Урок 11 Тема: ИЗОБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ. СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления с понятием «фантазия», с изображениями сказочных птиц на изделиях художественных промыслов; способствовать развитию фантазии у ребенка, умения подбирать удачные цветовые сочетания в работе, формированию умения преображать реальные формы в декоративные, навыков работы с гуашевыми красками, дружеских отношений в классе; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование:
• для учителя: иллюстрации с изображением сказочных птиц (Приложение 8), учебник;
• для учащихся: альбом, гуашь, кисти, палитра.
Сценарий урока
I. Организацияначала урока.
Проверка готовности к уроку.
Прозвенел звонок - начинается урок.
Порядок на столе,
Порядок в голове,
К уроку мы готовы ВСЕ.
II. Постановка учебной задачи.
- Мы живем в реальном мире, нас окружают настоящие предметы и живые существа. Но человеку скучно было бы жить без тайн и секретов, и он их начинает выдумывать, а помогает ему в этом... фантазия. Вспомните легенды, сказки о привидениях, домовых, русалках и т. д. Их никто не видел, но мы все о них знаем, представляем, как они выглядят. Что помогает нам их представить? (Фантазия, воображение.)
- Приходилось ли вам выдумывать какое-либо существо? Какое оно было?
- Человек очень часто боится темных комнат, дремучих лесов, потайных уголков. Почему? (Воображает невиданных существ.) Что помогает страхам человека разрастаться? (Фантазия.) Помните, не надо бояться Бабу Ягу, домового, лешего и др. Это плод наших фантазий.
- Сделайте предположение о теме нашего урока.
- Тема урока - «Изображение и фантазия».
III. Изучение нового материала.
- У творческих людей, а художники к таковым относятся, очень развито воображение, их фантазия не имеет границ. Они умеют изображать сказочный мир.
Фантазия художника щедра, Она нам дарит столько неожиданного. Представь, насколько б жизнь была бедна, Коль не было бы в ней чудес невиданных.
- Что вдохновляет художников придумывать фантастические образы? А помогаем им в этом наблюдение за природой, изучение реальности.
- Я вам предлагаю игру «Реальность — фантазия». Если мое высказывание — это реальность, вы хлопаете в ладоши, а если фантазия - топаете ногами.
• Учитель в классе.
• Папа чинит табуретку.
• В городском парке на дереве сидит русалка.
• Продавец продает хлеб лешему.
• Бабушка вяжет носки.
• Баба Яга гуляет по городу и угощает детей конфетами.
• Самолет летит в небе.
- А теперь ваши варианты, кто готов продолжить?
- На прошлом уроке мы говорили о реальных животных и рисовали павлина. Кто из наших мастеров нам помогал? (Мастер Изображения.)
- Сегодня мы продолжим работать с Мастером Изображения и будем рисовать сказочных птиц.
- Давайте вспомним, какие птицы живут в сказках? (Жар-птица, птица феникс, Царевна Лебедь, золотой петушок.)
- Я вам предлагаю рассмотреть изображения птиц (учебник, с. 62).
- Мастер Изображения увидел сильную и мудрую птицу и превратил ее в птицу сирин -волшебную птицу счастья. Докажите, какие черты сходства есть у ястреба с сирин. Что необычного, сказочного внес в изображение сирин художник?
- Мастер Изображения увидел в деревне индюка и создал из глины эту нарядную дымковскую игрушку (учебник, с. 63). В чем сходство с живой птицей? Какие элементы добавил художник?
- Посмотрите на щепные птицы счастья (Приложение 8). Мастер делает такую птицу из бруска обычного дерева. Для этого брусок расщепляет на тонкие пластины-перышки. Образы каких реальных птиц использовал в своей работе Мастер Изображения? (Лебедь, цапля.) В чем сходство, что добавил художник?
- Создавая свою сказочную птицу, художник опирается на реальные образы, на настоящих птиц и вносит элементы, которые делают работу сказочной, а образ фантастическим. Вдохновляет художника природа, а создает образ фантазия.
- Какие материалы использует в своих работах Мастер Изображения? (Краски, глину, дерево, камень, железо, нитки, бумагу.) (Приложение 8.)
- Давайте рассмотрим примеры сказочных птиц (Приложение 8). Какие необычные формы, фантастические элементы применили в работе художники?
- Что можете сказать о цвете?
Физкультминутка
Глянул птенчик из гнезда - Голова вниз.
Ух, какая высота! Покачивание головой.
Пускай высота - Взмах правой рукой.
Вылетай из гнезда Махи обеими руками.
На мирпосмотри-
Раз, два, три... Повороты головы вправо, влево, вперед.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Поймать нам птицу счастья не удастся, а вот создать ее самим вполне реально. Помогут вам в этом природа и ваша фантазия.
- Какие материалы вам помогут достичь цели урока? (Гуашь.)
Советы Мастера Изображения (составляются совместно с детьми):
1. Продумать, какую птицу возьму за основу.
2. Сделаю эскиз.
3. Добавлю сказочные, фантастические элементы.
4. Продумаю цветовую гамму.
5. Раскрашу. Не забуду раскрасить фон или нарисовать элементы окружающей среды.
- Возьмите за основу любую птицу и, соблюдая эти советы, приступайте к работе. Желаю удачи. (Учитель во время работы оказывает индивидуальную помощь.)