Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика методики и ее психодиагностические свойства



ОПЫТ СОЗДАНИЯ МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Введение. История вопроса

 

На современном этапе развития общества проблема обучения спо­собам продуктивного социального взаимодействия приобретает все бо­лее актуальное значение. Многие авторы в качестве цели обучения рас­сматривают формирование и развитие компетентности для специали­стов различных профилей, но при этом само понятие «компетентность» не имеет четкого, устоявшегося определения и трактуется либо слиш­ком узко — как знания, умения и навыки в определенной области, либо слишком широко — как уровень успешности взаимодействия с соци­альной средой. Более удачны попытки соотнесения понятия компе­тентности с деятельностью, когда компетентность определяется как уровень успешности решения проблемной ситуации деятельности, в нашем случае в области социального взаимодействия.

Термин «компетентность социального взаимодействия» (КСВ) для характеристики успешности взаимодействия личности с социаль­ной средой был введен И.А. Зимней, как охватывающий весь спектр человеческих взаимоотношений [3]. В ее понимании компетентность социального взаимодействия относится к группе компетентностей, ха­рактеризующих взаимодействие с другими людьми, и включает в себя знания и навыки взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, умение решать и преодолевать конфликтные ситуации, готовность к сотрудничеству, толерантность, а также навыки общения, понимаемые как владение устной и письменной речью, умение вести диалог и моно­лог, знание этикета, владение бизнес-языком и др.

Единицей анализа компетентности социального взаимодействия является решение проблемной ситуации в общении. Формально ком­петентность социального взаимодействия может быть определена как представленность в ментальном опыте индивида различных типов проблемных ситуаций социального взаимодействия и владение спо­собами их решения. Однако данные о структуре и динамике формиро­вания и развития компетентности социального взаимодействия в процессе вузовского обучения, а также о способах ее измерения мало­численны и односторонни. Таким образом, в связи с теоретической и практической новизной проблемы возникает необходимость разработ­ки методики диагностики КСВ.

Мы определяем компетентность социального взаимодействия как интегральное новообразование психики или интеллектуальное новооб­разование, развивающееся не только в процессе стихийного социального взаимодействия субъекта, но и в процессе социально-психологического обучения под влиянием определенных психологических факторов, при­чем наиболее эффективно именно при воздействии специальных обу­чающих программ.

Общая характеристика методики и ее психодиагностические свойства

 

Создание шкалы диагностики КСВ предполагало проведение экспертного анализа социального взаимодействия по методу критиче­ских инцидентов. Выявленные методом экспертного анализа группо­вые модели поведения в социальном взаимодействии были положены основу разработанной нами методики.

Для экспертного анализа привлекались студенты-психологи в воз­расте 20-21 года (данная возрастная категория была выявлена по крите­рию наличия определенного уровня социального опыта, накопленного стихийно и при воздействии специализированной образовательной программы) - 10 человек, а также преподаватели вузов (гуманитарного технического и сельскохозяйственного) - 6 человек. Выбор экспертов преподавателей был продиктован формированием эмпирической базы для остальных этапов эксперимента (студенты государственных вузов г. Калуги различного профиля). В результате экспертного анализа было выявлено 30 проблемных ситуаций социального взаимодействия, не­обходимых для создания шкалы диагностики КСВ. В соответствии с выделенными Л.А. Петровской [8] двумя типами общения (профессио­нально-деловым и интимно-личностным) и с учетом анализа эмпири­ческого материала все проблемные ситуации социального взаимодей­ствия, наиболее часто встречающиеся в деятельности экспертных групп, были поделены на две условных сферы: сферу формальных отношений (17 проблемных ситуаций) и сферу неформальных отношений (13 проблемных ситуаций). В свою очередь эти две сферы социальной деятельности были подразделены на более конкретные области социального взаимодействия или блоки: в сфере формальных отноше­ний - учеба, работа, гражданско-правовые и жилищно-бытовые отно­шения; в сфере неформальных отношений - отношения с семьей, сосе­дями, отдых, путешествия, отношения со сверстниками и взаимодей­ствие с незнакомой социальной средой. Полученные в результате экспертного анализа модели проблемных ситуаций социального взаи­модействия и способы их решения были проанализированы в русле возможного воздействия социально-психологического обучения.

