Измерении - есть процедура сравнения измеряемого свойства, хар-ки, признака с неким эталоном (с некой шкалой) и выражение этого свойства в единицах этой шкалы.Крупнейший американский психолог С.Стивене на рубеже 30-х - 40-х годов XXв. для измерения социальных признаков, не имеющих единиц измерения (например, «удовлетворенность работой» или «социальное самочувствие»), предложил использовать 4 типа числовых систем (шкал). Каждая из них представляет соответствующий уровень измерения эмпирических объектов:
• шкала наименований (номинальная);
• шкала порядка (ординальная);
• шкала интервалов (интервальная);
• шкала отношений.
Различия в уровне измерения определяются двумя взаимосвязанными моментами:
1. Каждая из названных выше шкал способна отразить определенный тип отношений между эмпирическими объектами, зависящий как от цели нашего упорядочивания этих объектов, так и от природы тех свойств, относительно которых происходит упорядочивание.
2. Каждая из них допускает различный спектр возможных операций с числами, составляющих шкалу.
Какие же вообще отношения могут существовать между эмпирическими объектами?
Прежде всего, это отношение равенства - неравенства. Такой тип отношений «схватывается» номинальной шкалой (шкалой наименований), обеспечивающей самый низкий уровень измерения. Упорядочить эмпирические объекты с помощью такой шкалы означает просто разделить носителей изучаемого свойства на ряд групп (категорий). Каждая из этих групп (категорий) с одной стороны, включает в себя индивидов, обладающих одинаковым значением изучаемого признака. Это означает, что внутри каждой группы существуют отношения равенства между индивидами по этому свойству. С другой стороны, каждая из выделенных групп противостоит другим, т.е. не «равна» им: между группами существуют отношения неравенства. Сама классификация признака, т.е. выделение его групп (категорий), - задача содержательного, теоретического плана. Приписывание же этим группам чисел, т.е. построение числовой оси, осуществляется с учетом только одного требования: эти числа должны быть разными (неравными). Каждое из таких чисел на шкале является шкальным значением признака. При этом каждое значение имеет вербальную (словесную) формулировку.
С помощью номинальной шкалы могут быть измерены такие признаки как пол, профессия, тип факультета университета, мотивы любого социально значимого поведения, жизненные планы и т.д. Например, шкала для измерения типа факультета, на котором учатся студенты Самарского государственного университета (т.е. в нашем случае объекты, которые мы хотим упорядочить) выглядит следующим образом:
1 - физический;
2 - математический;
3 - филологический;
4 - биологический;
5 - химический;
6 - социологический;
7 - психологический;
8 - юридический;
9 - экономики и управления.
В свою очередь шкалы делятся на:
1. полностью упорядоченные шкалы;
2. частично упорядоченные шкалы;
3. неупорядоченные шкалы.
Полностью упор. шкалы – это шкалы, пункты которой находятся в отношении больше-меньше (например, удовл-ть). Упорядоченные шкалы общеупотребимы при опросах общественного мнения, с их помощью измеряют интенсивность оценок каких-то св-в, суждений, событий, степени согласия или несогласия с предложенными утверждениями. Вот обычные пункты таких шкал.
1.вполне согласен
2. пожалуй, согласен
3. в чем-то согласен, вчем-то нет
4. пожалуй, не согласен
5. совершенно не согласен.
Уже на номинальном уровне измерения возможно применение ряда статистических процедур: нахождение частоты распределения признаков; определение средней тенденции по модальной частоте; вычисление определенных коэффициентов корреляции (взаимосвязи) между признаками - коэффициентов Чупрова, Пирсона, Крамера.
Вместе с тем социолога довольно часто интересует и другой вопрос: на сколько меньше или во сколько раз меньше того или иного свойства в исследуемой совокупности? На этот вопрос порядковая шкала ответа не дает. Здесь требуется иной, более высокий уровень измерения.
Он обеспечивается двумя типами шкал: интервальной (метрической) и шкалой отношений. Довольно часто их объединяют вместе под одним названием «метрические» шкалы.
Интервальная шкала (или шкала равных интервалов) представляет собой полностью упорядоченный ряд с равными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно выбранной точки (отсутствует нуль). На шкале равных интервалов появляется единица измерения, которой не было в порядковой шкале: расстояния между шкальными значениями там не были равны, просто упорядочены.
Главная трудность в построении таких шкал в социологии состоит в обосновании равенства или разности расстояний между шкальными значениями.
Шкала отношений к свойствам интервальной шкалы добавляет экспериментально установленный нуль, превращаясь таким образом в идеальную метрическую шкалу. Здесь уже можно определять отношения между шкальными значениями, т.е. ответить на вопрос о том, насколько (или во сколько раз) одно значение признака больше (или меньше) другого шкального значения. Так, сравнивая продолжительность времени, затрачиваемого в неделю на различные элементы свободного времени, можно говорить, например, что на просмотр телевизионных передач (12 -14 часов в неделю) жители России тратят в 6-7 раз больше времени, нежели на чтение художественной литературы (2 часа). Типичные примеры таких шкал: шкала времени, пространственных мер, денежных единиц. Кроме того, разработаны и метрические шкалы для измерения некоторых физиологических и психологических свойств человека, где экспериментальным путем удалось определить нулевое значение этих свойств.
Исследователь, используя метрические шкалы, приобретает большую гибкость описания, а также способен получить больший объем информации. Над числами, принадлежащими такой шкале, можно производить все известные операции с натуральными числами. Кроме того, наряду с процедурами, характерными для порядковых шкал, здесь возможен расчет средних значений признаков, а также мер их рассеяния (дисперсии, среднего квадратического отклонения и т.д.). В шкалах этого типа могут использоваться коэффициент парной корреляции Пирсона, а также множественный коэффициент корреляции.