Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взаимодействие клубного объединения и



Внешкольной среды

 

Включению клубного объединения в воспитательную систему школы в первую очередь способствует его взаимодействие с внутришкольной средой. Однако объединение будет развиваться неполноценно, если его деятельность ограничится только рамками образовательного учреждения: это обеднит возможности клубного объединения в получении дополнительных источников для творческого развития его членов, замедлит развитие коллектива клуба, лишив его возможности расширения сферы приложения своих сил. Именно организация эффективного взаимодействия объединения по интересам с внешкольной средой становится тем новым на третьем этапе развития клубного объединения, что повысит его воспитательные возможности и позволит усилить его влияние на развитие воспитательной системы школы.

Взаимодействие клубного объединения с внешкольной средой осуществляется уже на первом этапе его работы, однако в это время среда чаще всего интуитивно используется для расширения сферы работы клуба, для проверки на ней своих сил и завоевания авторитета, а также для обогащения творческого багажа членов клуба. В процессе развития объединения как коллектива связи с внешкольной средой углубляются, становятся более разнообразными, организуются более осознанно.

На жизнедеятельность объединения прежде всего оказывает влияние широкая социальная среда: общественная ситуация в стране, в регионе; изменения, происходящие в этой среде, непременно вносят изменения в содержание работы коллектива по интересам и в ее организацию. Компонентами узкой социальной внешкольной среды являются объединения по интересам других школ и учреждений дополнительного образования (или сами эти учреждения), семья, трудовые коллективы взрослых, «улица», предметная, аудиовизуальная и природная среды.

Превращение окружающей клубное объединение среды в среду воспитывающую может осуществляться разными путями. Первый из них – включение в систему работы коллектива деятельности, связанной с необходимостью обязательного выхода на среду, ее использования. Это может быть сбор материала для разработки сценария литературно – музыкальной композиции, поисковая деятельность, связанная с созданием школьного музея, фольклорная экспедиция и др.

Второй путь превращения внешкольной среды в фактор воспитания - использование ее «людских» ресурсов. Ими могут быть, во-первых, взрослые люди, приглашаемые в клуб в качестве гостей или оказывающие ему непосредственную помощь в работе (консультанты, руководители секций или временных советов дел и др.); во-вторых, сверстники детей (учащиеся других школ, ПУ) или старшие друзья (студенты, рабочие, военнослужащие и др.). Все они необходимы объединению, прежде всего, для расширения сферы общения, приобретения нового социального опыта. Нередко отношения между членами клуба и учащимися из других школ становятся очень прочными, и последние начинают работать в объединении на равных с его хозяевами, что, конечно же, обогащает возможности коллектива.

Клуб может способствовать развитию контактов между учащимися разных школ. Объединение в данном случае выступает в качестве координатора и организатора таких контактов. Они осуществляются, когда дети бывают в гостях или участвуют в общем деле с учащимися из других школ, объединений. Использовать надо любую возможность, в том числе и вхождение в качестве представителей в школьную делегацию (на выездном лагерном сборе, во встрече по обмену опытом работы и др.). Коллектив объединения, приобретая друзей, постепенно начинает воспринимать их не как представителей разных школ, а как нечто целое, как единый компонент окружающей среды.

Особое место среди компонентов внешкольной среды принадлежит семье. Организация ее взаимодействия с клубным объединением позволяет оптимизировать педагогический процесс в нем, способствует организации его сотрудничества со школой, включению родителей в воспитательную работу.

Клубное объединение нередко «открывает глаза» родителям на их ребенка, показывая, на что он способен; это изменяет их отношение к школе и стимулирует к активному включению в ее жизнь. Некоторые формы работы объединения переносятся детьми на организацию досуга в семье (например, празднование дня рождения по образцу клубного «капустника»).

В свою очередь, в клуб из семьи ребенок несет многое из того, чему его научили там; причем, если этот опыт оригинален, то это поднимает престиж школьника в глазах его сверстников.

Семья способна серьезно помочь школе в организации клубной работы. Родители могут выступать в роли руководителей объединений по интересам, которые функционируют в школе или в доме, где проживает ребенок. В последнем случае это чаще всего небольшие кружки (5 – 10 человек), в которых занимаются, как правило, ровесники и друзья сына или дочери. Набор объединений может быть самый разный: от кружков рукоделия и технического творчества до спортивных секций и художественных студий. Особое место занимают кружки, деятельность которых прямо ориентирована на оказание помощи школе: оформительский, ухода за растениями, овощеводческий, переплетный, строительный и др. Предметная деятельность в таких кружках остается, естественно, приоритетной. Однако на них накладывается и большая воспитательная нагрузка: подчас то, что дети недополучают в своих семьях, они находят в семье своего друга, и, прежде всего, общение с людьми разных поколений.

