Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Водный транспорт России



Морской транспорт занимает третье место в грузообороте страны после трубопроводного и железнодорожного видов. На его долю приходится 9 /10 внешнеторгового грузооборота. Невелика роль морского транспорта в перемещении грузов внутри страны, которые осуществляют в основном у побережий морей Тихого и Северного Ледовитого океанов. Небольшие скорости судов ограничивают их применение для перевозки пассажиров. Морским транспортом в 2001 г. перевезено 0,7 млн. человек (16 млн. чел., 1990 г). Более 9/10 их численности приходится на пригородное сообщение. На судах в основном перевозят массовые грузы: нефтяные, рудные, лесные, уголь, минеральные удобрения, зерно. Для их транспортировки используют универсальные и специализированные суда (паромы, угле-, контейнеро-, лихтеровозы и др.).

Основной морской бассейн по перевозке грузов – Черноморско-Азовский с самым крупным портом страны Новороссийск (грузооборот около 50 млн. т). Специализируется на внешнеторговых перевозках нефтяных, лесных грузов, руды, металлов, цемента, зерна. Порт Туапсе (14 млн. т) имеет более широкую специализацию. Грузооборотом выделяются порты Таганрог, Сочи. Второй по перевозке грузов Дальневосточный бассейн, к которому относятся прибрежные моря Тихого океана, а также восточная часть Северного морского пути (моря Чукотское, Восточно-Сибирское, Лаптевых). Особенность морского транспорта проявляется в значительной доле малых каботажных работ. Грузооборотом выделяются порты побережья Японского моря Владивосток (10 млн. т), Находка (более 10 млн. т), Ванино, порт Восточный (14 – 16 млн. т) с контейнерным, экспортными лесным и угольным терминалами. Большое значение для развития островной части региона имеет морская жедезнодорожная переправа Ванино – Холмск (около 5 млн. т), действующая с 1974 г. Другие порты бассейна (Магадан, Петропавловск-Камчатский, Певек и др.), а также материковые (Анадырь, бухта Провидения, Эгвекинот и др.) не выделяются большим грузооборотом, но имеют значение для развития производительных сил северных территорий республики Якутия – Саха, Чукотки, Камчатки, Магаданской области. Через них осуществляют ввоз топлива, оборудования для горнорудной промышленности, строительных материалов, продовольствия и других товаров.

На участке Японского, Охотского, Берингова морей до порта Эгвекинот навигация осуществляется круглогодично. В восточной части Северного морского пути (моря Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) судоходство ведется эпизодически.

Балтийский бассейн при незначительной площади и благоприятном транспортно-географическом положении по грузообороту немногим уступает Дальневосточному. Доминируют внешнеторговые перевозки. Значение каботажных грузов возрастает в направлении с Калининградской областью, портами Баренцова, Белого и Черного морей. Самый крупный порт бассейна по перевозке пассажиров и грузов – Санкт-Петербург (около 20 млн. т). Другими портами являются Выборг, выделяющийся экспортом лесоматериалов, Калининград.

Северный бассейн включает перевозки в Белом, Баренцевом, Карском морях Северного Ледовитого океана. По грузообороту крупнейшими являются Мурманск (около 7 млн.т)–единственный незамерзающий порт бассейна и Архангельск, специализирующийся на экспорте лесных материалов. Для северных районов большое значение имеют порты Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка. На участке Мурманск – Дудинка судоходство осуществляется круглогодично с помощью атомных ледоколов.

В Каспийском море перевозят менее одного процента грузов. Его значение возрастает в морских перевозках в связи с созданием межконтинентального транспортного коридора «Север – Юг». До начала ХХI в. перевозки проводились преимущественно между Астраханью, Махачкалой и портами Азербайджана, Казахстана, Туркмении и меньше Ираном.

Речной транспорт среди водных видов выделяется объемами перевозки пассажиров и грузов, которые осуществляют преимущественно внутри районов и между ними. Небольшое среднее расстояние перемещения грузов уменьшает его значение в грузообороте по сравнению с морским транспортом.

Развитию речного транспорта способствуют благоприятные предпосылки. Длина внутренних водных судоходных путей составляет более 100 тыс. км, в том числе искусственных – свыше 15 тыс.км. По этим показателям Россия, как и Китай, занимают первое – второе место в мире. Основу искусственных водных судоходных путей формирует Единая глубоководная система европейской части длиной 6,3 тыс. км и гарантированными глубинами судоходства до 4,5 м. Она включает глубоководные магистрали Волги (Тверь – Астрахань), Камы (Соликамск – устье реки), Москвы-реки, Дона и межбассейновые водные системы: Беломорско-Балтийскую, Волго-Балтийскую, Московско-Волжскую, Волго-Донскую.

В структуре перевозки выделяются строительные, нефтяные, лесные грузы, каменный уголь, черные металлы, минеральные удобрения.

