Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Педагогической деятельности



Изучение эффективности педагогической деятельности детей необходимо для того, чтобы обоснованно и целенаправленно планировать и организовывать дальнейшую работу в школе.

Изучение эффективности педагогической деятельности невозможно без определения ее результатов.

Результат – это те изменения, которые произошли в ходе деятельности, итог проделанной работы.

Результаты педагогической, особенно воспитательной деятельности определить чрезвычайно сложно, так как она пронизывает всю жизнедеятельность школы.

Под результатами педагогической работы понимают те изменения, которые произошли с участниками образовательного процесса и в отношениях между ними. В данном случае это могут быть изменения:

- в учащихся, то есть в их воспитанности, социализированности, образованности;

- в коллективе учащихся, т.е. в отношениях между учащимися, старшими и младшими детьми, в уровне развития детского самоуправления;

- в отношениях между педагогами и учащимися;

- во взаимодействии между педагогами и родителями, родителями и учащимися;

- в профессионализме, педагогическом мастерстве клас-сных руководителей, учителей.

Важным результатом педагогической работы может быть развитие взаимодействия образовательного учреждения с социумом.

Указанные изменения не равнозначны с точки зрения оценки эффективности педагогической работы. Так, воспитанность учащихся, в целом их развитие определяются многими факторами. Вклад педагогов в этот результат зафиксировать очень сложно. Наоборот, достижение намеченных образовательных результатов, изменения, происходящие в коллективе учащихся, в отношениях между педагогом и учащимися, в значительной мере зависят от деятельности работников учреждения, что позволяет достаточно объективно характеризовать результат педагогической деятельности. Тем не менее, для объективного анализа работы педагогического коллектива необходимо изучать результат с учетом всех этих изменений.

Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Он также зависит от условий, в которых действуют педагоги, от особенностей, возможностей учащихся. Поэтому под эффективностью педагогической работы понимают степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами и с учетом конкретных условий.

Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности выполняет аналитическую, контрольно-корректиру­ющую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

а) выявление реального состояния педагогического процес­са; эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность педагогической деятельности с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач и планируемых результатов;

б) определение изменений, происшедших в педагогическом процессе;

в) изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, определение эффективности и педагогической целесообразности используемых средств;

г) выявление возможностей развития педагогического про­цесса (изучение состояния и динамики развития является ос­новой для поиска путей и средств дальнейшего совершенство­вания педагогической деятельности);

д) определение эффективности влияния педагогической ра­боты на развитие участников образовательного процесса и их отношений.

Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты педагогического процесса влияют не только условия самой школы, но и внеш­няя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния педагогической деятельности на достижение по­ставленных педагогических задач и планируемых результатов невозможно. Имеет ли тогда смысл изучать эффективность педагогической деятельности? Безусловно, так как, отказавшись от его изучения, мы обрека­ем детей на стихийное существование и развитие.

При изучении эффективности педагогической деятельности надо иметь в виду, что динамика показателей может быть не­одинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Об­щий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

Как часто исследуются состояние и эффективность педагогической деятельности? С одной стороны, это осуществляется по­стоянно, если речь идет о педагогическом наблюдении за поведением детей или ис­пользовании методик оценивания образовательных результатов на каждом занятии, а с другой — периодичес­ки посредством специально организуемых «срезовых» иссле­дований. Например, проводится тестирование детей, анкетный опрос педагогов и родителей или создаются специальные педагоги­ческие ситуации через определенные промежутки времени.В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но и различными методами.

Для того, чтобы изучить результаты педагогической деятельности детей, необходимо следующее:

- определить критерии и показатели для изучения результатов;

- подобрать или составить соответствующие методики, замеряющие эти показатели;

- провести «замер» показателей;

- обработать данные методик;

- сравнить эти данные с предыдущими материалами изучения результатов деятельности;

- проанализировать полученную динамику показателей и сделать выводы о полученных результатах.

При изучении результатов педагогической работы возникают сложности и проблемы, которые необходимо учитывать:

- выбор, обоснование критериев и показателей оценки результатов деятельности;

- рассмотрение многомерности результата, так как развитие одного явления связано с другим;

- учёт разноуровневости результатов, то есть важно оценивать не только итоговые результаты или промежуточные, но и текущие, чтобы регулировать своевременно педагогическую работу, а это требует, вероятно, разработки критериев разного уровня;

- отбор, разработка валидных методик оценки критериев и показателей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.