Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов. Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство РФ – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России. Правовые основы деятельности Правительства РФ – Конституция, Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства РФ входят назначаемые Президентом РФ Председатель Правительства РФ (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства РФ). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносятся Президентом РФ в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры. Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента РФ и Председателя Правительства РФ, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 ноября 2005 г. № 1319 Председатель Правительства РФ имеет трех заместителей, в том числе одного Первого заместителя, заместителя и заместителя – Министра обороны РФ.

Общие полномочия Правительства РФ включают: разработку, представление в Государственную Думу и исполнение федерального бюджета; организацию процесса реализации внутренней и внешней политики РФ; регулирование социально-экономической сферы; осуществление управления федеральной собственностью; координацию и контроль деятельности органов системы исполнительной власти; формирование и реализацию целевых программ и т. д. Правительство РФ имеет специальные полномочия в каждой сфере жизнедеятельности общества; издает правовые акты (постановления, распоряжения), обязательные для исполнения на территории страны, которые могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия Конституции и действующему законодательству. Форма деятельности – заседания, проводятся не реже одного раза в месяц. Правительство РФ информирует граждан о вопросах, рассмотренных на заседаниях, о принятых решениях через СМИ. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Правительства РФ, работающий в режиме заседаний.

Полномочия Правительства РФ прекращаются в следующих случаях: 1) Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ; 2) Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается Президентом РФ (или отклоняется); 3) освобождения от должности Председателя Правительства РФ – по личному заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им должностных обязанностей; 4) по решению Президента РФ об отставке Правительства РФ, по следующим основаниям: а) по инициативе Президента РФ; б) при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия Правительству РФ; в) в случае, если Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ.

Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности в конкретной сфере жизнедеятельности общества; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции; федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему агентств и служб и возглавляется входящим в состав Правительства РФ федеральным министром; федеральная служба, федеральное агентство возглавляется руководителем (директором). Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и представлена тремя блоками органов.

1 блок - органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (так называемые политические органы):

  • Министерство внутренних дел РФ
  • Федеральная миграционная служба;
  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Министерство иностранных дел РФ;
  • Министерство обороны РФ
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
  • Федеральная служба по оборонному заказу;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральное агентство специального строительства;
  • Министерство юстиции РФ
  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Федеральная регистрационная служба;
  • Федеральная служба судебных приставов;
  • Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);
  • Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);
  • Федеральная служба безопасности РФ;
  • Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков;
  • Федеральная служба охраны РФ;
  • Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство);
  • Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

2 блок - федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

  • Министерство здравоохранения и социального развития РФ
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
  • Федеральная служба по труду и занятости;
  • Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
  • Федеральное медико-биологическое агентство;
  • Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи;
  • Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ
  • Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
  • Федеральное архивное агентство;
  • Федеральное агентство по культуре и кинематографии;
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Федеральное агентство по науке и инновациям;
  • Федеральное агентство по образованию;
  • Министерство природных ресурсов РФ
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральное агентство водных ресурсов;
  • Федеральное агентство лесного хозяйства;
  • Федеральное агентство по недропользованию;
  • Министерство промышленности и энергетики РФ
  • Федеральное агентство по промышленности;
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  • Федеральное агентство по энергетике;
  • Министерство регионального развития РФ
  • Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
  • Министерство сельского хозяйства РФ
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральное агентство по рыболовству;
  • Министерство транспорта РФ
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральное дорожное агентство;
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта;
  • Федеральное агентство геодезии и картографии;
  • Министерство информационных технологий и связи РФ
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи;
  • Федеральное агентство по информационным технологиям;
  • Федеральное агентство связи;
  • Министерство финансов РФ
  • Федеральная налоговая служба;
  • Федеральная служба страхового надзора;
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу;
  • Федеральное казначейство (федеральная служба);
  • Министерство экономического развития и торговли РФ
  • Федеральное агентство по государственным резервам;
  • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
  • Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;
  • Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

3 блок - федеральные агентства и федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

  • Федеральная антимонопольная служба;
  • Федеральная аэронавигационная служба;
  • Федеральная служба по тарифам;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Федеральная служба государственной статистики;
  • Федеральная служба по финансовым рынкам;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Федеральная таможенная служба;
  • Федеральное агентство по атомной энергии;
  • Федеральное космическое агентство;
  • Федеральное агентство по туризму;
  • Федеральное агентство по физической культуре и спорту.

Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, называют административными органами. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении служб и агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций определены в Положениях об этих органах, утверждаемых соответственно Президентом РФ или Правительством РФ. По представлению федеральных министров Правительство РФ назначает заместителей федеральных министров и руководителей федеральных служб и агентств, подведомственных Правительству; федеральные министры по представлению руководителей федеральных служб и агентств назначают заместителей руководителей федеральных служб и агентств и руководителей территориальных органов. Назначения в органах стратегического блока проводятся Президентом РФ.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452. Такие органы образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство РФ или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством РФ, приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление (например, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области; Управление государственной службы занятости населения по Саратовской области и т. д).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.