Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Взаимодействие педагога и семьи при изучении истории



С. Д. Филатова, гимназия № 1, г. Ярославль

 

Большие возможности для развития взаимодействия взрослых и детей имеет историческое исследование в рамках устной истории. Это описание собственного опыта, рассказ людей о переживании жизненных ситуаций. Основным методом сбора информации по устной истории является интервью. Оно к тому же является методом выявления письменных источников и фотографий, которые невозможно обнаружить иным путем.

Важнейшим преимуществом устной истории является возможность посмотреть на имеющиеся данные под другим углом. Она позволяет более реалистично и объективно воссоздавать прошлое, подвергать сомнению «официальную версию». Так, при изучении темы «Детство в СССР» детям было предложено взять интервью:

Ваше детство прошло в городе или сельской местности?

Какое у вас было жилье? В каком доме вы проживали (это был собственный дом, коммунальная квартира, отдельная квартира, другое жилье)? Кто проживал в вашем доме в период вашего детства? Вы можете описать ваш дом? Сколько в нем было комнат? Как он был меблирован? Была ли у вас своя комната?

Существовало ли в те годы понятие «дефицит товаров»? Если да, то, какие товары трудно было купить в магазине? Как ваша семья выходила их этого положения?

Какая бытовая техника была у вас в семье? Как эта техника воспринималась в те годы? Задумывались ли вы о качестве техники? О покупке какой техники мечтали в детстве?

Существовало ли в те годы понятие «модная одежда»? Если да, то какая одежда была модной? Где обычно вам покупали одежду? Разрешалось ли вам пользоваться косметикой? С какого возраста?

Как чаще всего проводила отпуск ваша семья? В детстве вы бывали на море? Чем вы занимались во время каникул? Какие игры были популярны в вашем детстве? Вы бывали в пионерском лагере? Как часто? Нравилось ли вам там бывать? Что особенного вы запомнили из жизни в пионерском лагере?

Вы могли поехать отдыхать в другую страну? Какие праздники вы любили в детстве? Как их встречала ваша семья?

Как относились к религии в вашей семье? Вы слышали о разрушении церквей?

Какие фильмы, телепередачи любили смотреть в детстве?

Когда вы начали учиться? Какие школы посещали? Какие предметы изучали? Каковы были ваши успехи в школе? Чем можно было заняться в школе после уроков? Вы были октябренком, пионером, комсомольцем? Какие общественные поручения вы выполняли? Вам нравилось собирать металлолом, макулатуру? Вы принимали участие в школьных линейках? Что такое нормы ГТО?

Что вы слышали о событиях в Новочеркасске?

Что вы слышали о войне в Афганистане? Ваши родственники принимали в ней участие?

Семейные воспоминания как тактика устной истории могут вывести ее изучение на новый уровень. С помощью интервьюирования возможно создать историю семьи за последние девяносто лет. Жизненный опыт простых людей открывает новые направления для исследования: изучение истории детства, повседневной жизни, быта и моды, досуга и работы, взаимоотношения поколений в семье, образования и т.д.

Использование устных свидетельств ломает барьеры между учителями и учениками, образовательным учреждением и внешним миром, развивает отношения между детьми и родителями.

Устная история особенно подходит для работы в рамках ученических исследовательских проектов, поскольку сама сущность этого метода предполагает и творчество и сотрудничество. В школах могут разрабатываться проекты по истории семей учеников. У проекта по истории семьи есть еще два важных достоинства с образовательной точки зрения. Он способствует выработке методики, строящейся на центральной роли самого ребенка, который больше знает о своей семье и родственниках, имеет доступ к фотографиям, старым письмам и документам, газетным вырезкам и воспоминаниям. Аналогичным образом изучение истории семьи побуждает родителей к более активному участию в жизни школы.

Совместная работа обеспечивает более тесные отношения учителей, учеников и родителей, предоставляя куда больше шансов для неформального общения. Тот, кто лучше всех учится, не обязательно окажется лучшим интервьюером. Кто-то из школьников, вероятно, продемонстрирует неожиданные способности.

Сама природа интервью ломает барьеры между школой и родителями. Совместными усилиями создается новая история, которая связывает историю официальную с историей жизни простых людей, историю страны с местной историей.

В различных формах устно-исторические проекты подходят для детей любых возрастных групп. В 5–х классах можно предложить ученикам выполнить проекты по составлению генеалогического древа семьи. Дети с энтузиазмом берутся за это дело. Но результат не устраивает, так как родители могут вспомнить два–три поколения семьи, причем эти воспоминания неполные: не помнят имен или отчеств, дату и место рождения и т.д. Парадокс заключается в том, что дети на уроках истории учат наизусть даты жизни исторических деятелей и не знают годы жизни бабушки или прабабушки. Задача учителя - обозначить проблему перед родителями, побудить их задуматься о том, что, возможно, правнуки тоже не будут помнить их имени. Следовательно, чтобы этого не случилось, нужно беречь память о своих предках, и создание семейного архива может стать общим делом, объединяющим родителей и детей.

В целях восстановления и сохранения исторической правды о годах политического террора, увековечения памяти людей, пострадавших от произвола, может быть выполнен проект «1937 год в истории и судьбе семьи», посвященный трагической дате сталинского террора.

Дети берут интервью у родителей, дедушек и бабушек, чтобы узнать нечто новое. Сама реконструкция истории в значительной степени становится плодом совместных усилий. Проект по устной истории создает атмосферу живого общения между поколениями, перерастающего в прочную дружбу. Вспоминая свою жизнь и передавая ценные сведения молодому поколению, старики, столь часто забытые, вновь обретают чувство собственного достоинства и цель в жизни. В наше время появилось понятие «терапия воспоминаний». С помощью интервью пожилые люди могут поразмышлять о своей жизни, выразить свои чувства, выговориться о своих бедах с целью разрешения, реорганизации и усвоения того, что их тревожит или заботит.

Дети, участвующие в проекте, приобретают новый социальный опыт. Под социальным опытом учащихся понимается процесс и результат их взаимодействия с социальной средой, т.е. вся социальная информация, полученная учащимися из их непосредственной практической деятельности, общения. Дети учатся брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений. При этом они получают не только яркие впечатления о том, какой была жизнь раньше, но и пытаются понять, чем опыт других людей, в прошлом и настоящем, отличается от их собственного. Таким образом, дети учатся не только понимать близких им людей и сопереживать им, но и иметь дело с различными ценностями и отношением к жизни.

Итак, каждый из родителей имеет возможность принять участие в организации учебного процесса. В таблице предложены темы и пример возможных форм взаимодействия учителя и семьи в процессе изучения истории.

Таблица 7

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.