Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лабораторная работа № 3. Научные основы школьного курса фонетики



Научные основы школьного курса фонетики

Осмысление научных основ школьного курса предполагает как результат:

четкое соотнесение каждого параграфа школьного учебника с
конкретным разделом науки о языке (фонетикой, графикой, орфо-­
эпией или орфографией);

— точное определение объекта изучения для каждого из этих
разделов;

— выбор наиболее рациональной последовательности излагае­-
мой информации в каждом из разделов;

научную корректность вводимых терминов, понятий;

— использование в практике преподавания новейших достиже-
ний современной лингвистики и методики обучения.

 

 


 


На первом лабораторном занятии студентам предлагаются для сопоставительного анализа соответствующие разделы учебников рус­ского языка для школ с русским и нерусским языком преподавания, экспериментальные учебники по фонетике, чтобы они могли дать ответы на следующие вопросы:

• Что, где, когда и как сообщается в учебнике о фонетике, орфо­-
эпии, графике, орфографии как разделах науки о языке, к изучению
которых учащиеся приступают?

• Насколько четко разграничен учебный материал этих разделов
в ныне существующих школьных учебниках русского языка?

 

• Насколько мотивирована последовательность изложения тех
или иных сведений по фонетике, графике, орфографии и орфоэпии
и их практическая значимость?

• Что, где,, когда, в какой последовательности узнают учащиеся
об основных понятиях каждого из этих разделов?

• Насколько четко противопоставлены понятия «звук-буква» в
названиях параграфов, заданиях к упражнениям, схемах разбора?

• Насколько строго и последовательно разграничены артикуля­-
ционные и акустические характеристики звуков?

• Как показано соотношение звуков речи и букв, их обозначаю­-
щих, каково место тех и других в системе языковой коммуникации?

• Как вводятся понятия звук, буква, слот, ударение, орфограм­-
ма? Зачем нужно это изучать?, и т.п.

Ответив на эти вопросы, оценив положительное и отрицатель­ное в отборе и изложении материала в школьном учебнике, студен­ты могут попробовать составить проспект своего, оптимального, на их взгляд, учебного пособия.

Учебник должен состоять из 4 самостоятельных разделов: фоне­тики, орфоэпии, графики, орфографии. В каждом из них обязатель­но должен быть назван объект изучения, аргументирована его важ­ность и практическая значимость, дан оптимальный набор терми­нов, их дефиниции.

Методически оправданное использование ЭФМ должно обеспе­чить наглядность и занимательность при обучении фонетике, а зна­чит, глубокое осмысление ее основных понятий; прочная фонети­ческая база — работу по коррекции произношения, а значит, долж­ный уровень культуры устной речи; фонетическая база и интерес­ные этимологические справки — усвоение трудных орфограмм, т.е. требуемый уровень культуры письменной речи, а речевая культура, как уже было сказано, — составная часть общей культуры человека, которую и призвана формировать школа.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

К экзамену необходимо подготовить: библиографию (по система­тическому каталогу); терминологический словарик (минимум дан в рабочей программе курса, толкование терминов — по любому из словарей лингвистических терминов); конспекты указанных в посо­бии работ (см. с. 20, 43—44); реферативные обзоры по проблемным вопросам курса (см. разд' «Самостоятельная работа»).

1. Предмет и задачи курса «Современный русский литературный
язык».

2. Русский язык в современном мире.

3. Фонетика как раздел курса «Современный русский литератур­-
ный язык».

4. Предмет и задачи фонетики современного русского литера­-
турного языка.

5. Три аспекта изучения фонетики.

6. Учение о фонеме. Звук, фонема, буква.

7. Фонологические школы.

8. Система гласных фонем современного русского языка.

9. Система согласных фонем современного русского языка.

 

10. Артикуляционно-акустическая характеристика основных от-
тенков гласных фонем.

11. Артикуляционно-акустическая характеристика основных от-
тенков согласных фонем.