Такие кружки чаще всего объединяют учащихся начальных классов и младших подростков. Старшие подростки и старшеклассники больше ориентированы на самостоятельность, поиск друзей вне семьи. Однако опыт установления контактов, приобретенный ими ранее в микрокружках, обычно приводит их в объединения по интересам, функционирующие в школах или учреждениях дополнительного образования. Нередко они сами становятся руководителями объединений для младших школьников.

Другие формы привлечения родителей к организации клубной работы в школе – руководство ими объединениями по интересам непосредственно в школе, а также создание так называемых семейных клубов непосредственно в образовательном учреждении, в которых занимаются родители вместе с детьми, а в отдельных случаях в их деятельность включаются и педагоги. Все это создает самые благоприятные условия для развития межвозрастных контактов и приобретения детьми социального опыта.

Привлечение родителей к такому виду деятельности способствует решению еще одной проблемы: их консолидации в воспитании своих детей. Многие семьи начинают тесно контактировать друг с другом, между родителями разгорается здоровый дух соперничества. В организацию досуговой деятельности включаются те из них, кто раньше и не помышлял об этом.

На жизнедеятельность школьного клубного объединения существенное влияние может оказывать «улица». Как неорганизованный фактор среды она способна определять настроение детей, характер их потребностей и мотивов. Стремление удовлетворить и развить те из них, которые сформированы на «улице», может стать одним из мотивов прихода школьников в объединение. В то же время «улица» может стать сильным фактором отвлечения учащихся от их работы в клубе.

Проблема взаимодействия школьных объединений по интересам и неорганизованной среды становится более актуальной в связи с широким распространением различного рода неформальных объединений. Нередко стремление членов клуба покинуть свое объединение и «уйти к неформалам» обычно в той или иной степени связано с неудовлетворенностью ими жизнью в клубе: во-первых, вследствие появления у школьников новых потребностей, реализация которых затруднена в объединении или отвергается им; во-вторых, вследствие невозможности самовыражения в коллективе из-за заорганизованности его жизни, одностороннего характера деятельности, конфликтов в отношениях между школьниками или ими и руководителем; в-третьих, вследствие желания проявить себя «на свободе», завоевать авторитет среди сверстников с целью появления затем в объединении в новом качестве.

Чем развитее коллектив, тем ему теснее в рамках «установленной среды», даже если она, выступая по отношению к нему субъектом воспитания, становится средой коллектива. На определенном этапе развития коллектива в объединении может сформироваться потребность в оказании преобразующего воздействия на среду с целью сделать ее средой своего коллектива и даже создания новых, ранее не существовавших ее компонентов. Заметим, однако, что чаще всего это происходит неосознанно. Организация же этой работы как преднамеренно смоделированного процесса повышает ее эффективность.

Скажем еще об одном явлении: выпускник, прошедший жизненную школу в клубном объединении и не имеющий возможности продолжать заниматься в нем после ухода из учебного заведения, нередко стремится создать что-то подобное на новом месте работы, учебы, службы в армии. Эти люди, имеющие опыт организации творческой деятельности, испытывающие потребность участвовать в ней, умеющие устанавливать контакты с новыми людьми, как правило, быстрее и менее болезненно адаптируются в новых условиях, оставаясь при этом самобытными, способными сохранить и проявить свою индивидуальность.

Как мы уже отмечали, активное взаимодействие клуба с внешней средой не только создает условия для развития разнообразных социальных контактов его участников, способствует их социализации, но и стимулирует развитие воспитательной системы школы, субъектом которой является творческое объединение детей.

Чем шире и разнообразнее содержательные и региональные связи (то есть чем шире и разнообразнее среда школы, объединения по интересам), тем больше возможностей для развития воспитательной системы школы, а чем прочнее связи между школой и клубным объединением, тем больше возможностей для эффективного использования этой среды. Таким образом, взаимодействуя с внешкольной средой, объединение по интересам выступает в единстве со школой как полномочный ее представитель, независимо от того, по чьей инициативе это взаимодействие организуется. Его успех определяется тем, насколько органично деятельность объединения включена в воспитательную систему школы. Окружающая школу среда обычно воспринимает клуб не как самостоятельное образование, а как посланника школьного коллектива и по его деятельности оценивает работу всей школы.

Таким образом, на третьем этапе развития клубного коллектива приоритетом становится активизация его взаимодействия с внешкольной средой, что, с одной стороны, обогащает его воспитательный потенциал, а с другой – педагогизирует внешкольную среду, превращая ее не только в среду коллектива клуба, но и школы, в которой он функционирует.

 

Вопросы для самопроверки и обсуждения

1. Сравните клубные объединения с детскими объединениями других типов (учебными, трудовыми, общественной направленности). В чем специфика клубного объединения как воспитательного феномена?

