Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История возникновения педагогических технологий



 

Можем ли мы говорить о том, что технологии в образовании возникли только в последнее время? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории. Оказывается, что сравнение общеобразовательной школы с массовым поточным производством проводил еще Ян Амос Коменский (1592-1670). Он планировал «учить всех всему», а дело образования представлял «работой какой-то сложной машины, которую нужно наладить, пустить в ход, а дальше она уже сама будет работать. Вот как часы или типография». Для Я.А. Коменского было важно требование массовости обучения и стандартности его результатов. Он прямо называл свой метод «дидактической машиной» и «механическим», то есть приравнивал процесс обучения к производству, использующему разнообразные промышленные технологии.

На современном этапе отправной точкой технологического подхода можно считать технологию программированного обучения. Как отмечает М.В. Кларин, предпосылками его возникновения были: (1) повсеместное внедрение компьютеров, в том числе и в школе; (2) попытки повысить качество обучения, точнее, сделать результат обучения независимым от качества работы учителя[1].

С середины 50-х годов прошлого столетия она была предметом интенсивных исследований в разных странах мира, прежде всего в США, СССР и Великобритании, аширокое распространение получила в 70-е гг. Программированное обучение стало отправным пунктом для перехода к «технологическому» пониманию полностью программированного учебного процесса.

Под программированным обучением понимается усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (компьютеров, программированных учебников, тренажеров и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности. В основе технологии программированного обучения лежат два требования:

1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;

2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

В программированном обучении различают три основные формы программ:

1) линейная;

2) разветвленная;

3) смешанная.

 

Линейная программа предполагает, что ученик знакомится с каждой порцией материала в заданной последовательности (рис. 1):

Рис. 1. Линейная программа обучения

Правильно выполненное задание (шаг) поощряется, что служит сигналом к дальнейшему выполнению программы.

Линейная программа характеризуется тем, что:

– дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые учащиеся преодолевают относительно легко, шаг за шагом;

– вопросы не должны быть очень трудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе;

– учащиеся сами дают ответы на вопросы, привлекая для этого необходимую информацию;

– в ходе обучения учащихся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы;

– все учащиеся проходят весь материал, но каждый делает это в удобном для него темпе;

– значительное число указаний в начале программы, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается;

– во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах.

Линейная программа как бы предполагает, что учащийся не сделает ошибки в ответе, что, как показала практика, было невозможно.

В разветвленной программе ответ ученика используется для того, чтобы вести его дальше – по одному из разветвлений (рис. 2).

 

Рис. 2. Разветвленная программа обучения

 

В этой программе есть понимание того, что учащийся может допустить ошибку, и тогда надо дать ему возможность уяснить эту ошибку, исправить ее, потренироваться для закрепления материала. Разветвленная программа полнее, чем линейная, учитывает особенности личности ученика, его способности, желания, темп изучения материала и т.д.

В смешанной программе сочетаются элементы обеих, рассмотренных выше.

Почему же программированное обучения считают предшественником образовательных технологий? Потому что полностью программированный учебный процесс включает:

– составление полного набора учебных целей,

– подбор критериев их измерения и оценки,

– точное описание условий обучения.

Речь идет об управлении учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.