12. Модификации и чередования гласных фонем в потоке
Исторические чередования гласных.

13. Модификации и чередования согласных фонем в потоке
Исторические чередования согласных.

14. Слог и слогоделение в современном русском языке.

15. Слогоделение и правила переноса слов в современном русском языке.

16. Ударение как суперсегментная единица языка. Специфика русского словесного ударения.

17. Интонация как суперсегментная единица языка. Основные ИК русской речи.

18. Основные тенденции развития фонетической системы современного русского языка.

19. Методика палатографического и рентгенографического анализа речи.

20. Методика осциллографического и спектрографического
анализа речи.


21. Орфоэпия как раздел курса «Современный русский литера­-
турный язык».

22. Языковая система и речевая норма. Русская орфоэпия и орфо-

фония.

23. Становление и развитие произносительных норм современ-­
ного литературного русского языка.

24. Основные произносительные нормы современного литера­-
турного языка.

25. Орфоэпические подсистемы и «фразеологизмы» в современ­-
ном русском литературном языке. Орфоэпические варианты и ор­-
фоэпические ошибки.

26. Основные тенденции развития произносительных норм со­-
временного русского литературного языка.

27. Основные ИК русской речи и обучение выразительному чте­-
нию на их основе.

28. Графика как раздел курса « Современный русский литера­-
турный язык».

29. История русской письменности.

30. Современная русская графика.

31. Слоговой принцип русской графики.

32. Орфография как раздел курса « Современный русский лите­-
ратурный язык».

33. Истории русской орфографии.

34. Орфография, орфограмма, орфографический принцип.

 

35. Орфографические принципы современного русского письма.

36. Морфологический принцип как основной принцип совре-­
менного русского письма.

37. Фонетическая основа современной русской орфографии.

38. Нерешенные вопросы русской орфографии.

39. Преподавание, орфографии с учетом новейших достижений
современной лингвистики.

40. Преподавание фонетики с учетом новейших достижений со­
временной лингвистики.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА

Фонетический анализ

Схема анализа

1) Фонетическая транскрипция с указанием орфоэпических ва-
риантов и типов ИК для каждой синтагмы.

2) Перечень фонетических законов, действие которых нашло от­-
ражение в данной транскрипции.

3) Орфоэпический и орфофонический комментарии текста, ха­-
рактеристика ИК, наиболее важных при обучении выразительному
чтению.

4) Артикуляционно-акустическая характеристика звуков указан­-
ных словоформ.

5) Фонематическая транскрипция указанных словоформ.

6) Варианты слогоделения для слов с интервокальными консо­нантными группами. Их соотношение с правилами переноса ука­занных слов.

Образец: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?

[б'ил" э (й)ьт парус д'ино'к'и(къ)й1 / ф тума н'ь мор'ь гълубом1 // што иш'(ш'ч')ьт он ф стран'э д л' окъй2 // што к'инул он ф кр j у радном2 //]

1. Орфоэпические варианты даны в круглых скобках. Интона­-
ционная характеристика синтагм обозначена индексами соответству­-
ющих ИК над гласными, несущими синтагматическое ударение. При
ином варианте актуального членения* мелодический рисунок фразы
будет меняться.

2. В транскрипции нашло отражение действие следующих фоне­-
тических законов:

а) качественная редукция I и II степени гласных неверхнего подъе­
ма: [б'ил э'(й)ьт, дал окъ] и др.

б) регрессивная ассимиляция по глухости: [ф^тума'н'ь] и др.

в) дис симиляция: [што].

г) прогрессивная и регрессивная аккомодация ударных гласных,
соседствующих с мягкими согласными (развитие у них дифтонгоид-
ности,
т.е. и-образных переходных участков): [б'ил э'(й)ьт].


