Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация согласных звуков



При классификации согласных принято учитывать ряд признаков:

1) соотношении шума и тона (шумный / сонорный);

2) участие или неучастие голоса (звонкий / глухой);

3) твердость / мягкость;

4) место образования;

5) способ образования.

Шумные и сонорные согласные различаются соотношением шума и тона. К сонорным в русском языке относятся 9 звуков: [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [л], [л’], [j’]. При их произнесении шум формируется лишь незначительно, струя выдыхаемого воздуха устремляется либо через нос ([м], [м’], [н], [н’]), либо в проход между боковыми краями языка и щеками ([л], [л’]), либо через небольшую щель ([j’]), либо преодолевает преграду (смычку), образующуюся на короткое время ([р], [р’]). В любом случае основным источником звука становится тон (голос), создаваемый колебанием голосовых связок.

В образовании шумных согласных основную роль играет именно шум, возникающий в результате преодоления воздушной струей преграды. Тоновая составляющая звука является неосновной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согл.), либо дополнять основную (у звонких согл.).

Таким образом, по соотношению шума и тона все звуки языка можно отразить в виде цепочки (по мере усиления шума): гласные → сонорные согл. → шумные звонкие согл. → шумные глухие согл.

Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием тона (голоса) в образовании согл. звука: при образовании звонких голосовые связки напряжены, при образовании глухих – расслаблены. Звонкими являются все сонорные ([м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [л], [л’], [j’]) и часть шумных согласных ([б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’], [з], [з’]). Глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [ш’], [к], [к’], [ц], [ч’], [х], [х’].

По глухости / звонкости принято выделять противопоставленных 12 пар звуков:

[б] - [п], [б’] - [п’], [в] - [ф], [в’] - [ф’], [д] - [т], [д’] - [т’], [з] - [с], [з’] - [с’], [ж] - [ш], [ж’] - [ш’], [г] - [к], [г’] - [к’].

Перечисленные звуки являются соответственно либо звонкими парными, либо глухими парными. Остальные согласные характеризуются как непарные. К ним относятся все сонорные (звонкие непарные) и звуки [ц], [ч’], [х], [х’].

Свойство парности связано с выполнением двух условий:

1) сравниваемые звуки должны различаться лишь одним признаком, именно тем, по которому они признаются парными. Парные по глухости / звонкости согласные одинаковы с точки зрения остальных классификационных признаков: шумности / сонорности, твердости / мягкости, места и способа образования;

2) сравниваемые звуки способны встретиться в одной позиции, т.е. перед одним и тем же звуком, после одного и того же звука. В этом случае они используются для различения слов или морфем.

Например, [б] - [п] идентичны по параметрам шумности / сонорности (оба шумные), твердости / мягкости (оба твердые), места (губно-губные) и способа образования (смычные взрывные) и различаются лишь по звонковти / глухости. Во-вторых, встречаются в одной позиции и способны различать слова и морфемы: бот – пот, запас – за бас.

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка. При произношении мягких согласных все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией.

Согласные образуют 15 пар по твердости / мягкости:

[б] - [б’], [п] - [п’], [в] - [в’], [ф] - [ф’], [г] - [г’], [к] - [к’], [д] - [д’], [т] - [т’], [з] - [з’], [с] - [с’], [м] - [м’], [н] - [н’], [р] - [р’], [л] - [л’], [х] - [х’].

К твердым непарным относятся [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным - [ч’], [ш’], [ж’], [j’].

Место образования согласного звука – признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие. Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (на первом месте) и пассивного (на втором месте) органов. См. таблицу.

Способ образования – характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления. Существует два основных способа преграды: активный и пассивный орган могут либо полностью сомкнуться (смычные согл.), либо приблизиться друг к другу до образования щели (щелевые согл.). При артикуляции щелевых (фрикативных) согласных струя выдыхаемого воздуха производит трение о края сближенных органов речи, и, в соответствии с тем, где именно проходит воздух, щелевые разделяются на два класса (см. таблицу). Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден, а разделение на классы производится в зависимости от способа преодоления смычки (см. таблицу).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.