Сфера формальных отношений (профессионально-деловое общение, по Л.А. Петровской) — ситуации 1–17. (Учеба — 1–3, работа — 4–5, гражданско-правовые отношения — 6–10, жилищно-бытовые вопросы — 11–17.)
Сфера неформальных отношений (интимно-личностное общение, по Л.А. Петровской) — ситуации 18–30. (Семья, соседи — 18–19, отдых, путешествия — 20–22, отношения со сверстниками — 23–29, взаимодействие с незнакомой социальной средой — 30.)
Ситуации социальной активности: 1, 7, 11, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30.
Ситуации социальных решений: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21.
Испытуемым выдается бланк для ответов, по которому в соответствии с ключом подсчитывается общее количество процентов по каждому уровню сформированности компетентности социального взаимодействия. Для упрощения подсчета результат делится на 30 (количество ответов в рамках данного уровня компетентности). Полученный результат показывает, в скольких процентах случаев испытуемый выбирает контрпродуктивную, нормативную или личностно-творческую модели поведения.
Для дальнейшего подсчета в баллах общее количество процентов в рамках каждого уровня делится на 100. Например, по контрпродуктивному уровню испытуемый по всему тесту набрал общее количество процентов, равное 900. Это соответствует 9 баллам. Каждый контрпродуктивный ответ оценивается в 0,5 балла, значит, количество баллов в рамках данного уровня компетентности равно 4,5 балла (9x0,5).
Каждый ответ нормативного уровня оценивается в один балл, значит, респондент, набравший 1000 процентов, получает 10 баллов.
Каждый ответ творческого уровня оценивается в 2 балла. Испытуемый, набравший 1100 процентов по всему тесту в рамках личностно-творческого уровня, получает, соответственно, 22 балла.
Общая оценка по шкале диагностики КСВ составит 4,5+10+22=36,5 баллов.
Интерпретация результатов
- до 38 баллов - испытуемый обладает контрпродуктивным (низким) уровнем компетентности социального взаимодействия;
- 38 – 42 балла - нормативный уровень КСВ;
- более 42 баллов - личностно-творческий (высокий) уровень КСВ.
Качественные психологические характеристики включают в себя описание интеллектуального и поведенческого блоков КСВ респондентов и интегральную оценку их ресурсов при социальном взаимодействии (табл. 2).
Литература
1.Гилфорд Дж. П. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1965. - С. 433-456.
2.Гуревич К.М., Раевский А.М. Личность как объект психологической диагностики // Психологический журнал. - 2001. - № 5. - С. 29-37.
3.Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003 - № 5. - С. 34-42.
4.Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М., 1997. — 327 с. // Структура свойств интеллекта: иерархическая теория интеллекта Кеттелла. — С. 76—86.
5.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л., 1985.- 165с.
6.Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практики совершенствования коммуникативной компетентности. — М.: Просвещение, 1995. — 183 с.
7.Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. - СПб., 1996.
8.Петровская Л.А., Жуков Ю.М., Распутников Н.А. Диагностика и развитие компетентности в общении // Специальный практикум по социальной психологии. — М., 1990. — 104 с.
9- Петровская Л.А. Развитие компетентности общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Социальная психология в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000. - С. 438-452.
10.Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. —1989. — Т. 10. — С. 433—456.
11.Савин Б.Ю., Фомин А.Б. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Методическое пособие. — Калуга: КГПУ, 2004. — С. 35—45,62—65.
13.Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор самореализации // Социальная психология в трудах отечественных психологов. — СПб., 2000. — С. 101—105.
14.Guilford J. P. The nature of human intelligence. - N.-Y., 1967. - 164 р.
15.Torrance E. P. Guiding creative talent. – Englewood Cliffs, W.J: Prentige-Hall, 1962. – 278 р.
16. Yamamoto K. Effect of restriction of range and test unreliability on correlation between measures of intelligence and creative thinking // Brit. J. of Education psychology. - 1965. - Р. 300-305.