Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подготовка классного собрания



1 этап. Выбор темы собрания.Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи.

2 этап. Определение задач собрания, что определяет и вопросы для обсуждения. В качестве ориентиров организаторами собраний могут быть определены следующие общие задачи:

-способствовать выявлению и решению актуальных проблем воспитания и обучения школьников;

-содействовать сплочению классного коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность клас­сного сообщества;

-выработать коллективные реше­ния и единые требования к воспита­нию детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельно­сти по развитию личности ребенка;

-пропагандировать опыт успешно­го семейного воспитания, предотвра­щать возможность совершения роди­телями неверных действий по отноше­нию к своему сыну или дочери;

-проанализировать состояние проблем, наметить пути и способы совместной дея­тельности педагогов, учащихся и ро­дителей по решению проблем;

-подвести итоги за четверть, полугодие или учебный год.

3 этап. Изучение научно-методической литературы, опыта других коллективов по решению сходной проблемы. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретичес­кие источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы в других сообществах родителей и пе­дагогов. Поэтому классному руко­водителю, педагогам и родителями необходимо обратиться к научно-методическим публикациям, изучение которых по­может выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и пред­варительно наметить пути и способы ее решения.

4 этап. Проведение микроисследования необходимо для получения допол­нительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего ис­пользуются экспресс-методики, не требующие больших затрат времени и усилий для подготовки и проведе­ния исследования, обработки и ана­лиза его результатов. К исследова­тельским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов.

5 этап. Приглашение родителей и других участников собрания.Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз - за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз - за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи делают ученики в своих дневниках, реже используют изготовленные школьниками открытки-приглашения с текстом примерно такого содержания:

Уважаемые Евгений Николаевич и Лариса Леонидовна!

Приглашаем вас принять участие в классном собрании по теме: «...», которое со­стоится 13 апреля в 18 часов в учебном кабинете нашего класса. Надеемся, что вы выскажете свое мнение по об­суждаемой проблеме.

С уважением, Галина Сергеевна и члены родительского комитета».

Заботясь об обеспечении явки роди­телей, нельзя забывать о своевремен­ном приглашении других участников собрания. Ими могут стать представи­тели администрации учебного заве­дения, учителя-предметники, школь­ный библиотекарь, психолог, социаль­ный педагог, работники учреждений культуры, медицины, правоохрани­тельных органов и др.

6 этап. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток ро­дителям.Решение - обязательный элемент родительского собрания. О его принятии педагоги и члены роди­тельского комитета иногда забывают. Однако важно, чтобы каждое собра­ние имело последействие, направлен­ное на совершенствование совмест­ной деятельности семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый результат даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руко­водитель и учитель могут за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму - в ви­де перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для ро­дителей, при составлении которых целесообразно воспользоваться по­мощью социального педагога, психолога, библиотекаря и других работни­ков школы. Решение собрания может составляться самими родителями и детьми в процессе его проведения, заранее в этом случае необходимо определить структуру решения и методику его разработки в ходе собрания.

6 этап. Оборудование и оформление места проведения классного собрания.Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом следует заранее позаботиться учителю и учащимся. В классной комнате могут быть представлены выставки творче­ских работ школьников (поделок, ри­сунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, изо­бражаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставля­ются стулья и столы, на которые кла­дут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и нередко прикре­пляют таблички с названиями микрогрупп.

Проведение собрания

Классное собрание условно можно разделить на три части - вступительную, основную и заключительную.

Вступительная часть.При входе в классную комнату учитель и дети встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся. Затем родители и дети занимают специально оборудованные для них рабочие места.

Родительское собрание открывают и ведут, как правило, классный руководитель и представитель родительского коллектива. В старших классах ведущими могут быть родитель и ученик. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, называет его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Сообщение должно быть непродолжительным, но содержать достаточную информацию для формирования у родителей и детей отчетливого представления о целевых установках и организационных моментах проводимого собрания. Важно, чтобы с первых минут участники собрания уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.

Основная часть.Этот период связан с реализацией главных идей замысла организаторов собрания. Здесь излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме проведения клас-сного собрания, будь это педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра или дискуссия. В любом случае необходимо сделать все для того, чтобы на собрании в атмосфере заинтересованности, доброжелательности и доверия обогащался опыт конструктивного и творческого взаимодействия детей и родителей.

Заключительная часть.Здесь принимаются решения и осуществляется анализ происшедшего на собрании. В данный период разрабатывается или дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками. Очень важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога, родителей и детей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения. Формирование у пап и мам установки на тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если собрание завершается «минутами благодарности», во время которых классный руководитель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания. В завершение дети могут выступить с сюрпризом для родителей.

Последействие.Классному руководителю необходимо создать условия для того, чтобы принятые решения были реализованы, закрепить те достижения и результаты, которые получены в результате коллективного обсуждения и являются основой для развития отношений взрослых и детей. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы учитель возвращаетсяся к ней на последующих собраниях. Последействие направлено также на повышение влияния собрания на жизнь класса, воспитание и развитие учеников, формирование демократической культуры участников образовательного процесса.

Наряду с классными собраниями, предусматривающими предварительную подготовку его организаторов и участников, весьма эффективно и оперативно можно проводить экспромтные собрания, когда детям и родителям необходимо обсудить и принять решение по конкретной проблеме.

Этапы проведения классного собрания по решению конкретной проблемы:

1. Возникновение (выявление) проблемы, ее четкая формулировка.

2. Определение сущности проблемы.

3. Доказательство наличия проблемы (называются факты, примеры).

4. Причины возникновения проблемы.

5. Что мешает ее решению.

6. Что необходимо изменить.

7. Что можно сделать для того, чтобы решить проблему:

а) педагогам;

б) родителям;

в) детям;

8. К кому обратиться за помощью.

9. Обсуждение предложений и их фиксация.

10. Принятие решений.

Основу проведения такого собрания составляет групповая работа. Группы формируются отдельно из родителей и детей, или создаются смешанные группы. Это зависит от обсуждаемых проблем и от решения участников собрания. Главное, чтобы и взрослые, и школьники, с одной стороны, имели возможность высказать свое мнение, быть услышанными, отстоять свои интересы, а с другой, - могли договориться, принять решения, которые бы устраивали все стороны.

Предлагаемые общие методики подготовки, проведения классных собраний могут применяться к проведению ученических и родительских собраний. Более того, можно комбинировать проведение классных и родительских собраний. Например, после обсуждения общих вопросов родители остаются для обсуждения проблем, которые затрагивают только их интересы, а дети в это время в другом помещении решают свои вопросы или готовят сюрприз для родителей, который представят после собрания.

Далее предлагаются варианты проведения классных и родительских собраний из опыта работы.

Завершая главу, подчеркнем, что активное и творческое взаимодействие педагогов, детей и родителей повышает эффективность, качество обучения и воспитания детей. От успешного взаимодействия выигрывают все:

-у детей развиваются мотивация учения, отношения с родителями, взрослыми людьми, формируются универсальные учебные действия, школьники приобретают социальный опыт взаимодействия в семье, решения семейных проблем;

-учителя повышают свой авторитет среди родителей, детей, приобретают единомышленников и помощников в организации учебно-воспитательного процесса, развивают свои творческие способности, отношения с детьми и родителями, обогащают профессиональный опыт;

-родители лучше узнают, понимают детей и педагогов, получают удовлетворение от продуктивного взаимодействия с ними, повышают свой авторитет, занимаются самообразованием, знакомятся со школьными программами, по которым обучаются дети, и приобщаются к проектированию образовательного процесса, ощущают свою значимость в школе, улучшают общение и отношения в семье.

 

Из опыта работы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.