Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Школа_________ Класс__________ Возраст__________ Дата___________

ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-16 ЛЕТ А. М. Прихожан

Краткая характеристика шкалы

Настоящая шкала тревожности была разработана А. М. Прихожан в 1980-1983 годах по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинства шкал такого типа является, на наш взгляд, то, что во-первых, они позволяют, выделить области действительности, вызывающие тревогу и во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Предлагаемый вариант шкалы прошел стандартную обработку. Поскольку первый вариант настоящей шкалы, опубликованный нами в 1984 году (см. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/под ред. И. В, Дубровиной), без ведома автора и без ссылки на него был опубликован в книге Е. И, Рогова «настольная книга практического психолога», а затем воспроизведен в ряде других изданий, обращаем внимание читателей на то, что первый вариант был нормирован в 1980-1982 годах и, соответственно, не может быть использован в настоящее время.

Публикуемый в данной книге вариант прошел всестороннюю обработку и апробацию в 1995-1998 годах.

Важным его отличием является то, что нормирование проходило не по классам, а по возрасту испытуемых, что связано с современной ситуацией в образовании, когда в одном классе могут учиться дети различных возрастов. Работа включала современную экспертную оценку пунктов шкалы, психометрическую проверку и апробацию на различных половозрастных и региональных выборках. Всего в психометрической проверке участвовали 1400 человек.

Первый вариант методики содержал три субшкалы, определяющих, соответственно, тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную), с ситуациями общения (межличностную), и с отношением к себе (самооценочную). Настоящий вариант дополнен шкалой мистических, магических страхов (магическую), поскольку она оказалось очень чувствительной и позволила отделить общую, генерализованную тревогу от вариантов частной, парциальной тревоги.

 

Описание методики

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно.

Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма "А" предназначена для школьников 10-12 лет, форма "Б" - для учащихся 13-16 лет.

Инструкция к обеим формам одинакова.

ИНСТРУКЦИЯ (на первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи, кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или 4 - в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.

Твоя задача - представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра написано вверху страницы. (Далее текст методики).

 


Форма А

Фамилия, имя ___________________________________________________

Школа_________ Класс__________ Возраст__________ Дата___________

Инструкция: На следующих страницах бланка перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство ли страх.

 

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4 – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения и страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию – обведи цифру 3. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильным страхе обведи цифру 4.

 

Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

 

Что означает каждая цифра, написано вверху.


Форма А

    Нет Немного Доста-точно Значи-тельно Очень
Пример:Перейти в новую школу
1. Отвечать у доски
2. Оказаться среди незнакомых ребят
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
4. Слышать заклятия
5. Разговаривать с директором школы
6. Сравнивать себя с другими
7. Учитель смотрит по журналу, кого спросит
8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают
9. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).
10. Видеть плохие сны
11. Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету
12. После контрольной, теста – учитель называет оценки
13. У тебя что-то не получается
14. Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна
15. На тебя не обращают внимания
16. Ждешь родителей с родительского собрания
17. Тебе грозит неуспех, провал
18. Слышать смех за своей спиной
19. Не понимать объяснений учителя
20. Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем
21. Слышать предсказания о космических катастрофах
22. Выступать перед зрителями
23. Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других
24. С тобой не хотят узнать
25. Проверяются твои способности
26. На тебя смотрят, как на маленького
27. На экзамене тебе достался 13 билет
28. На уроке – учитель неожиданно задает тебе вопрос
29. Оценивается твоя работа
30. Не можешь справиться с домашним заданием
31. Засыпать в темной комнате
32. Не соглашаешься с родителями
33. Берешься за новое дело
34. Разговаривать со школьным психологом
35. Думать о том, что тебя могут «сглазить»
36. Замолчали, когда ты подошел (подошла)
37. Слушать страшные истории
38. Спорить со своим другом (подругой)
39. Думать о своей внешности
40. Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах
               

 

 

Форма Б

Фамилия, имя ___________________________________________________

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.