2. Чем объяснить факт, что в объединениях клубного типа легче создать коллектив, а отношения в нем более гуманны и демократичны?

3. Охарактеризуйте новообразования, которые характеризуют каждый этап развития клубного коллектива.

4. Как изменяется педагогическое руководство коллективом клубного объединения в процессе его развития?

5. Определите значимость клубной деятельности школьников в реализации Государственных стандартов нового поколения. Предложите пути использования педагогических возможностей объединений по интересам для развития личности школьника и совершенствования внеучебной работы в образовательном учреждении.

 

Практические задания

Базовый уровень

1. На основе анализа теоретического материала и описания опыта работы литературно-музыкального клуба старшеклассников «Гелиос» обоснуйте педагогические средства, обеспечивающие успешное функционирование детского объединения по интересам.

2. Изучите опыт деятельности клубного объединения детей (в практике работы образовательных учреждений или по описанию). Опишите педагогические методы, формы и средства, используемые педагогами в его организации.

Повышенный уровень

1. На основе анализа теоретического материала и описания опыта работы литературно-музыкального клуба старшеклассников «Гелиос» сформулируйте педагогические условия, создание которых будет способствовать успешной работе клубного объединения.

2. Изучите опыт деятельности клубного объединения детей (в практике работы образовательных учреждений или по описанию). Охарактеризуйте систему деятельности объединения по плану:

а) цель и задачи работы;

б) педагогические идеи, реализуемые в процессе деятельности;

в) содержание деятельности;

г) организация деятельности (методы, формы и средства).

 

Рекомендуемая литература

1. Евладова, Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

2. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.

3. Макаренко, А.С. Вроде методического плана клубной работы. Пед. соч.: в 8-ми т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1983. - С. 64-67.

4. Паладьев, С.Л. Клубное объединение в школе как воспитательный феномен // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 4. - С. 102-107.

5. Шацкий, С.Т. Что такое клуб? // Пед. соч. в 4-х т. Т. 2. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. - С. 44-54.

 

 

Учебное издание

Людмила Васильевна Байбородова

Елена Борисовна Кириченко

Сергей Леонидович Паладьев

Инга Геннадьевна Харисова

 

Технологии педагогической деятельности

 

2 часть

Организация деятельности

 

Учебное пособие

Редактор Л.К. Шереметьева

Технический редактор С.А. Викторова

Компьютерная верстка – Ю.В. Яковлева

 

Подписано в печать 1.08.2012 Формат 60х84 1/16

Объем 20 печ. л.; 13,3 уч.-изд. л. Тираж 1000 экз. Заказ №

 

 

Редакционно-издательский отдел

Ярославского государственного педагогического университета

им. К.Д. Ушинского

150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108

 

 
 


[1] Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – С. 77- 83.

[2] Там же. - С. 83.

[3] Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с. Психолого-педагогический практикум: материалы к занятиям / под ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. – С. 10-32. Диагностика и анализ воспитательного процесса / под ред. Е.Н. Степанова. - М: Центр «Педагогический поиск», 2010. - 240 с.

[4] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - С. 7-8.

[5] Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2011. - С. 139-180.

[6] Там же. - С. 9-10.

[7] Фридман, Л.М., Пушкина, Т.А., Каплунович, И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988. – С. 167-172.

[8] Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. – М.: Педагогика, 1986. – С. 46-60.

[9] Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. – М.: Педагогика, 1986. – С. 133.

[10] Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: автореф. дис… д-ра. пед. наук. – СПб. ,1992. – С. 28.

[11] Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

[12] Безрукова, В.С. Педагогика. – Екатеринбург, 1996. – С. 25.

[13] Лутошкин, А.Н. Как вести за собой. – М., 1986.

[14] Ильина, Т.В. Педагогическое планирование в образова-тельных учреждениях. – Ярославль, 1995. – С. 6-7.

[15] Ильина, Т.В. Педагогическое планирование в образо-вательных учреждениях. – Ярославль, 1995. – С. 27-30.

[16] Байбородова, Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. – Ярославль: Академия развития, 2007. – С. 62-72.

[17] Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб.:Питер, 2008. – С. 204.

[18] Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – С. 426.

 

[19] Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – С.92.

[20] Кан-Калик, В.А., Никандров, И.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. - С. 28-29.

[21] Методологические проблемы развития педагогической науки – М.: Педагогика, 1985. – С. 54.

[22] Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб., 2008. – С. 328.

 

[23] Спирин, Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 174 с.

 

[24] Большой толковый психологический словарь: в 2-х т. – М.: Вече, 2000. – Т. 2. – С. 261.

 

[25] Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1991. - С. 165.

[26] Спирин, Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 174 с.

 

[27] Мастерская классного руководителя / авт.-сост. А.Р. Борисевич, В.Н. Пинчик, О.В. Вербицкий. – Минск: Красико-Принт, 2012. – 128 с.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.