Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типы измерительных шкал

 

В психологии измерения проводятся, как правило, по трем типам шкал: номинативной, порядковой и интервальной. При планировании статистического анализа студентам важно помнить, что чем дальше он «уходит» от номинативной шкалы к шкале интервальной, тем перед ним шире открываются возможности статистического анализа и наоборот, чем дальше «уходит» студент от шкалы интервалов к номинативной шкале, тем больше он сокращает «широту маневра» для статистической обработки экспериментальных данных. Мы обращаем на это особое внимание потому, что как показывает практика, студентов при первичном анализе экспериментальных данных «непреодолимо» влечет перейти к шкале наименований («высокий», «средний «низкий», «успешный», «неуспешный» и т.п.), несмотря на то, что начальные эмпирические данные были получены по интервальной шкале.

С. Стивенс различал четыре основные типа измерительных шкал. В восходящем порядке это шкала наименований, порядковая шкала, интервальная шкала и шкала отношений. Эти шкалы являются иерархическими: шкалы более высокого уровня обладают всеми свойствами шкал более низкого уровня плюс дополнительными свойствами.

Номинативная шкала получается путем присвоения «имен» объектам, это шкала классифицирующая по названию («высокий», «средний», «низкий», «первый уровень», «второй уровень» «социально-благополучная семья», «социально-неблагополучная семья» и т.д.), но не классифицирующая объекты по признаку «больше – меньше», «больше на – меньше на». Иными словами, объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквивалентность – неэквивалентность. Объекты, принадлежащие одному классу, эквивалентны друг другу и отличны от объектов, относящихся к другим классам. Эквивалентным объектам присваиваются одинаковые имена. Единица измерения по номинативной шкале – количество испытуемых имеющих или не имеющих исследуемое качество (частота встречаемости признака у испытуемых)

При описании номинативной шкалы мы обращаем особое внимание на разновидность такого типа шкал – дихотомическую шкалу. В основу классификации по такому типу шкал положен принцип – «есть признак – нет признака». Внимание мы обращаем потому, что с этой шкалой исследователь имеет дело, как правило, при работе с проективными методиками (присутствует или не присутствует у испытуемого тот или иной признак), а, как показывает практика, 70% исследовательских работ студентов связаны с использованием именно проективных методик.

Порядковая шкала классифицирует объекты по принципу «больше – меньше» относительно выраженности исследуемого признака, но не отвечает на вопрос «на сколько больше – на сколько меньше?». На шкале порядка объект может находиться «между» двумя другими, причем если a «больше» b, b «больше» c, то a «больше c (правило транзитивности отношений). Классы эквивалентности, выделенные при помощи шкалы наименований, могут быть упорядочены по некоторому основанию. Различают шкалу строгого порядка (полное отсутствие связанных рангов) и шкалу слабого порядка (наличие связанных рангов).

Достаточно часто исследователь имеет дело с данным типом шкалы в социальной психологии, когда испытуемым предлагается выбирать или оценивать других в порядке предпочтения.

Различают шкалу строгого порядка (строгая упорядоченность) и шкалу слабого порядка (слабая упорядоченность). В первом случае на элементах множества реализуются отношения «не больше» и «меньше», а во втором — «не больше или равно» и «меньше или равно».

Измерения по интервальной шкале наиболее распространены в психологических исследованиях и является метрической шкалой. Шкала интервалов определяет величину различий между объектами в проявлении свойств. Она наиболее удобна и желательна для статистического анализа. Все тест-опросники ориентированы на измерения по интервальной шкале. Основное достоинство данной шкалы по отношению к ранее описанным состоит в том, что измерения по этой шкале позволяют оценить на сколько единиц измерения больше или на сколько меньше выражен измеряемый признак у испытуемых (ММРI, Кэттелл и др.). Второе достоинство состоит в том, что при статистической обработке возможно использование как непараметрических так и параметрических критериев, которые позволяют провести более точный статистический анализ экспериментальных данных. Третье достоинство заключается в том, что измерения по интервальной шкале позволяют осуществить дисперсионный факторный анализ экспериментальных данных, который достаточно часто применяют для установления причинно-следственных связей. Четвертое достоинство данной шкалы заключается в том, что эмпирические данные, полученные по ней можно, при необходимости, всегда перевести в показатели шкалы наименований и шкалы порядка.