 

А гласный нижний подъем средний ряд нелабиализован
высокие частотные ® характеристики II F
ы-образный призвук
У гласный безударный
шум невозможен нет четкой формант-ной структуры
согласный шумный переднеязычный зубной фрикативный глухой твердый
возможен шум есть шум шум средней силы, т.к. есть небольшой резонатор шум турбулентный (вихревой) нет голоса ы-образный призвук

3. В транскрипции нашли отражение следующие орфоэпические
нормы русской речи:

а) аканье и иканье, базирующиеся на законе количественной и
качественной редукции безударных гласных неверхнего подъема;

б) однотипность произношения групп согласных по признаку
глухость/звонкость (tt//dd), базирующаяся на законе регрессивной
ассимиляции по глухости (ф стрлн э);

Р согласный сонорный

в) диссимиляция согласных (орфоэпический фразеологизм):
[што];

г) вариативность произношения: одинокий —сосуществова­
ние старой и новой форм [-къй/-к'ий]; белеет — в разговорном
стиле возможна утрата интервокального]; ищет — возможны раз­
личные фонетические реализации Щ [ш'/ш'ч'].

Внимания заслуживают орфофонические особенности звуков [Г] и [В] для южнорусского региона, фонетические характеристики ака­нья и иканья — для севернорусского и инославянского фонетиче­ского субстрата. Количество ударов у дрожащего Р может варьиро­ ваться, смычка не обязательна. Безударный У, сохраняющий лаби­ализацию в полном стиле речи, в разговорном может ее утрачивать.

4. Артикуляционно-акустическая характеристика звуков: [парус}.

 

ДП Артикуляция ® Акустика
  (произносим) (слышим)
II    
согласный воздушная струя  
  встречает преграду ® возможен шум
шумный преграда преодоле-  
  вается воздушной ® слышен шум
  струей  
губно-губной преграду образуют ® шум слабый,
  нижняя и верхняя т.к. нет резонатора
  губы  
смычный преграда сплошная, ® шум импульсный
взрывной преодолевается (толчковый)
  толчком  
глухой связки не работают ® нет голоса
твердый веляризован ®ы-образная
  (дополнительная окраска звука

артикуляция: неболь­шой подъем корня языка по направлению к мягкому небу)


нет преграды ® невозможен шум

положение языка близ­ко к нейтральному ® F1 – 500гц

® F2 – 500гц

губы в артикуляции не участвуют

 

нет шума, есть голос (только голосовые составляющие)

есть преграда ® возможен шум

преграда не преодо­левается, работают связки

®

переднеязычный преграду образует пе­редняя часть языка

дрожащд дрожащий кончик языка вибрирует ® возможен шум

есть преграда

преграда не преодо­левается, работают связки

переднеязычный преграду образует пе­редняя часть языка

дрожащий кончик языка вибрирует

твердый веляризован

->■

нет преграды

артикуляция выпол­няется не в должном объеме

есть преграда -»■

преграда преодолсва- -> ется

преграду образуют -> передняя часть языка и зубы

преграда не сплошная, -* срединная щель

связки не работают -»
веляризован -»

5 . Фонематическая транскрипция слова БЕЛЕЕТ: поЛФШ [Б'ИЛ'ЭЙИТ] по МФШ а) [Б,а1'2]

б) [Б'/БЭЛЭЙОТ/Д]


(проверочные слова для морфофонематическои транскрипции по МФШ: белый, бед, идет, несет и др.)

В этом слове две непроверяемые слабые позиции, следователь­но, две гиперфонемы (т.е. труппыфонем, которые могут быть реали­зованы данными звуками).

Знаки фонематической транскрипции по ЛФШ могут быть ис­пользованы в качестве опорных при коррекции произношения; зна­ки слабых позиции по МФШ — при анализе орфограмм.

6. Слов с интервокальными группами согласных в тексте нет, поэтому нет и вариантов при слогоделении: граница слога — глас­ные. Перенос по слогам полностью не возможен лишь в слове ОДИ­НОКИЙ: гласный О фонетически самостоятельный слог, но отде­ление буквы О при переносе запрещается правилами орфографии.

