Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Железнодорожный транспорт России



Отличается универсальностью, грузоподъемностью, регулярностью и высокими скоростями движения независимо от погоды, поры года. Особенно целесообразен при перевозках массовых грузов на большие расстояния. Железные дороги могут быть проложены в любом направлении в зависимости от экономических связей. Все это важно в условиях России с масштабностью территории, суровостью климата, преимущественной мериодианальной ориентацией речной сети и широтной направленностью экономических связей. Россия в мире занимает 2 место по протяженности железных дорог, 1 место по грузообороту, 3 место по пассажирообороту после Японии и Индии железнодорожного транспорта мира. На его долю приходится около 1 ⁄ 3 грузооборота, почти 2 ⁄ 3 международного пассажирооборота, более половины – пригородного сообщения. По железным дорогам осуществляются основные перевозки грузов между регионами, а также со странами ближнего зарубежья.

Первые железные дороги протяженностью 1 – 2 км появились в горнорудных районах Алтая, Урала в начале ХIX в. В конце ХIX начале ХХ в. сформировался основной каркас сети от центра (Москва) на запад (Брест, Вентспилс), север (Архангельск), юг (Владикавказ), восток (Оренбург, Екатеринбург). Были построены железные дороги для экспорта зерна из районов выращивания (Орел, Царицын (Волгоград) к портам Черного и Балтийского морей. Для освоения районов Сибири, Дальнего Востока особое значение имеет строительство Транссибирской магистрали от Челябинска и Владивостока. В советский период в первой половине ХХ в. Были построены магистрали между Волгой (Арзамас, Казань) и Уралом (Екатеринбург), Турксиб (Семипалатинск –Луговая, станция около Алматы). В годы Великой Отечественной войны – (Коноша – Воркута), Приволжская дорога (Сызрань – Саратов –Волгоград). Во второй половине ХХ в. железнодорожная сеть формировалась преимущественно в восточных районах (Южсиб: Карталы–Астана – Барнаул – Кемерово, Среденесибирская дорога: Троицк – Кустанай), (Кокшетау – Барнаул). В 1974 – 1984 гг. построена Байкало-Амурская магистраль – БАМ – (Усть-Кут – Комсомольск-на-Амуре) –вторая после Транссиба широтная железная дорога в восточных районах.

С БАМом связано перспективное развитие производительных сил в этой части страны и России в целом. В 70 – 80-х годах для освоения природных ресурсов Западной Сибири построена крупная магистраль меридионального направления (Тюмень – Сургут – Нижневартовск – Уренгой – Ямбург). На рубеже XXI в. создана скоростная железная дорога Москва – Санкт - Петербург.

В 1929 г. начата электрификация железных дорог с вводом участка Москва – Мытищи протяженностью 17,7 км. До второй половины 50-х годов электрифицировались пригородные линии, а позже – магистральные железные дороги. В начале XXI в. почти половина дорог общего пользования была электрифицирована. По ним осуществляется 8 / 10 всех перевозок грузов железнодорожным транспортом. Уровень электрификации близок к оптимальному.

Общая протяженность железнодорожной сети составляет 139 тыс. км, в том числе общего пользования 86 тыс. км (2001 г.). Выделяясь в мире протяженностью железных дорог, густота транспортной сети на 1 тыс. км2 территории (5 км) меньше по сравнению с соответствующими показателями стран Западной Европы (Германия – 114 км), США и Индия (19 км), Канады (8 км), Китая (6 км). Наиболее густая транспортная сеть сформировалась в европейской части страны. В Центральном, Северо-Западном, Центрально-Черноземном районах она достигает на 1 тыс/ км2 территории 26 – 27 км, на Северном Кавказе – 19 км, Уральском районе – 14 км. Меньше среднего показателя плотность дорог в Западной Сибири – 3,6 км, Восточной Сибири – 2,1 км, Дальнем Востоке – 1,3 км на 1 тыс. км2. При этом в восточных районах основные магистрали расположены преимущественно в южной части. Основу грузопотоков формируют уголь и кокс, руды и металлы, нефтяные, лесные грузы, зерно, минеральные удобрения. По железным дорогам перевозят 80 – 95 % названных грузов, кроме нефтяных, от общего их объема перевозок магистральными видами транспорта. Отправлением грузов выделяются Западно-Сибирский (19 % от суммарных отгрузок по стране), Уральский (18 %), Восточно-Сибирский (12 %), Центрально-Черноземный (9 %) и Центральный (8 %) районы, в которых созданы крупные грузоформирующие топливные, рудные, металлургические базы.

Районы производства и потребления основных грузов формируют направления перевозок, а их сосредоточение на определенных участках грузонапряженность дорог. Самая высокая интенсивность перевозок грузов на участке Транссибирской магистрали от Омска до Новосибирска, который является наиболее грузонапряженным в мире (до 100 млн т· км на 1 км пути). Здесь сходятся мощные потоки угля из Кузбасса, руд и металлов, лесных, сельскохозяйственных грузов, перевозки машин и оборудования.

На железнодорожный транспорт приходится около 1 / 10 пассажирооборота по железным дорогам мира, более 1 / 3 пассажирооборота страны. Доминирующая часть перевозок (пассажиров свыше 9 / 10) приходится на пригородное сообщение в зонах крупнейших агломераций (Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и др.). В пассажирообороте (более половины) выделяются междугородние и международные перевозки. Основными направлениями дальних перевозок являются южное и восточное от Москвы. Значительны также пассажиропотоки между Москвой и Санкт-Петербургом, в западном направлении от столицы.

Крупнейший железнодорожный узел – Москва. От нее железные дороги расходятся по 12 направлениям, которые соединены между собой кольцевыми путями.

Кризисная ситуация социально-экономического развития в переходный период ограничила возможности нового строительства. Приоритетным направлением развития стала реконструкция дорожной сети, увеличение пропускной способности, скорости движения поездов. Реконструкция Транссиба, дорог в западном направлении позволяет создать кратчайший трансконтинентальный коридор между странами тихоокеанского побережья и Западной, Северной Европой.

В условиях незначительных материальных, финансовых ресурсов ограничено новое строительство дорог. Основными территориями создания новых железнодорожных путей становятся восточные районы, особенно их северные участки. Продолжается строительство Амуро-Якутской магистрали от Беркакита до Якутска, в северной части Сибири – Арктической железной дороги (Лабытнанга – Бованевская) с целью освоения нефтегазовых ресурсов Ямала. Существуют проекты строительства данной дороги до Якутска. Имеются разработки строительства трансконтинентальной магистрали от Якутска на Аляску через Берингов пролив, создания железнодорожного тоннеля под Татарским проливом на о. Сахалин.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.