При классификации согласных принято учитывать ряд признаков:
1) соотношении шума и тона (шумный / сонорный);
2) участие или неучастие голоса (звонкий / глухой);
3) твердость / мягкость;
4) место образования;
5) способ образования.
Шумные и сонорные согласные различаются соотношением шума и тона. К сонорным в русском языке относятся 9 звуков: [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [л], [л’], [j’]. При их произнесении шум формируется лишь незначительно, струя выдыхаемого воздуха устремляется либо через нос ([м], [м’], [н], [н’]), либо в проход между боковыми краями языка и щеками ([л], [л’]), либо через небольшую щель ([j’]), либо преодолевает преграду (смычку), образующуюся на короткое время ([р], [р’]). В любом случае основным источником звука становится тон (голос), создаваемый колебанием голосовых связок.
В образовании шумных согласных основную роль играет именно шум, возникающий в результате преодоления воздушной струей преграды. Тоновая составляющая звука является неосновной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согл.), либо дополнять основную (у звонких согл.).
Таким образом, по соотношению шума и тона все звуки языка можно отразить в виде цепочки (по мере усиления шума): гласные → сонорные согл. → шумные звонкие согл. → шумные глухие согл.
Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием тона (голоса) в образовании согл. звука: при образовании звонких голосовые связки напряжены, при образовании глухих – расслаблены. Звонкими являются все сонорные ([м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [л], [л’], [j’]) и часть шумных согласных ([б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’], [з], [з’]). Глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [ш’], [к], [к’], [ц], [ч’], [х], [х’].
По глухости / звонкости принято выделять противопоставленных 12 пар звуков:
Перечисленные звуки являются соответственно либо звонкими парными, либо глухими парными. Остальные согласные характеризуются как непарные. К ним относятся все сонорные (звонкие непарные) и звуки [ц], [ч’], [х], [х’].
Свойство парности связано с выполнением двух условий:
1) сравниваемые звуки должны различаться лишь одним признаком, именно тем, по которому они признаются парными. Парные по глухости / звонкости согласные одинаковы с точки зрения остальных классификационных признаков: шумности / сонорности, твердости / мягкости, места и способа образования;
2) сравниваемые звуки способны встретиться в одной позиции, т.е. перед одним и тем же звуком, после одного и того же звука. В этом случае они используются для различения слов или морфем.
Например, [б] - [п] идентичны по параметрам шумности / сонорности (оба шумные), твердости / мягкости (оба твердые), места (губно-губные) и способа образования (смычные взрывные) и различаются лишь по звонковти / глухости. Во-вторых, встречаются в одной позиции и способны различать слова и морфемы: бот – пот, запас – за бас.
Твердые и мягкие согласные различаются положением языка. При произношении мягких согласных все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией.
Согласные образуют 15 пар по твердости / мягкости:
К твердым непарным относятся [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным - [ч’], [ш’], [ж’], [j’].
Место образования согласного звука – признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие. Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (на первом месте) и пассивного (на втором месте) органов. См. таблицу.
Способ образования – характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления. Существует два основных способа преграды: активный и пассивный орган могут либо полностью сомкнуться (смычные согл.), либо приблизиться друг к другу до образования щели (щелевые согл.). При артикуляции щелевых (фрикативных) согласных струя выдыхаемого воздуха производит трение о края сближенных органов речи, и, в соответствии с тем, где именно проходит воздух, щелевые разделяются на два класса (см. таблицу). Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден, а разделение на классы производится в зависимости от способа преодоления смычки (см. таблицу).