Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подготовка управленческих кадров: зарубежный и отечественный опыт



Особое значение в плане повышения социальной роли управления имеет профессионализм и мастерство менеджера, особенно в экономической сфере. О том, насколько значима фигура менеджера в управлении производством, отдельным предприятием и его персоналом, государством в целом, свидетельствует западный опыт финансового обеспечения подготовки и совершенствования менеджеров. Это первый фактор. Капиталовложения в подготовку управленцев здесь постоянно увеличиваются. Основную часть затрат берут на себя корпорации, банки, а также университеты и другие учебные заведения, финансируемые этими ТНК, банками и различными частными фондами. Большинство крупных фирм тратят на подготовку менеджеров более 1% оборотных средств. В целом в США ежегодно на эти цели компании расходуют 13 млрд. долларов.

Во Франции в соответствии с законом любая организация с числом служащих более 10 человек обязана тратить не менее 1,6% общей суммы заработной платы на обучение и повышение квалификации управляющих. Если эти средства не использованы по назначению, то их изымают в государственный бюджет. Крупные корпорации, в которых занято свыше 2 тыс. служащих, тратят на эти цели более 3% фонда заработной платы. Кроме того, во Франции все фирмы ежегодно отчисляют установленную часть прибыли в фонд образования, а органы власти предоставляют учебным заведениям некоторые льготы.

Второй фактор. Подготовке менеджеров западные страны уже давно уделяют первостепенное значение. И это объяснимо, так как менеджмент является ключевым звеном при решении многих проблем социально-экономического развития, особенно в сложных условиях. Грамотный менеджмент смягчает кризисные явления, способствует финансовой стабилизации, служит повышению конкурентоспособности, осознанно влияет на обновление технологий, мотивирует инвестиции и инновации. Так, в США менеджеры еще в 1930-е годы превратились во влиятельную общественную силу. Управленческая деятельность стала профессией, а менеджмент как область знаний – самостоятельной учебной дисциплиной.

В каждой стране сформировалась своя система подготовки управленческих кадров. Однако везде подготовка менеджеров осуществляется как на первой, так и второй ступени образования. На второй ступени – это, как правило, магистратура в сфере администрирования (МВА), которые реализуют школы бизнеса. Для поступления в магистратуру МВА необходим опыт работы, сдается тест GMAT (Graduate Management Admission Test), посредством которого проверяется наличие способностей к управленческой деятельности. Он содержит несколько групп заданий разного уровня и направленности: от математических задач до тестов на сообразительность.

Так, в США помимо университетов, которые готовят управленцев, функционирует свыше 1300 школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления, из них 600 – это школы бизнеса, самостоятельно действующие в рамках многопрофильных университетов (Гарвард, Стэнфорд и др.). Ежегодно степень Master of Bisiness Administration – МВА (магистр администрирования) получают около 72 тыс. студентов, что составляет четвертую часть всех магистров, выпускаемых американскими университетами по всем специальностям. В стране действует свыше 10 тыс. консультационных фирм, не считая десятков тысяч независимых консультантов, выходит более 60 периодических изданий, свыше десятка издательств специализируются на литературе по управлению и бизнесу.

Профессиональная подготовка менеджеров получила широкое развитие в странах Западной Европы: Франции, Великобритании, Германии, Испании, Италии. Во Франции функционирует около 600 государственных и частных центров по подготовке профессионалов в области управления и организации. Практически во всех 22 ведущих университетах Франции ведется подготовка экономистов-менеджеров широкого профиля.

Разнообразием отличается система подготовки менеджеров в Великобритании, где работает ряд специализированных школ по подготовке специалистов для компаний разного уровня. Значительное место в системе бизнес-образования Великобритании занимают школы бизнеса, задача которых – переподготовка и повышение квалификации руководящего состава компаний, а также руководителей государственных, региональных и муниципальных органов управления.

Что касается Японии, то их система подготовки менеджеров весьма специфична. Как и в любой другой стране, в Японии имеется ряд университетов, которые готовят управленцев. Так, университет Васеда знаменит тем, что готовит специалистов для государственного управления и политики, университет Кейо готовит экономистов. Для тех, кто желает совершенствовать свои управленческие способности, есть школы бизнеса, но чаще идут в Институт политики и управления, созданный К. Мацуситой. Сначала это была Школа политики и управления при корпорации «Мацусита Электрик», затем с ростом популярности и значимости в системе подготовки управленческих кадров в 1980 г. она была переименована в Институт, где сегодня обучаются талантливые студенты со всей страны. Из этого института вышло более 100 депутатов парламента и деятелей местного самоуправления.

