Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика анализа формы воспитательной работы



Анализ формы воспитательной работы можно считать эф­фективным, если он обладает следующими признаками:

— четко и осмысленно сформулированы цель и задачи ана­лиза формы воспитательной работы и в соответствии с ними по­строена программа наблюдения за реализацией данной формы;

— в ходе анализа имеет место движение к поставленной цели в соответствии с программой;

— в процессе анализа выделяются основные части работы, этапы и элементы, определяется, какой из них является веду­щим, системообразующим, а какие будут условными для эф­фективного его осуществления;

— анализируются системообразующие связи формы воспи­тательной работы;

— дается характеристика микроструктуры каждого этапа (содержания, методов, приемов, форм организации деятельно­сти учащихся) в аспекте реализации воспитательных задач;

— выполнение задач каждого этапа связывается с выполне­нием задач последующих этапов и достижением целей;

— определяется, как взаимодействие этапов, элементов ра­боты влияет на конечный результат;

— характеризуются место и роль формы воспитательной ра­боты в системе деятельности коллектива;

— структура, функционирование формы работы, ее конеч­ный результат исследуются в соответствии с целью посещения мероприятия и программой наблюдения;

— выводы и оценка качеств проведенной работы осуществ­ляются, исходя из конечного его результата;

— формулируются конкретные предложения по устранению недостатков, обнаруженных педагогом в ходе анализа, указы­ваются пути и время их исправления.

Знание и учет этих признаков при анализе позволит педаго­гу в дальнейшем повысить эффективность воспитательной ра­боты.

Организуя анализ форм воспитательной работы, педагоги сталкиваются с рядом трудностей и проблем. Одна из них — выбор схемы, структуры анализа. Этот выбор зависит от ряда условий:

а) целей и задач анализа;

б) особенностей формы воспитательной работы;

в) позиции педагога, участвующего в анализе (наблюдатель, организатор, член администраций), его опыта.

Прежде чем анализировать, необходимо знать результат дан­ной формы работы, который не всегда можно установить до­статочно оперативно и объективно. Частичную информацию о результатах можно получить от его участников по ходу и сразу после проведения мероприятия.

Внешнее восприятие мероприятия и оценка педагогом про­исходящих событий не всегда адекватны реальному воздей­ствию формы работы на ее участников. В этой связи целесооб­разно привлекать участников деятельности к коллективному анализу, особенно в том случае, если педагог сомневается в эф­фективности используемой формы или отдельных ее элемен­тов. Также полезно организовать коллективный анализ после проведения дел, которые обеспечили включение в активную работу значительной части коллектива, поскольку аналитичес­кая деятельность является эффективным педагогическим средством, развивающим важные личностные качества и отноше­ния в коллективе.

Поскольку форма воспитательной работы является процес­сом и, следовательно, относится к процессуальным системам, имеет определенные этапы, связанные между собой, то целесо­образен системно-структурный анализ. Для этого необходимо иметь объективную информацию обо всех ее этапах: о плани­ровании, целеполагании и воздействиях в процессе подготов­ки, проведения и подведения итогов работы.

В ряде случаев целесообразно за основу анализа брать вос­питательные цели, определяя степень их достижения и эффек­тивность используемых педагогических средств с точки зрения поставленных целей.

Анализ может осуществляться на основе того, что удалось увидеть и зафиксировать. Это не всегда объективно отражает суть воспитательного процесса, не позволяет увидеть взаимо­связи различных этапов и элементов, выявить эффективность педагогических средств. Однако тот, кто осуществляет анализ, может получить более полное представление о форме работы, если будет иметь информацию о том, как проходили остальные этапы работы. Такую информацию можно собрать в ходе бесед с участниками и организаторами деятельности.

С целью освоения педагогами новых методик, технологий иногда целесообразно при анализе сосредоточить внимание на отдельных аспектах, элементах, звеньях проводимой формы воспитательной работы. Возможен анализ и с точки зрения ре­ализации каких-либо педагогических идей, например, идей со­трудничества, личностно-ориентированного подхода и т.п.

Когда целесообразно проводить анализ формы воспитательной работы? Если ситуа­ция благоприятная и позволяет время, то можно сразу после завершения мероприятия. Если участники устали, возбужде­ны или нельзя разрушать общий эмоциональный настрой, то явно требуется отсрочка. Анализ в этих случаях можно прове­сти на следующий день, через день, но не слишком отклады­вая, чтобы разговор состоялся по свежим впечатлениям.

К коллективному анализу готовятся педагоги, организа­торы дела, все его участники. Подготовка педагога к нему начинается с первых этапов работы, когда еще рождаются за­мыслы дела. Он продумывает возможные вопросы для ана­лиза, время его проведения, решает, кто может повести раз­говор, когда начать подготовку к анализу. В процессе подго­товки и проведения педагог вносит коррективы в вопросы анализа, уточняет ключевые моменты предстоящего разговора с учетом выявленных в ходе наблюдения проблем, оши­бок, трудностей.

Очень важно научить детей, а также педагогов, родителей умению анализировать, если они к этому только начинают при­общаться.

