Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Комплексный языковой анализ речевых, единиц



Традиционно анализ речевых единиц различных языковых уров­ней проводится изолированно^ отсутствует единая, лингвометодологическая база. Предлагаем один из возможных вариантов системно­го подхода к такому анализу, независимо от принадлежности ана­лизируемой единицы к тому или иному языковому уровню.

1. Первичная дефиниция* речевой манифестации* языковой еди­ницы.

2. Проекция речевого явления на языковой уровень и его идентификация* как заявленной языковой единицы.

3. Квалификация анализируемого объекта на языковом уровне.

4. Место репрезентанта* языковой единицы в иерархической
структуре системы.

Анализ звука речи и его фонемная интерпретация

1. Дефиниция звука речи и фонемы языка.

2. Фонологизированный ДП звукотипа и его артикуляционно-
акустические корреляты в анализируемом звуке речи.

3. Фонема (языковой инвариант), аллофоном (вариантом, от­тенком, репрезентантом) которой является анализируемый звук.

4. Статус данного аллофона в речевом потоке (основной, ком-
бинаторный, позиционный/основной, вариация, вариант).


 

5. Исконность/неисконность звука (для некоторых неисконных
указать фонетические процессы, вызвавшие мены).

6. Квалификация анализируемой единицы как звука речи.

7. Соотношение звука с единицами других языковых уровней

(средство — функция).

Анализ слога

1. Дефиниция слога, определяющая принцип слогоделения , ко-­
личество и качество слогов в данной речевой цепи.

2. Характеристика анализируемого слога как минимальной сег­-
ментной
речевой единицы данного речевого потока (РП).

3. Характеристика анализируемого слога как минимальной су­-
персегментной
речевой единицы данного РП.

4. Характеристика слоговых контрастов (по длительности, ин­-
тенсивности, F-структуре).

5. Квалификация данного звукового комплекса как слога.

6. Исторический комментарий изменении количества и каче­-
ства слогов данного РП.

7. Соотношение слога с единицами других языковых уровней.

Анализ ИК

1. Дефиниция ИК (интонемы, фонемы тона).

2. Характеристика анализируемой структуры ИК (предцентр,
центр, постцентр).

3. Определение фонологигизированного типа ИК: 1-7.

4. Возможная речевая синонимия ИК для неконечной синтагмы.

5. Квалификация данной лингвосмысловой единицы как ИК.

6. Соотношение ИК с единицами других языковых уровней (план
выражения коммуникативной/некоммуникативной единицы).

Анализ буквы (графемы)

1. Дефиниция буквы и графемы.

2. Название анализируемой буквы в алфавите, ее алфавитное зву­-
ковое значение, ее звуковое значение в данном РП.

3. Квалификация характера алфавитного звукового значения бук­-
вы (однозначн./двузначн.) и контекстного звукового значения (алф../
неалф., главн./втор., основн./замест.).

4. Соответствие употребления анализируемой буквы требовани­ям слогового принципа графики.

 

 




 


 


ТАБЛИЦЫ Орфограммы в приставке


Приложение 3

Таблица 1


 


оо


 