Однако основной акцент сделан на внутрифирменную подготовку кадров. Их здесь, как правило, готовят сами фирмы, особенно крупные. Почему именно компании? У них есть средства и возможности, а также четкие представления, какие компетенции нужны для управления производством и персоналом. Они организуют курсы, на которых их сотрудники не просто приобретают определенные функции менеджера, а через обучение проходят процесс воспитания.

Поскольку каждый человек проводит бо́льшую часть своей жизни в трудовом коллективе, основная роль принадлежит компании. Японцы давно осознали, что организация может служить действенным инструментом и средой социализации персонала, который должен не только обладать необходимыми профессиональными навыками, но и следовать нужным администрации фирмы ценностям, идеалам, нормам и моделям поведения. Иными словами, японская фирма формирует такую кадровую политику, которая должна способствовать выработке и закреплению таких моделей поведения работников, которые касаются исполнения ими социальной роли сотрудников фирмы. Такими моделями являются трудолюбие, преданность и лояльность по отношению к своей компании, стремление работать с максимальной отдачей и производительностью, постоянно повышать квалификацию и т.д.

Все эти аспекты находят свое отражение в философии компании, которая представляет собой совокупность взглядов и идей, выражающих цели и интересы японского управления. Как и любая другая философия, она формируется на основе исторических, экономических, политических, нравственных и иных ценностей народа, т.е. отражает исторические, социально-экономические особенности страны, ее культуру, общественную психологию и идеологию государства.

Как правило, японские менеджеры прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности. Это осуществляется в процессе социальной адаптации работника в трудовом коллективе. Но нередко социализация будущих японских работников начинается еще в рамках университетов, которые имеют тесный контакт с ведущими корпорациями страны. На основании стратегии развития персонала фирмы формируют в университетах факультативные группы из числа студентов первого-второго курса, куда тщательно отбираются будущие работники. В этих группах изучают прикладные науки, так как японская высшая школа грешит увлечением теорией, а на приобретение практических навыков времени не остается. Навыкам, которые понадобятся на конкретном производстве, обучают специалисты фирмы. Занятия в группах проводятся 1-2 раза в неделю по 2-4 часа. Производственную практику студенты проходят на своей фирме, где они также могут подрабатывать во внеурочное время.

Второй аспект обучения в этих группах – это направленная профессиональная социализация. Она осуществляется как во время занятий, которые проводят специалисты компании, так и непосредственно в трудовом коллективе. Поскольку японцы считают фирму аналогом семьи, именно профессиональная социализация способствует созданию системы социальных отношений, напоминающих семейные. В процессе социализации студенты – будущие работники – изучают историю компании, сведения об основателях и руководителях, начиная с мастера и заканчивая президентом компании. Их также вовлекают в социальную жизнь трудового коллектива: участие в спортивных состязаниях, культурных мероприятиях и т.д. Поэтому когда молодые специалисты приходят на работу, они уже знают систему взаимоотношений и модели поведения в компании, т.е. в достаточной мере подготовлены профессионально в своей области и являются членами социальной группы, членами фирмы-семьи.

Управленцев в Беларуси готовят еще со времен Советского Союза, когда Высшая партийная школа принимала людей с высшим образованием и опытом работы, которые после обучения работали в разных сферах государственного управления. И сегодня вузы Беларуси продолжают готовить специалистов по специальностям «Государственное управление» (ранее «Государственное и муниципальное управление»), «Государственное управление и экономика» (квалификация «экономист-менеджер»), и «Государственное управление и право» (квалификация «юрист»). Самой многочисленной остается специальность «Экономика и управление на предприятии» с квалификацией «экономист-менеджер», которых готовят не только в БГЭУ, ведущем вузе в области экономического образования, но и других вузах Беларуси, в том числе и технических – БНТУ, БГАТУ и др.

Опыт подготовки специалистов с квалификацией «менеджер-экономист» в республике пока небольшой – с конца 1990-х годов, когда ряд ведущих вузов открыли подготовку менеджеров по заказу отечественного бизнес-сообщества и государства в целом. В 1997 году БГУ первым начал готовить менеджеров-экономистов в сфере международного туризма; в середине нулевых к нему присоединились другие вузы, осуществив первые наборы абитуриентов на специальность «Менеджмент». Сегодня 14 вузов республики (12 государственных и 2 частных) осуществляют подготовку менеджеров на первой ступени в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации» (ОКРБ 011-2009), который включает 8 направлений специальности «Менеджмент» со специализациями производственный, финансовый и инвестиционный, социально-административный, в сфере международного туризма, информационный и инновационный, управление персоналом и т.д. с квалификацией «менеджер-экономист». Сегодня в них обучается не одна тысяча студентов. Прежде чем стать абитуриентами, они проходят профессионально-психологическое собеседование, что должно исключить возможность попадания случайных людей в категорию управленцев.