Для справок

Сильные позиции звуков

1. Гласные находятся в сильной позиции под ударением.

2. Согласные находятся в сильной позиции по глухости/звонко­
сти:
а) перед любым гласным; б) перед любым сонорным соглас-
ным; в) перед [в,в'].

3. Согласные находятся в сильной позиции по твердости/мягко-­
сти:
а) в конце слова; б) перед гласными непереднего ряда (а, о, у, ы),
в) переднеязычные — перед твердым губным и заднеязычным; г) Л —
перед любым согласным.

Характер поиска сильной позиции звука в морфеме определяется типом морфемы.

В корне поиск производится путем подбора родственных, одно-коренных слов: вода — подводник — водный

В приставке — путем подбора одноструктурных слов с такой же приставкой, корень может быть любой, частеречная принадлежность слова тоже не имеет значения:

подпол подбросить _

подмытый

В суффиксе ~~ путем подбора слов той же части речи, с таким же суффиксом:

значимость — злость, делать — идти.

Во флексии — важна частеречная принадлежность слова и его парадигма (тип склонения/спряжения, число, падеж/лицо): дыни — земли; дыне — земле; красного — такого, моего...).


Графический анализ

Схема анализа

1. Название буквы (графемы), ее звуковое значение в данном
слове (обозначаемые звуки).

2. Алфавитным (главным) или второстепенным является данное
значение буквы.

3. Количество алфавитных значений данной буквы (однозначна
или двузначна она в алфавите).

4. Написания, нарушающие слоговый принцип графики.

Образец: БЕЛЕЕТ

Б — буква БЭ, обозначает в данном слове один звук [б]; упо­треблена в своем алфавитном (главном, основном) значении; у нее два алфавитных значения, т.е. она двузначна в алфавите (вне слова):

[бцп.

Е — буква ЙЭ, обозначает в слове один звук [и]; употреблена в неалфавитном (второстепенном, заместительном) значении; в ал­фавите двузначна: ['э, йэ].

Л — буква ЭЛ (ЭЛЬ), обозначает в слове один звук [л']; употреб­лена в алфавитном значении; в алфавите двузначна: [л, л*].

Е — буква ЙЭ, обозначает в слове один звук ['э];употреблена в алфавитном значении; в алфавите двузначна: ['э, йэ].

Е — буква обозначает в слове два звука [йь]; употреблена в неалфа­витном (второстепенном) значении; в алфавите двузначна: ]'э, йэ].

Т — буква ТЭ, обозначает один звук |т]; употреблена в алфавит­ном значении; в алфавите двузначна: [т, т'];

Написаний, нарушающих слоговый принцип графики, в данном тексте нет.

Для справок

Большинство букв в алфавите двузначно (однозначны лишь буквы а, о, у, ы, э; й, ж, ш, щ, ч, ц); в слове буква чаще всего обозначает один звук (два звука в слове единовременно обозначают в одном из своих алфавитных значений только буквы я, ю, е, ё, (и) — в начала слова, после гласной, после разделительных знаков: я, моя, семья, семьи).

Буквы, употребляющиеся во второстепенном значении, и напи­сания, нарушающие слоговый принцип графики, являются орфо­граммами.


Офографический анализ

Схема анализа

1. Указать все орфограммы, имеющиеся в тексте (независимо от
степени их актуальности).

2. Определить орфографические принципы написания для ор­-
фограмм I раздела орфографии, указать номера других разделов.

Образец: одинокий, в_стране.

Опора для анализа орфограмм — фонемная интерпретация звуков слова по МФШ а)

б)

(проверочные слова: один, крутой, такой и др.). одинокий

МФШ а) б) (проверочные слова: во мне, в окне, страны, стран), в стране

Для справок

Написание подавляющего большинства орфограмм осуществля­ется в соответствии с морфофонематическим принципом орфогра­фии: буква в морфеме выбирается для звука в сильной позиции (про­веряемые написания). Словарные написания заучиваются списком.