П(опорное -одноструктурное - слово) Б (словарные написания) Н (мена буквы в орфограмме)
БМ - СП 1. Гласные буквы: о: омыт — округ, опись.» по; покрыть ~ попусту, по­просту-за: забытый — запуск, запрос­то-пере:перевал - передан, пере­бран... 2. Согласные буквы: от: ощбросить — отойти, от-мыть,„ с: фить ~ собрать, снять... в: вшить - вовремя, влить... NB! Птювевке не подлежат пои-ставки: а) рос-, рае-б) на -з-/-£-в) не-, ни-г) nps-, при Запомни! 1. па-. Немногочисленная группа слов с ударной приставкой: пасынок, падчерица, паводок, потру'-бок.Л наиболее частотных па- со значением не­полноты признака: пасынок -боковой побег рас­тения; неродной сын; патрубок — короткая тру­ба, отвод от основного зрубопровода и т.п. пра-. Немногочисленная группа слов с этой приставкой со значением большой удаленности во времени: прадед, праязык... 2. Иноязычные приставки, свойственные, как правило, профессиональной речи: а: ддогичный..,(а = не) ад: абсорбировать... аб: абсорбировать... 3. Необходимо дать списки слов активного сло­варного запаса, в которых значение приставки неясно; приставка в современном языке уже не выделяется (опрощение); слова иноязычного про­исхождения, начинающиеся с пре-, при- различ­ной этимологии: а) прельстить, преткновение, президиум, пре-мьера... в) щщключение, прцтязание, пщсяга, прибор; привилегия, приоритет... Правило!.. 1. Безтааоный гласный звук в пристав­ке раз(с)- всегда обозначается буквой а. 2. Выбор буквы в приставках на -з-/-с-осушествляется по формуле tt/dd. 3. Буква и в поиствке ни с безтаашсым гласным звуком пишется только в отри­цательных местоимениях и наречиях и ггооизвояных от них словах: никто, нич­то, никуда, никогда, ничтожный, никчем­ный, щусудышный... 4. Написание пре-, при- определяется значением поистанок (опорные фразы по образцу: а) Прехорошенький котенок преодолел преграду. в) Црцехал в цдцгород, npf/сел приот-дохнуть и'пщдумал: щипрятать все. И пошел, присвистывая).

Орфограммы в корне


Таблица 2


 


Проверяемые написания (II) (выбор буквы по опорномудадст-венному, однокоренному - слову)


Беспроверочные написания (Б) (словарные, выбор буквы регламентируется сло­варями, справочниками)


Непроверяемые написания (Н) (буквенный состав орфограммы меняется, выбор буквы решаментируется правилами)


 


Букву в данной морфеме выби­рай для данного звука в сиеной позиции (БМ-СП).

1. Гласные буквы:

валы - вал... волы — вол... леса - лес... лиса - лис...

2. Согласные буквы:

а) рос_-росы, росный... косьба
— косить

труд. - труда, трудный... резьба — резать, резной...

б) местный —место, мест...
вкусный - вкусы, вкус...1

3. Буква ь

стан&пе - стань, стань-ка..:2

NB! Проверке сильной позицией не подлежат буквы в корнях

♦ после шипящих и ц;

♦ с начальным и;

♦ с меняющимися (чередующи­
мися) буквами орфограммы.


Заучи написание данного слова (Запомни!)

1. Согласные звуки непроверяемой слабой пози­
ции (гиперфонемы) передаются на письме бук­
вами

а) в середине морфемы по формуле -tt-/-dd-:
стена — здесь, езда - есть...3

б) в конце — формулой —t:
вот, авось...4

2. Гласные звуки непроверяемой слабой позиции
(гиперфонемы) обозначаются буквами согласно
традиция- Написания заучиваются с опорой на
этимологию слова, тематические группировки
слов и др. мнемонические приемы.

а) пельмени, вермишель, винегрет, котлеты, макароны... б) багаж, вагон, пассажир...

3. По традиции после шипящих и ц пишутся в
корне гласные буквы

и — жить, шить, цирк...- а ~ чаща...

у— чудо, щука... 6 ё-е — шёпот,-шептать...7

4. Заимствованные слова с двойными согласными
буквами в корне отбираются и заучиваются в соот­
ветствии с активным словарем учащихся с исполь­
зованием различных мнемонических приемов.


Запомни регламентирующие данную груп­пу написаний правила, исключения из ара-вил... (Правило!..)

1. Начальная Сукна и заменяется в корне на
ы только после русских приставок, окан­
чивающихся на твердый согласный звук;
играть — сыграть, цдея — безыдейный..}

2. ь после шипящих в корне пишется:

а) в глагольных формах:
режь — нечего беречь;

б) у сущ. только III склонения:
знает только ночь глубокая...;

в) в наречиях (кроме уж, замуж, не­
втерпеж);
:

г) в частицах: ишь, бишь, вишь, лишь,
слышь.