Если учащиеся не имеют опыта и впервые участвуют в ана­литической работе, то вопросов может быть немного и они должны быть понятны, доступны для детей, вызывать интерес. В дальнейшем вопросы могут усложняться, а их количество увеличиваться. На первых этапах вопросы записываются в виде схем ответов на доске или предлагаются на карточках. Напри­мер: «Мне понравилось это дело, потому что...», «Я думаю, что не совсем удалось, потому что... » и т.п.

Когда участники имеют опыт коллективного анализа, тра­диционные вопросы нет необходимости напоминать. Педагогу целесообразно внести лишь дополнительные вопросы по ходу анализа, которые вскрывают главные причины неудач или под­черкивают существенные просчеты в работе, если дети не смог­ли сами их увидеть и отразить при обсуждении.

Важно научить участников коллективного анализа прави­лам обсуждения:

— сначала вопросы обсуждаются в микроколлективах, а по­том их представители высказывают общее мнение всему кол­лективу;

— в микроколлективе разговор ведет его организатор или член совета дела;

— прежде выбирается тот, кто будет выступать перед всеми с общим мнением;

— затем каждый по очереди высказывает свои суждения, а выступающий фиксирует их;

— начинать говорить нужно с положительного — отметить достижения, а потом остановиться на ошибках;

— после того как выступит представитель, другие участни­ки могут при желании дополнить его;

— можно задавать вопросы друг другу;

— в своих высказываниях не нужно заново повторять то, что уже сказали другие, можно просто согласиться с ними, сослать­ся на них; когда кто-то говорит, все внимательно слушают, не перебивая, до конца.

Возможны два варианта обсуждения: а) вопросы обсужда­ются последовательно, т. е. сначала все по очереди высказыва­ются по первому вопросу, затем по второму и т. д.; б) вопросы обсуждаются одновременно, каждый высказывается сразу по всем вопросам. При первом варианте обсуждение может быть более обстоятельным и четким, но для этого потребуется боль­ше времени. На первых этапах приобщения детей к коллектив­ному анализу целесообразно использовать первый вариант об­суждения вопросов.

Педагог готовит организаторов дела к анализу: вместе с ними продумывает вопросы, определяет, кто и как будет вести обсуж­дение. Педагогу важно решить вопрос о собственной позиции при анализе. Он может быть ведущим или рядовым участни­ком, ненавязчиво направляя обсуждение, или помощником ведущего, которым станет кто-то из школьников (родителей). Когда идет обсуждение в группах, он старается уделить внима­ние каждой группе или включается в работу одной как рядо­вой участник. Преподаватели помогают детям занять правиль­ную позицию при обсуждении итогов, чтобы школьники не навязывали своего мнения, не подавляли своих товарищей, а сотрудничали друг с другом. Педагоги как участники обсуж­дения свою точку зрения высказывают в последнюю очередь, корректируя противоречивые мнения, акцентируя внимание на важных моментах, сглаживая, снимая конфликты, давая, с одной стороны, объективную оценку, а с другой — создавая оп­тимистический настрой на дальнейшую работу.

Вместе с педагогами, под их ненавязчивым руководством школьники вырабатывают коллективное мнение, учатся ана­лизу, умению правильно оценить успех и поражение, увидеть ступени роста товарищей и коллектива, наметить пути улуч­шения работы. Способ организации совместной коллективной работы, личный пример педагогов приучают школьников к так­тичному высказыванию своих замечаний, возражений, пред­ложений, адресованных друг другу и взрослым.

Анализ — наиболее сложный для педагогов, а тем более для школьников этап в организации совместной деятельности. За основу анализа берутся воспитательные задачи, стоящие перед педагогами, жизненно-практические задачи, сформулирован­ные школьниками на этапе целеполагания и планирования. Педагоги помогают детям вычленить наиболее существенные моменты, установить причинно-следственные связи; ориенти­руют детей на анализ не только деятельности, но и отношений, которые складывались в ходе ее.

При проведении общешкольных, особенно «ключевых», дел важно организовать анализ коллективной работы так, чтобы у каждого ученика была возможность выразить свое суждение и мнение, ощутить причастность к проблемам школьного сообщества. Можно предложить следующие этапы организации коллективного анализа общешкольного дела:

1) коллективный анализ дела в первичных объединениях, группах и классах (в зависимости от подготовки и проведения дела), результатом которого является мнение определенной группы участников, представленное в наглядной форме;

2) сбор представителей первичных коллективов и групп, на котором они сообщают информацию о результатах анализа; организаторы дела подводят общие итоги совместной работы различных первичных коллективов и групп;

3) анализ общешкольного дела его организаторами, советом дела, оценка и самооценка деятельности каждого как органи­затора работы;

4) педагогический анализ общешкольного мероприятия с точки зрения воспитательных и организационно-педагогичес­ких задач;

5) информация о результатах аналитической работы через школьную печать, радио, представителей первичных коллек­тивов (классов, кружков), объединений и групп.

При анализе общешкольного дела важно оценить развитие связей между классами, клубными объединениями, старшими и младшими, педагогами и учащимися. Формы сбора инфор­мации в ходе анализа могут быть различными, в том числе с использованием игры, наглядного оформления, анкетирова­ния, интервью.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.