Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обработка результатов



Краткая характеристика шкалы.

Настоящая шкала тревожности была разработана нами. в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенности шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Предлагаемый вариант шкалы прошел стандартную отработку. Поскольку первый вариант настоящей шкалы, опубликованный нами в 1984 г. (см. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под. Ред. И.В.Дубровиной), без ведома автора и без ссылки на него был опубликован в книге Е.И.Рогова «Настольная книга практического психолога в образовании», а затем воспроизведен в ряде других изданий, обращаем внимание читателей на то, что первый вариант был нормирован в 1980-1982 гг. и соответственно не может быть использован в настоящее время. Публикуемый в данной книге вариант методики прошел всестороннюю отработку и апробацию в 1995-1998 гг. важным его отличием является то, что нормирование проходило не по классам, а по возрасту испытуемых, что связано с современной ситуацией в образовании, когда в одном классе могут учиться дети различных возрастов. Работа включала современную экспертную оценку пунктов шкалы, психометрическую проверку и апробацию на различных половозрастных и региональных выборках. Всего в психометрической проверке участвовали около 1400 человек.

Первый вариант методики содержал три субшкалы, определяющих соответственно тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную), с ситуациями общения (межличностную) и с отношением к себе (самооценочную). Настоящий вариант дополнен шкалой мистических, магических страхов (магическая), поскольку она оказалась очень чувствительной и позволила отделить общую, генерализованную тревогу от вариантов частной, парциальной тревоги.

 

Описание методики.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма «А» предназначалась для подростков 10-12 лет, форма В для подростков 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинаковая.

 

Бланки.

Фамилия, Имя_______________________________________________________

 

Возраст_______________

 

На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4 – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.

Переверни страницу.

 

Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра написано наверху страницы.

 

Форма Б.

    Нет Немного Достаточно Значительно Очень
Пример: Перейти в новую школу.
Отвечать у доски
Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.
Слышать заклятия
Разговаривать с директором школы
Сравнивать себя с другими
Учитель делает тебе замечания
Тебя критикуют, в чем-то упрекают
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
Видеть плохие или «вещие» сны
Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету
После контрольной, теста учитель называет отметки
У тебя что-то не получается
Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил
На тебя не обращают внимания
Ждешь родителей с родительского собрания
Тебе грозит неуспех, провал
Слышать смех за своей спиной
Не понимать объяснения учителя
Думаешь о своем будущем
Слышать предсказания о космических катастрофах
Выступать перед большой аудиторией
Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других
Ссориться с родителями
Участвовать в психологическом эксперименте
На тебя смотрят, как на маленького
На экзамене тебе достался 13 билет
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков)
Не можешь справиться с домашним заданием
Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи
Не соглашаться с родителями
Берешься за новое дело
Разговаривать со школьным психологом
Думать о том, что тебя могут «сглазить»
Замолчали, когда ты подошел (подошла)
Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса
Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях
Смотреться в зеркало
Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого

 

 

Форма А.

    Нет Немного Достаточно Значительно Очень
Пример: Перейти в новую школу.
Отвечать у доски
Оказаться среди незнакомых ребят
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.
Слышать заклятия
Разговаривать с директором школы
Сравнивать себя с другими
Учитель смотрит по журналу, кого спросит
Тебя критикуют, в чем-то упрекают
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
Видеть плохие сны
Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету
После контрольной, теста учитель называет отметки
У тебя что-то не получается
Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна
На тебя не обращают внимания
Ждешь родителей с родительского собрания
Тебе грозит неуспех, провал
Слышать смех за своей спиной
Не понимать объяснения учителя
Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем
Слышать предсказания о космических катастрофах
 
Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других
С тобой не хотят играть
Проверяются твои способности
На тебя смотрят, как на маленького
На экзамене тебе достался 13 билет
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
Оценивается твоя работа
Не можешь справиться с домашним заданием
Засыпать в темной комнате
Не соглашаться с родителями
Берешься за новое дело
Разговаривать со школьным психологом
Думать о том, что тебя могут «сглазить»
Замолчали, когда ты подошел (подошла)
Слушать страшные истории
Спорить со своим другом (подругой)
Думать о своей внешности
Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах

 

 

Обработка результатов.

Распределение пунктов шкалы по указанным выше субшкалам представлено в таблице 1. Ключ является общим для обеих форм.

 

Таблица 1.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.