3. Корни с меняющимися (чередующими-

ся) гласными буквами группируются в со­ответствии с правилом выбора буквы с использованием различных мнемониче­ских приемов9 (напр., корни, в которых в безударном положении всегда пишется буква о: О! Гацеи-ью творчества поклон...).


1 Список слов, в которых наличие/отсутствие буквы для «непроизносимого» согласного не мотивировано с точки зрения современного русского языка: сверстники, ровесники, лестница, ресницы, блеснуть, чувство, яства....

1 В сочетаниях букв ч и щ с любыми другими соглабными мягкий знак никогда не пишется: начну и кончу. Мягкость звука [л' ] всегда передается на письме мягким знаком: кровельщик.

1 Список наиболее частотных слов, нарушающих формулу -tt-/-dd-: абсолют, абстракция, Абхазия, Австралия, айсберг, анекдот, Афгаш<яш; будто; вокзал, вдруг; зодчий; Кавказ, кувшин; обще-; рюкзак; терапевт, тавтология; футбол, фельдшер, фельдфебель; чавкать, чувство; экзамен, экземпляр...

4 Список слов, нарушающих формулу -t: аж, ведь, вдруг, вдрызг, жакоб.

5 Список слов, нарушающих формулу Ш: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.

6 Список слов, нарушающих формулу ty: жюри, брошюра, парашют.

7 Список наиболее частотных слов, нарушающих формулу te: шорох, крыжовник, обжора, изжога, шов, трущоба; жонглер,
жокей, шофер, шоссе; шоколад, харчо; шорты, капюшон, пончо...
Беглый гласный под ударением обозначается буквой о: кишок,
рожон.

8 После приставок меж- и сверх - пишется буква ы: межинститутский, сверхидейный.

9 Подробно группировку правил Ш блока орфограмм (Н) см.: Орфография - абитуриенту / Сост. Северьянова А. А. Волго­
град: Перемена, 1997. s


Орфограммы в окончаниях именного склонения


Таблица 3


 


П (опорные -одноструктурные — слова)


Б (словарные написания)


Н (мена буквы в орфограмме)


 


БМ-СП

Опорные слова для сущест­вительных:

I скл.: вода (земля)1

II скл.: село (жнивье)2

III скл,: степь
Разносклоняемых: путь3

NB! Проверке не цодлеадт отдельные падежные фор­мы существительных с ос­новой:

а) на -ий (пр. п. ед. ч.);

б) на шипящий и ц (тв. п.
ед. ч.);

в) на -ин-, -ое- (тв. п. ед. ч.).


Запомни!

1. городов, садов...

2. городах, садах...
Широкая синонимия падеж­
ных окончаний им. и род.
падежа мн. числа представля­
ет не только орфографиче­
ские трудности и требует спе­
циального изучения (тракто­
ры — трактору пояс&
по­
яса.; апельсинов
- апельсин;
свеч
свечей и под.,).


Правило!..

1. В безударном окончании предложного падежа ед. числа сущест­
вительных с основой на -ий(для сущ. жен. рода + дат. п.) пишется
буква и:

(об) армии, звании, жребии; ср. (о) варенье - варении, соленье — солении...

2. В окончаниях им. и твор. падежей ед. числа существительных с
основой на шипящий и ц ударный гласный обозначается буквой о,
безударный - е:

деревцо — деревце, деревцом деревцем... кашей - лапшой... плащом - макинтошем...

3. В окончаниях твор. падежа ед. числа существительных с основой
на -ни-, -ое-л ударные и безударные гласные обозначаются бук­
вой о в географических названиях и буквой ы в названиях лиц:

с. Бородином — (композитором) Бородиным,'

г. Кировом - (Сергеем) Кировым.

М?/Иноязычные существительные - названия лиц пишутся с бук­вой о: Чаплином, Вирховом...


1 Разновидности именного склонения существительных различаются только в ед. числе и определяются по роду. По I скл.
изменяются сущ, женского и «общего» рода, а также небольшая ipynna сущ. — названий лиц муж. пола (папа, дедушка, староста)
и одушевленных сущ. муж. рода с уменьшительно-ласкательными суффиксами (братишка, зайчишка, соседушка, соловушка,
мальчишка и под).
Род таких существительных определяется но производящему слову, а склонение — по формальному показателю.

