ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-16 ЛЕТ А. М. Прихожан
Краткая характеристика шкалы
Настоящая шкала тревожности была разработана А. М. Прихожан в 1980-1983 годах по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинства шкал такого типа является, на наш взгляд, то, что во-первых, они позволяют, выделить области действительности, вызывающие тревогу и во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Предлагаемый вариант шкалы прошел стандартную обработку. Поскольку первый вариант настоящей шкалы, опубликованный нами в 1984 году (см. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/под ред. И. В, Дубровиной), без ведома автора и без ссылки на него был опубликован в книге Е. И, Рогова «настольная книга практического психолога», а затем воспроизведен в ряде других изданий, обращаем внимание читателей на то, что первый вариант был нормирован в 1980-1982 годах и, соответственно, не может быть использован в настоящее время.
Публикуемый в данной книге вариант прошел всестороннюю обработку и апробацию в 1995-1998 годах.
Важным его отличием является то, что нормирование проходило не по классам, а по возрасту испытуемых, что связано с современной ситуацией в образовании, когда в одном классе могут учиться дети различных возрастов. Работа включала современную экспертную оценку пунктов шкалы, психометрическую проверку и апробацию на различных половозрастных и региональных выборках. Всего в психометрической проверке участвовали 1400 человек.
Первый вариант методики содержал три субшкалы, определяющих, соответственно, тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную), с ситуациями общения (межличностную), и с отношением к себе (самооценочную). Настоящий вариант дополнен шкалой мистических, магических страхов (магическую), поскольку она оказалось очень чувствительной и позволила отделить общую, генерализованную тревогу от вариантов частной, парциальной тревоги.
Описание методики
Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно.
Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.
Методика разработана в двух формах. Форма "А" предназначена для школьников 10-12 лет, форма "Б" - для учащихся 13-16 лет.
Инструкция к обеим формам одинакова.
ИНСТРУКЦИЯ (на первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи, кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или 4 - в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.
Твоя задача - представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра написано вверху страницы. (Далее текст методики).
Форма А
Фамилия, имя ___________________________________________________
Инструкция: На следующих страницах бланка перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство ли страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4 – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения и страх.
Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию – обведи цифру 3. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильным страхе обведи цифру 4.
Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра, написано вверху.
Форма А
Нет
Немного
Доста-точно
Значи-тельно
Очень
Пример:Перейти в новую школу
1.
Отвечать у доски
2.
Оказаться среди незнакомых ребят
3.
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
4.
Слышать заклятия
5.
Разговаривать с директором школы
6.
Сравнивать себя с другими
7.
Учитель смотрит по журналу, кого спросит
8.
Тебя критикуют, в чем-то упрекают
9.
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).
10.
Видеть плохие сны
11.
Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету
12.
После контрольной, теста – учитель называет оценки
13.
У тебя что-то не получается
14.
Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна
15.
На тебя не обращают внимания
16.
Ждешь родителей с родительского собрания
17.
Тебе грозит неуспех, провал
18.
Слышать смех за своей спиной
19.
Не понимать объяснений учителя
20.
Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем
21.
Слышать предсказания о космических катастрофах
22.
Выступать перед зрителями
23.
Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других
24.
С тобой не хотят узнать
25.
Проверяются твои способности
26.
На тебя смотрят, как на маленького
27.
На экзамене тебе достался 13 билет
28.
На уроке – учитель неожиданно задает тебе вопрос
29.
Оценивается твоя работа
30.
Не можешь справиться с домашним заданием
31.
Засыпать в темной комнате
32.
Не соглашаешься с родителями
33.
Берешься за новое дело
34.
Разговаривать со школьным психологом
35.
Думать о том, что тебя могут «сглазить»
36.
Замолчали, когда ты подошел (подошла)
37.
Слушать страшные истории
38.
Спорить со своим другом (подругой)
39.
Думать о своей внешности
40.
Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах
Форма Б
Фамилия, имя ___________________________________________________