Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приемы проверки соподчиненности заголовков

Анализ рубрикации

Рубрикация — система взаимосвязи и соподчинения рубрик издания, внешне выражающаяся во взаимосвязи и соподчинении заголовков этих рубрик.

В издании взаимосвязь и соподчиненность рубрик выражается оформлением заголовков и их расположением на полосе и по отношению к тексту.

Рубрики организуют, направляют чтение. Они подготавливают читателя к восприятию следующего за ними текста. Прерывая текст, они заставляют читателя сделать паузу и задуматься над тем, что прочитано, прежде чем перейти к новому тексту.

Рубрики углубляют понимание произведения. Взятые вместе, они раскрывают его строение. Они показывают связь и взаимозависимость между разделами и подразделами произведения.

Рубрики облегчают пользование изданием, благодаря им читателю проще найти в книге нужный материал.

Все рубрики произведения образуют стройную систему. Эта система и называется рубрикацией. Определяется рубрикация композицией произведения. Композиция находит в рубрикации свое выражение.

Анализировать и оценивать рубрикацию легче всего по рабочему оглавлению – перечню всех без исключения заголовков произведения, расположенных колонками в соответствии со значимостью.

Рабочее оглавление дает наглядное представление о системе рубрик, упрощает анализ рубрикации под разными углами зрения, прежде всего с точки зрения соподчиненности.

Рабочее оглавление, по которому редактор анализирует композицию и рубрикацию произведения, называют редакционным.

Исправленное, уточненное рабочее оглавление, которое редактор вместе с оригиналом передает техническому редактору, необходимо для разметки заголовков, поэтому его называют исполнительским. Редакционное – первоначальное рабочее оглавление, исполнительское – окончательное. Редакционное рабочее оглавление содержит все заголовки произведения и внутритекстовые выделения.

При анализе рубрикации редактор должен ответить на следующие вопросы:

1. удобно ли читателю выбранное автором членение текста на рубрики,

2. соответствует ли сложность рубрикации подготовке читателя,

3. выдержана ли соподчиненность заголовков и хорошо ли она показана,

4. соответствует ли заголовок содержанию своего текста и, наоборот, содержание текста — своему заголовку.

Не все произведения нужно делить на структурные единицы с рубриками.

Дробность рубрикации определяется:

1. Объемом и структурой текста. Если текст невелик, т. е. в нем примерно 7 сверхфразовых единств, делить его рубриками не требуется. Текст, в котором число сверхфразовых единств больше, можно разделить рубриками, объединяя ими несколько сверхфразовых единств.

2. Видом издания и целевым назначением. Справочные издания требуют частых рубрик. В учебных изданиях частые рубрики желательны.

3. Подготовкой читателя и степенью трудности текста для него. Чем подготовка слабее, а текст сложнее, тем желательнее разделы меньшего объема.

4. Индивидуальностью авторского творчества. Чем слабее подготовка читателя, тем более желательна одно- или двухступенная рубрикация. Если читатель хорошо подготовлен, решает дело содержание произведения. Играет роль и объем произведения. Чем он меньше, тем меньше оснований для многоступенной рубрикации.

Абзацы

Абзац — это своеобразный вид рубрики без заголовка. Каждый абзацный отступ сигнализирует читателю о переходе к тексту на новую микротему или к тексту другого лица в диалоге. Объединяя ряд мыслей в одно целое, абзац графически выделяет это целое в некую самостоятельную рубрикационную единицу.

У текста каждого абзаца должна быть единая тема, абзацный отступ должен обозначать начало новой мысли или новой группы тесно связанных мыслей. При нарушении членения текста на абзацы редактор просит автора изменить поабзацное членение текста.

Причины абзацного членения:

1. новизна информации, новая микротема,

2. важность информации в рамках данного текста,

3. выделение детали,

4. невозможность дальнейшего представления информации без нарушения смысла и логичности,

5. необходимость паузы для лучшего восприятия и понимания текста.