2 Вариативное, стилистически ограниченное окончание -у(-ю) в род. и пред. падежах орфографических затруднений не
вызывает в связи с сохранением лабиализации безударного [у]. '

3 Выбор гласной буквы в безударных падежных окончаниях мн. числа существительных можно аргументировать ударным
окончанием сущ. любого из 3 родов: лошащм, лошадьми ( лошадьми), (о) лошадях.


Орфограммы в окончаниях глагольного спряжения


Таблица 4


 

П(опорные -одноструктурные - слова) Б (словарные написания) Н (меня буквы в орфограмме)
БМ-СП Опорные слова для форм 1. Изъявительного накло­нения: I слр. идешь, идет, идете...' II спр. стоишь, стоит, сто­ите.* 2. Повелительного накло­нения: иди, идите.» 3. Инфинитива: идти, не­сти... Запомни! 1. В окончаниях 2-го лица ед. числа глагольных форм изъявительного наклонения пишутся буквы -щь: идешь, стоишь. 2. В окончаниях 3-го лица ед. числа - т. идет, стоит. 3. В окончаниях 2-гр лица мн. числа глагольных форм изъявительного и повелительного наклонений вторая гласная всегда е: идите., идете; сто­ите, стойте. 4. В личных окончаниях с основой на шипящий всегда пишется буква ё: печ§м, бережйт. 5. Парадигма глаголов особого спряжения - дать, есть, быть - заучива­ется2. Правело!.. В оазноеггоягаемых глаголах - хотеть, бе­жать - контамини-рованы окончания I и И спряжения3.

1 Разновидность спряжения глаголов определяется; а) для форм с ударными личными окончаниями - по форме 3-го лица мн. числа: идут, поют - I спр., стоят, кричат - II спр.; б) для форм с безударными личными окончаниями традиционно - по суффиксу инфинитива: глаголы с инфинитивом на -ить (кроме брить, стелить) — II спр., остальные - за небольшим исключе­нием - I cup. Критерий определения спряжения для группы б) не очень надежен, т.к. безударные гласные финали инфинитива не различаются: вид[ь]ть, обид[ь]тъ, та[йъ]тъ, ма[йь]ться, глад[ъ]ть, езд[ь]ть. Более надежными представляются правила опреде­ления спряжения, приведенные в кн.: Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981. I спр. - глаголы, основа наст, времени которых в ед. числе и 3-м лице мн. числа оканчиваются на задненебные и твердые парные согласные. II спр. — глаголы, основа наст, времени которых в тех же формах оканчиваются на парные мягкие соглас­ные. NB1 Особого внимания будут требовать только глаголы с основой наст, времени на [j, p1, л'], для которых необходимо знать еще и основу инфинитивеЦ. *12едн. оканчивающиеся так основы наст, времени представляют собой усечение основы инфинитива, оканчивающейся на -а,-в, или <-# (этимолошческие? - А..С) то это, и только это, глаголы И спр> (с. 223).

: а) Подавляющее болыиинетво, русских щаголов спрягаются по т.н. тематическому спряжению, где и различают I и II разновидности. Глаголы дать, есть, быть спрягались когда-то по особому нетематическому (атематическому) спряжению, не­сколько видоизменненые форяШ которого они и сохраняют; б) Глаголы с приставками относятся к трьцу же спряжению, что и бесприставочные.


(К стр. 89)

3 Парадигма разноспрягаемых глаголов (бежать, хотеть) - результат контаминации (смешения, перекрещивания) пара­дигм разных глаголов. У глагола хотеть формы ед. числа имеют окончания I спр,, мн. числа - II спр. У глагола бежать только форма 3-го лица мн. числа - I спр., все остальные - II стгр. В русском языке есть глаголы стелить и стлать. Личные формы образуются лишь от глагола стлать, I спр. Наряду с глаголом мучить (II спр.) есть и глагол мучатъ (I спр.). Последний имеет разговорную окраску. Аналогичны глаголы мерить и мерять и некоторые другие.





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.