Перечень вузов Республики Беларусь, в которых ведется подготовка специалистов в области менеджмента на первой ступени (табл. 1).

 

№ п/п Высшие учебные заведения Наименование специальности / специализации (направления)
1. Академия управления при Президенте Республики Беларусь 1-26 02 02-07 Менеджмент (информационный)
2. Белорусский государственный университет 1-26 02 02-03 Менеджмент (производственный) 1-26 02 02-08 Менеджмент (инновационный)
Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ 1-26 02 02-07 Менеджмент (информационный)
Государственный институт управления и социальных технологий БГУ 1-26 02 02-01 Менеджмент (финансовый и инвестиционный) 1-26 02 02-02 02 Управление персоналом 1-26 02 02-04 Менеджмент (недвижимости)
3. Белорусский государственный экономический университет 1-26 02 02-08 Менеджмент (инновационный)
4. Белорусский национальный технический университет 1-26 02 02-08 Менеджмент (инновационный)
5. Белорусский государственный технологический университет 1-26 02 02-03 01 Менеджмент в химической промышленности 1-26 02 02-03 03 Менеджмент в лесном комплексе 1-26 02 02-04 Менеджмент (недвижимости)
6. Белорусский государственный аграрный технический университет 1-26 02-02 Менеджмент
7. Витебский государственный технологический университет 1-26 02-02 Менеджмент
8. Полоцкий государственный университет 1-26 02-02 Менеджмент
9. Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (принадлежность Белкоопсоюза) 1-26 02 02-02 02 Управление персоналом 1-26 02 02-08 Менеджмент (инновационный) 1-26 02 02-07 Менеджмент (информационный)
10. Гомельский государственный университет им. П.О. Сухого 1-26 02 02-01 Менеджмент (финансовый и инвестиционный) 1-26 02 02-03 06 Менеджмент в машино- и приборостроении
11. Гродненский государственный университет им. Я Купалы 1-26 02-02 Менеджмент
12. Международный институт «МИТСО» (Международный институт трудовых и социальных отношений) 1-26 02 02-01 Менеджмент (финансовый и инвестиционный) 1-26 02 02-02 02 Управление персоналом 1-26 02 02-03 Менеджмент (производственный)
13. Минский институт управления 1-26 02 02-07 Менеджмент (информационный)
14. Частный институт управления и предпринимательства 1-26 02 02-02 02 Управление персоналом  

 

В Беларуси имеется устойчивый интерес к программам МВА. Сегодня многие специалисты, работающие в сфере реальной экономики, прошли обучение в зарубежных бизнес-школах, Институте бизнес-технологий БГУ (на английском языке) и получили диплом магистра бизнес-администрирования. Более того, некоторые отечественные компании и банки (Банк «Технобанк» и др.) одним из условий карьерного продвижения своих сотрудников определяют наличие степени магистра экономических наук.

В 2012 году начат набор в практико-ориентированную магистратуру по различным программам экономического профиля с квалификацией «магистр экономики», но до сих пор нет магистерской программы по госуправлению, открытие которой зависит от Академии управления.

В Беларуси также осуществляется переподготовка и повышение квалификации специалистов в области менеджмента. В частности, в Институте непрерывного образования БГУ открыта переподготовка специалистов по специальности «Управление инновационными процессами», в ряде учреждений образования организованы краткосрочные курсы повышения квалификации в области инновационного менеджмента.

Несмотря на то, что вузы Беларуси могут готовить квалифицированных менеджеров-экономистов, последний экономический кризис показал, что подготовка специалистов в области управления экономикой не лишена недостатков. Кризис не только ударил по экономике, но и выявил проблемы подготовки управляющих нового типа, главной из которых является отрыв образования от реальной жизни. В частности, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей В. Карягин отмечает, что бизнес-образование в Беларуси очень далеко от практики. Будущие менеджеры-экономисты в течение 4-5 лет изучают в основном теорию, поэтому компании не хотят брать выпускников на работу, так как им нужно потратить много усилий, чтобы доучить или переучить их. В качестве подтверждения теоретизации подготовки он приводит следующий факт: летом 2011 года более десятка студентов проходили практику в МССПиР, которые не владели элементарными навыками коммуникации, не знали структуры предпринимательства, не читали экономическую прессу.

Третий фактор: В западных системах подготовки управленческих кадров различных профилей особое место отводится профессиональному отбору студентов и четвертый фактор – их психологической подготовке. Объем психологических дисциплин в учебных программах достигает 40–60%.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.