Перевозками грузов и пассажиров выделяется Волжско-Камский бассейн, в пределах которого расположены экономически развитые районы с многоотраслевой структурой хозяйства. Основу транспортной сети составляет глубоководный путь Волги, Камы, Москва-реки, соединенный каналами с Черным, Балтийским и Белым морями, что расширяет географию и объемы перевозок грузов. Вниз по течению перевозят древесину, апатитовый концентрат, минеральные удобрения, вверх – соль, овощи, бахчевые, в обоих направлениях строительные материалы, нефть, зерно, товары химической промышленности. Крупнейшие порты бассейна расположены в Москве (Западный, Северный, Южный), Нижнем Новгороде, Казани, Перми, Самаре, Волгограде, Астрахани.

В западной части страны важными речными путями являются реки северного бассейна, среди которых выделяется Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной. По ним перевозят древесину, пиломатериалы, апатитовый концентрат, железную руду, уголь, сельскохозяйственные грузы. Крупнейшие порты – Архангельск, Котлас, Мезень, Нарьян-Мар, Печора.

Второе место по грузообороту, перевозке грузов занимает Западная Сибирь, преимущественно с бассейном Оби и ее притоков. Развитие речного транспорта в регионе связано в основном с освоением ресурсов нефти, газа. Грузы доставляют в устья Оби, Надыма, Пура, Таза, к перевалочным портам в Новосибирске, Омске, Тюмени, Тобольске. На судах трубы, оборудование, машины, строительные материалы, продукты питания и другие товары доставляют в районы промыслов. Для этого созданы новые порты в Нижневартовске, Сургуте, Лобытнанге, Надыме, Уренгое. Значительный удельный вес в перевозках занимает древесина, которую доставляют из порта Асино в Новосибирск, Омск, Томск.

Важное значение для развития производительных сил восточных районов имеет судоходство по крупнейшим рекам Восточной Сибири и Дальнего Востока. Вниз по течению Енисея, на Ангаре и озере Байкал доминирует перевозка лесных грузов. В верхней части Енисея от Минусинска до Красноярска перевозят в основном зерно. Речным транспортом перевозят также строительные материалы, уголь, нефтепродукты, металлы и другие грузы. Особенностью судоходства по Ангаре является плавание судов на участке одного бьедга из-за сооружения гидроэлектростанций без шлюзов. Основные порты – Красноярск, Енисейск, Игарка, Дудинка, Братск, Усть-Илимск, Иркутск и др. Регулярное судоходство по Лене ведется от порта Осетрово (на пересечении БАМа с рекой, Усть-Кут) до устья (порт Тикси), в которые железнодорожным и морским транспортом соответственно доставляют грузы для промышленных центров республики Саха. Перевозят строительные материалы, уголь, нефтепродукты, древесину, машины, оборудование. Основную часть грузов транспортируют вниз по течению реки. Для судоходства используют притоки Витим, Алдан, Олекма, Вилюй. По Амуру и притокам Зея, Бурея, Шилка перевозят зерно, рыбу, соль, древесину, нефтепродукты, металлы, уголь. Основную часть грузов транспортируют вниз по течению реки. Крупные порты – Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре.

 

21. Центральный экономический район России[1]

1. исторический центр России, район зарождения российского государства и российской экономики, "старый" промышленный район,

2. уже в 19 в. выделялся как район развитой текстильной промышленности,

3. ведущий район России по численности населения, производственному, культурному, научному и "вузовскому" потенциалу; на территории района контрастно выделяется Московский столичный регион с присущими ему административными функциями "союзного" значения,

4. характерной чертой ЭГП является "центральность" района, его близость ко всем важнейшим экономическим районам России и СНГ,

5. район беден минеральными ресурсами (фосфориты (Воскресенск), торф и т.д.), но обеспечен кадрами при очень высоком уровне их подготовки,

6. выделяется разнообразием и очень высоким уровнем развития промышленности, с доминированием "верхних" этажей, (особенно в машиностроении, которое "обслуживает" практически все отрасли хозяйства),

7. представлены: радиоэлектроника, станкостроение и инструментальная промышленность, приборостроение (в т.ч. – оптическое (Красногорск)), электротехническое машиностроение, производство АСУ и вычислительной техники (в основном – Москва), автомобилестроение (Москва, Ярославль (шины, моторы)), сельскохозяйственное машиностроение (Люберцы (в т.ч. картофелеуборочные комбайны, (Тула, Бежецк (комбайны для уборки льна)) и тракторостроение (Владимир), вагоностроение (Мытищи), оборудование для текстильной промышленности (Иваново), тепловозостроение (Коломна), авиастроение (Москва, Смоленск),

8. химическая промышленность - нефтепереработка (Рязань, Ярославль), производство СК (Ярославль) и химических волокон (Рязань, Мытищи, Тверь, Серпухов, Клин), фосфорных удобрений (Воскресенск), бытовая химия (Москва),

9. традиционный район легкой промышленности с полным набором подотраслей (особенно развиты хлопчатобумажная, льняная и швейная промышленность),

10. полиграфическая промышленность (Москва, Тверь),

11. Москва - крупнейший транспортный узел СНГ,

12. сельское хозяйство имеет в основном внутрирайонную ориентацию (за исключением льноводства), с особенным развитием "пригородного" типа.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.