Непроверяемые написания противоречат основной идее орфо­графии: нарушают единство буквенного облика морфемы (буквы в морфеме меняются, чередуются: плавать-пловец, безбрежный-бес­конечный). Это самые сложные и противоречивые написания, тре­бующие знания многочисленных правил и малоаргументированных исключений из них (см. таблицы прил. З)1.

Примечание

Образец элементарною школьного графико-фонетического раз­бора текста2:

творог [тварок].

Характеристика букв (графический разбор).

Буква ТЭ — в данном слове обозначает один звук — [т]; в алфа­вите имеет два звуковых значения — [т, т']); в слове употреблена в одном из алфавитных значений (в главном значении).

1 Подробнее об этом см.: Орфография — абитуриенту / Сост. А. А. Северьяно-
ва. Волгоград: Перемена, 1997.

2 Подробнее об изучении фонетики в школьном курсе русского языка см.:
Северъянова А А. Учебно-методическое пособие по современному русскому лите­-
ратурному языку. Волгоград: Перемена, 1993. С. 60—67.


Буква ВЭ — в данном слове обозначает один звук — [в]; в алфа­вите двузначна (два звуковых значения — [в, в']); в слове употреб­лена в одном из алфавитных значении (в главном).

Буква О — в данном слове обозначает один звук — [a]; в алфави­те однозначна (одно звуковое значение-[о]); в слове употреблена во второстепенном (заместительном, вместо буквы А) значении.

Буква ЭР — в данном слове обозначает один звук — [р]; в алфавите двузначна — [р, р']; употреблена в одном из алфавитных значащий.

Буква О — обозначает один звук — [о], в алфавите однозначна, употреблена в алфавитном, главном значении.

Буква ГЭ — в данном слове обозначает один звук — [к]; в алфа­вите двузначна — [г, г']; употреблена во второстепенном (замести­тельном, вместо буквы КА) значении.

Характеристика звуков (фонетический разбор).

[Т] — согл., т.к. есть преграда на пути выдыхаемого воздуха, пре­одоление преграды производит шум;

глухой, т.к. голосовые связки в образовании звука не участвуют, поэтому нет голоса;

твердый, т.к. корень языка при образовании звука слегка при­поднимается к мягкому небу, « Ы»-образное звучание. Сильная по­зиция в слове.

[В] — согл. (аргументацию см. выше);

звонкий, т.к. в образовании звука принимают участие и голосо­вые связки, поэтому звучит голос;

твердый (см. выше);

сильная позиция в слове.

[А] — гласный, т.к. нет преграды на пути выдыхаемого воздуха, работают связки, звук состоит только из голоса. Слабая позиция; гласный безударный, т.е. артикуляция (скоординированная, слажен­ная работа органов речи, необходимая для образования данного зву­ка) не выполняется в должном объеме, поэтому звучание нечеткое, «сомнительный» гласный.

[Р] — согл., сонорный, твердый, сильная позиция (аргумента­цию см. выше).

[О] — гласный, сильная позиция; ударный, т.е. артикуляция в полном объеме, четкое звучание, четко противопоставлен всем дру­гим гласным.

[К] — согл., глухой, твердый; слабая позиция по глухости-звон­кости (в конце слова звучат только глухие согласные).


На наш взгляд, в школьном анализе должны быть представлены и характеристики по месту и способу образования согласных, явля­ющиеся их основными, конститутивными ДП.

Необходим в школе и хотя бы самый элементарный орфоэпи­ческий и орфографический анализы текста, напр.: в данном слове возможно двоякое ударение (твбрбг), а следовательно и различ­ное произношение, различный звуковой состав. В данном сло­ве две орфограммы: ими будут буквы, обозначающие безударный глас­ный и конечный согласный (творог/творог). Обе орфограммы — проверяемые написания, в которых выбор буквы аргументируется сильной позицией звука.

Приложение 2




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.