Приемы уменьшения числа ступеней:

а)снять объединяющий старший заголовок и поставить его у каждого подчиненного. Преимущество такой рубрикации– читателю не нужно разыскивать старший заголовок, чтобы связать воедино тему и подтему;

б) отказаться от объединяющих или подчиненных заголовков, сняв целиком ту или иную ступень и, соответственно, переработав текст. Такой прием доступен лишь в том случае, когда объединяющий заголовок не так важен для читателя. Этот прием применяется реже, так как разъединенный заголовками материал надо связать органичными переходами в единую стройную композицию.

Приемы увеличения числа ступеней:

а) объединить ряд рубрик общим для них заголовком. Прием используют, когда рубрик одной ступени слишком много и ориентироваться в них трудно;

б) озаглавить части не расчлененного заголовками текста, ведя дополнительную, новую низшую рубрику. Скрыто такие рубрики в тексте присутствуют, но не выделены заголовками.

Содержание и словесная форма рубрик

Тематическая рубрика должна быть точной. Необходимо, читая текст, все время соотносить его смысловые части с заголовком.

Полнота тематического заголовка необходима для того, чтобы читатель получал ясное представление о содержании текста рубрики. Также к тематическому заголовку предъявляются такие требования, как ясность, грамотность, краткость и выразительность.

В изданиях, текст которых предназначен для запоминания читателем предпочтительны заголовки низших ступеней рубрикации в форме тезисов. Такие заголовки помогают читателю лучше запомнить текст и дольше удержать его в памяти. Такие заголовки выполняют роль смысловых опорных пунктов.

Заголовки-вопросы подходят для тех случаев, когда требуется сделать их возбудителями познавательных интересов читателя.

По степени содержательности различают следующие заголовки:

1. тематические: а) индивидуальные — обозначают тему только своей рубрики, б) типовые — обозначают рубрики одинакового назначения и характера: введение,

2. родовые,

3. нумерационные,

4. литерные,

5. смешанные,

6. графические,

7. немые.

По отношению к видам текста рубрики делятся на две группы:

1. системные — относятся к основному тексту произведения;

2. внесистемные: а) заголовки аппаратных частей: вступительной статьи, предисловия, послесловия, приложения и т. д. б) заголовки специфических элементов основного текста: таблиц, примеров, формул и т. п., которые композицию основного текста не выражают, а лишь отделяют от него части специфического назначения.

Нумерация и родовые обозначения рубрик

Одна из задач редактора при работе над рубрикациями – определить, нужны ли нумерация (литерация) и родовые обозначения рубрик (глава, часть, раздел), оценить правильно ли использует их автор.

Номера, литеры, родовые обозначения ставят перед рубриками, преследуя две основные цели:

1) резко разграничить для читателя рубрики разных ступеней и четко выделить рубрики одной ступени;

2) упростить ссылку на ту или иную рубрику.

Общепринятых отношениях соподчиненности:

I. А. 1. а)

Если необходимо пронумеровать заголовки при большем числе ступеней рубрик, используют дополнительно номера прописью в сочетании с родовым обозначением рубрики:

Часть первая Раздел А. Глава первая. I. 1. а)

Родовые обозначения разделов соподчиняются так:

Часть Раздел Глава Параграф

Самой старшей рубрикой является часть, самой младшей – параграф.

Требования к оформлению рубрикации:

1. заголовки рубрик разных ступеней должны четко различаться, 2. выбранные виды рубрик должны быть функционально и экономически целесообразны.

Приемы проверки соподчиненности заголовков

1.Сопоставить между собой по смыслу, по содержанию одноступенные заголовки, проверяя, одинакова ли их значимость.

2.Соотнести старший заголовок со всеми ему подчиненными.

3. Соотнести каждый заголовок с текстом, чтобы убедиться в их соответствии друг другу.

Текст рубрики нельзя делить менее чем на две подрубрики.

Редактор должен читая текст, все время мысленно держать в поле зрения заголовок, а закончив читать, подвести итоги — оценить соответствие заголовка и текста. Также редактор должен проверить правильность нумерации заголовков.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.