Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика типов целеполагания



Свободное целеполагание Интегрированное целеполагание Жёсткое целеполагание
Поиск общих целей в процессе совместного интеллектуального общения взрослых и детей Определение целей руководителями, педагогами Определение целей руководителями, педагогами
Учёт достигнутых результатов Учёт планируемых результатов Учёт планируемых результатов
Ориентация на личные потребности Ориентация на мотивы долга и учёт личных интересов Ориентация на мотивы долга
Коллективная разработка плана действий по реализации цели Коллективная разработка действий по реализации цели Программа действий задаётся руководителями, педагогами

 

Для конкретных коллективов и условий их деятельности реальны все три типа целеполагания. Тип целеполагания зависит от особенностей объединения: возрастного, количественного и качественного состава участников планирования, длительности существования коллектива, доступности содержания деятельности, а также мастерства руководителя и педагогов. Безусловно, что наиболее эффективным является свободное целеполагание.

Во всех организованных объединениях на первом этапе общая цель, как правило, задаётся извне, организаторами работы или педагогами. Она является основой для объединения школьников в данную группу. Так, перед классом ставится общественно значимая цель: организация дежурства по школе. Но в дальнейшем возможен и важен переход от жёсткого к интегрированному, а затем и свободному целеполаганию.

Это будет зависеть от того, как создаются проблемные ситуации (ситуации творческого процесса) педагогами при целеполагании на последующих этапах организации дежурства по школе. Важно, чтобы в процессе целеполагания каждый смог в цели группы открыть для себя личностный смысл деятельности. А это зависит от того, как строится взаимодействие педагогов и учащихся в процессе целеполагающей деятельности: не на основе подавления, а на основе сотрудничества, партнерства взрослых и детей.

 

Система целей и задач

Все рассмотренные типы целей организации и руководителя взаимосвязаны. Количество и разнообразие целей и задач школы, образовательного учреждения настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава и взаимосвязей невозможно обойтись. Руководителю, педагогу для этого целесообразно выстраивать «дерево целей», т.е. упорядоченную иерархию целей и задач. Один из аспектов этой системы можно представить схематично (см. схему 2).

Также возможно развернуть цель коллектива учащихся и родителей. При этом следует руководствоваться принципами, изложенными З.П. Румянцевой:

- главная цель должна содержать описание конечного результата;

- реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

Схема 2

Дерево целей

Цель зам. директора
Цель директора

       
 
Цель классного руководителя
   
Цель учителя
 


- количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, принятой в организации структуры, иерархии её менеджмента;

- при формулировании целей разных уровней следует описывать желаемые результаты, а не способы их достижения;

- фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определёнными способами и в заранее установленные сроки.

Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, руководитель или педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.

Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция – это расчленение, разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели. Все части общей цели должны представлять собой иерархическую структуру (В.Г. Гладких). Гармония, согласованность целей – это показатель успешного целеполагания участников педагогического процесса.

Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:

1) цель личности–цель микрогруппы–цель малой группы (первичного коллектива) – цель школьной общности–цель социума;

2) перспективная цель группы – цель ближайшего этапа в работе – цель дела – цель конкретного действия.

Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания образовательного учреждения. Они не исчерпывают всей сложности и многообразия рассматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации. Так, например, определение целей конкретного дела связано с декомпозицией перспективных целей группы. В свою очередь, конкретизация общей цели группового дела показана в схеме 3.

Количество уровней композиции и декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в учреждении структуры. Целевая модель школы является исходной базой и основанием для разработки системы планов.

Схема 3

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.