Кроме деления проблемных ситуаций по типу деятельности, про­веденный психологический анализ выявленных экспертными группа­ми проблемных ситуаций социальной сферы позволил нам выделить внутри шкалы диагностики компетентности социального взаимодей­ствия еще два блока социальных ситуаций по принципу социально-психологической направленности личности [2] на способы их реше­ния: «ситуации социальной активности» (43%) и «ситуации соци­альных решений» (57%). Процентное соотношение количества ситуаций этих двух типов в методике диагностики КСВ также было выявлено в результате анализа полученного эмпирического материа­ла. Внутренняя согласованность методики определялась при помощи корреляционного анализа блоков шкалы КСВ с использованием коэф­фициента ранговой корреляции Спирмена. В частности была обнаруже­на значимая взаимосвязь между компетентностью в сфере формальных и неформальных отношений (г5=0,482; р<0,01).

Эмпирические данные указывают на то, что в юношеском возрасте для людей наиболее характерно неформальное общение (или интимно-личностное, по Л.А. Петровской), вследствие чего в ситуациях неформаль­ной сферы они проявляют большую компетентность. Для данной возраст­ной категории также более характерно проявление социальной активно­сти, чем направленность непосредственно на решение проблемной ситуации социального взаимодействия. Данные исследований указыва­ют и на то, что с ростом общего показателя компетентности социального взаимодействия возрастает компетентность в формальной сфере соци­альной жизни (профессионально-деловом общении), направленность на результат при решении проблемных ситуаций общения.

Была также установлена значимая корреляционная связь между показателями компетентности в формальной сфере социальных взаимо­действий и проявлением компетентности в ситуациях социальных реше­ний (г=о,859; р<0,01), а также между компетентностью в неформальной сфере и ситуациях социальной активности (г=0,860; р<0,01). Данный факт, на наш взгляд, имеет объяснение с точки зрения возрастной пси­хологии. Область формальных отношений требует от личности более высокого уровня ответственности, более развитых интеллектуальных ресурсов для социального взаимодействия, а значит, и определенного уровня нравственной и интеллектуальной зрелости. Как правило, чело­век наиболее активно вступает в формальное взаимодействие в стар­шем, например, студенческом возрасте, когда он интеллектуально и нравственно готов к принятию ответственных решений. В то же время взаимодействие в неформальной сфере (интимно-личностное общение) основывается, скорее, на проявлении социальной активности — активном вступлении в социальные контакты, часто не требующие зна­чительной ответственности. Поэтому интимно-личностное общение является превалирующим в социальном взаимодействии в детском воз­расте, доля которого уменьшается в процессе социального взросления личности.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости наличия в структуре компетентности социального взаимодействия интеллекту­альных ресурсов для переноса продуктивных форм социального опыта с одних типов социальных ситуаций на другие (из сферы неформальных отношений в сферу формальных и наоборот). Мы также можем гово­рить о наличии неких универсальных способов взаимодействия в двух сферах общения.

Между компетентностью социального взаимодействия в ситуаци­ях социальных решений и социальной активности значимой взаимо­связи обнаружено не было (г5=0,291).

Процентный и рейтинговый анализ данных, полученных в резуль­тате применения шкалы диагностики КСВ, позволил нам выделить три уровня формирования и развития компетентности социального взаи­модействия у студентов:

—контрпродуктивный;

—нормативный или стереотипный;

—личностно-творческий.

Студенты с контрпродуктивным уровнем КСВ в социальном взаи­модействии мало активны, стараются избегать социальных контактов, плохо владеют социальными нормативами и стереотипами, в случае возникновения проблемных ситуаций в социальном взаимодействии стараются переложить инициативу на партнера.

Студенты, обладающие нормативным или стереотипным уровнем К.СВ, в социальном поведении предпочитают действовать по заранее заготовленным шаблонам, «скриптам», «сценариям», опираются в ре­шении социальных ситуаций на общепринятые нормы и стереотипы. Иными словами, студенты с контрпродуктивным и нормативным уров­нями развития КСВ не обладают достаточными ресурсами для творче­ского решения проблемных ситуаций в социальном взаимодействии либо в силу определенных причин не готовы к применению креативно­го подхода в социальном поведении.

Личностно-творческий уровень КСВ у студентов предполагает как хорошее знание и использование социальных норм и стереотипов, так и активное применение творческого подхода в социальном взаимодей­ствии, т.е. владение собственными социальными «эвристиками» и «копинг-стратегиями».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.