Измерения по шкале равных отношений. Из количественных шкал наиболее распространенными в науке и практике являются шкалы отношений. В них есть естественное начало отсчета - ноль, т.е. отсутствие величины, но нет естественной единицы измерения. Шкала отношений — наиболее часто используемая в физике. По крайней мере, идеалом измерительной процедуры является получение таких данных о выраженности свойств объектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.

Это возможно лишь тогда, когда помимо определения равенства, рангового порядка, равенства интервалов известно равенство отношений. Шкала отношений отличается от шкалы интервалов тем, что на ней определено положение «естественного» нуля. Классический пример — шкала температур Кельвина.

В психологии шкалы отношений практически не применяются. Одним из исключений являются шкалы оценки компетентности, основанные на модели Раша (о ней пойдет речь позже). Действительно, вполне можно представить уровень «нулевой» осведомленности испытуемого в какой-то области знаний (например, знание эскимосского языка) или же «нулевой» уровень владения каким-либо навыком. Авторы стохастической теории теста доказывают, что, введя единую шкалу «трудности задачи — способности испытуемого», можно измерить во сколько раз одна задача труднее другой или же один испытуемый компетентнее другого.

 

 

Литература:

1. Загоруйко Н.Г. Прикладные методы анализа данных и знаний. - Новосибирск: ИМ СО РАН, 1999. –270с.

2. Дорофеев В.А. УМК «Математические основы психологии» - Ростов н/Д: ГРПУ, 2006. – 68с.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

 

Специально для 1 подгруппы 31 группы!!!

Отличие шкалы равных интервалов от шкалы равных отношений по С. Стивенсу:

1. Шкала отношений. Между разными протоколами, фиксирующими один и тот же эмпирический факт на разных языках, при этом типе шкалы должно выполняться соотношение: , где — любое положительное число. Один и тот же эмпирический смысл имеют протоколы: 16 кг, 16000 г, 0,016 т, 1 пуд, 40 фунтов. От любой записи можно перейти к любой другой, подобрав соответствующий множитель . Этот тип шкалы удобен для измерения весов, длин и т. д. Если нам не известно, в каких именно единицах записаны веса тел в разных протоколах, то мы можем полагаться только на отношение весов двух тел. Например, тело с весом 10 единиц в два раза тяжелее тела с весом 5 единиц вне зависимости от того, что было взято за единицу — тонна или грамм. Инвариантность отношений отражена в названии шкалы данного типа. Если же в протоколе указана единица веса, то такой протокол отражает свойства тел в абсолютной шкале.

2. Шкала интервалов. Здесь между протоколами и допустимы линейные преобразования: , где — любое положительное число, a может быть как положительным, так и отрицательным. Это значит, что в разных протоколах может использоваться разный масштаб единиц и разные начала отсчета . Примером шкал этого типа могут быть шкалы для измерения температуры. Если в протоколе указаны градусы, но не говорится в какой шкале (Цельсия, Кельвина и т. д.), то во избежание недоразумений при описании закономерностей можно использовать только отношения интервалов, так как при любых значениях и сохраняется равенство

Если записи в протоколе сопровождаются информацией о том, какие именно градусы имеются в виду (например, 18 °С), то мы имеем дело с протоколом в абсолютной шкале.

И на последок:

Абсолютная шкала. Допустимое преобразование для шкал данного типа представляет собой тождество, т. е. если на одном языке в протоколе записано , а на другом языке , то между ними должно выполняться простое соотношение: . Этот тип шкалы удобен для записи количества элементов в некотором конечном множестве. Если, пересчитав количество яблок, один запишет в протоколе 6, а другой запишет VI, то нам достаточно знать, что 6 и VI означают одно и то же, т. е. что между этими записями существует тождественное отношение: 6 = VI.

 

 

Литература:

1. Загоруйко Н.Г. Прикладные методы анализа данных и знаний. - Новосибирск: ИМ СО РАН, 1999. –270с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.