инвестиционный портфель, Центральному банку Российской Федерации.

Характеризуя значение Стабилизационного фонда, министр финансов РФ А. Кудрин отмечал: «Стабилизационный фонд сдерживает процесс укрепления рубля и, тем самым, ограждает нашу экономику от серьезного снижения конкурентоспособности в сравнении с другими странами, позволяет снижать инфляцию. По оценкам Минфина, в 2005 г. Стабилизационный фонд превысит планку 500 млрд р. и часть превышения будет направлена на поддержку Пенсионного фонда и выплаты по внешнему долгу.

Принятые решения позволяют… планировать возможность дополнительного погашения внешнего долга и значительно сократить расходы на его обслуживание. Погашение каждых 10 млрд р. долга дает 700 млн дол. доходов в виде экономии процентных платежей и миллиарды долларов в ближайшие годы».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.