Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 22. Производство дел в суде надзорной инстанции



План лекции:

1. Сущность и значение стадии пересмотра судебных актов в порядке надзора.

2. Должностные лица, имеющие право принесения протестов в порядке надзора.

3. Суды надзорной инстанции.

4. Порядок рассмотрения дел в суде надзорной инстанции.

5. Основания к отмене судебных актов в порядке надзора.

6. Полномочия суда надзорной инстанции.

 

Надзорное производство в гражданском процессе имеет исключительный, экстраординарныйхарактер. На этой стадии процесса обеспечивается возможность исправления ошибок, допущенных в судебных актах, вступивших в законную силу.

Процессуальные особенности надзорного производства сводятся в основном к следующему:

· объектами пересмотра в порядке надзора являются судебные акты, вступившие в законную силу [Протест в порядке надзора не может быть принесен на судебный акт, не вступивший в законную силу];

· в порядке надзора проверяются не только решения и определения судов первой инстанции, но и определения судов кассационной инстанции, а также определения и постановления судов надзорной инстанции;

· надзорное производство возбуждается лишь по протестам должностных лиц суда и прокуратуры, прямо указанных в законе;

· основаниями к принесению протеста в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права;

· в порядке надзора допускается неоднократный пересмотр дела разными надзорными инстанциями;

· в порядке надзора (в отличие от кассационного производства) нельзя изменить решение или вынести новое решение на основании исследованных в суде надзорной инстанции новых доказательств.

Надзорное производство в гражданском процессе может быть возбуждено только по протестам специально уполномоченных на то законом должностных лиц суда и прокуратуры. Согласно ст. 439 ГПК, протесты в порядке надзора вправе приносить следующие должностные лица:

1) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители – на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры области, города Минск и приравненные к ним прокуроры – на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов;

3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор – на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы или опротестованы в кассационном порядке.

Протест в порядке надзора по своему содержанию должен отвечать тем же требованиям, что и кассационный протест (ч. І ст. 409 ГПК).

Протесты в порядке надзора рассматриваются судами, которым такое право предоставлено законом. В соответствии со ст. 440 ГПК пересматривать в порядке надзора судебные решения, определения и постановления, вступившие в законную силу, имеют право в Республике Беларусь следующие суды:

· Президиум Верховного Суда Республики Беларусь;

· Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;

· Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь;

· Белорусский военный суд;

· президиумы областного, Минского городского судов.

Судебное заседание, в котором рассматривается дело в порядке надзора, можно разделить на три части:

– подготовительная часть;

– рассмотрение протеста в порядке надзора;

– вынесение и оглашение определения или постановления по делу.

При рассмотрении дела в порядке надзора суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность судебного постановления как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте (ч. ІІ ст. 445 ГПК).

Суд не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 448 ГПК основаниями к отмене в порядке надзора судебных постановлений являются их необоснованность или существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Полномочия суда надзорной инстанции определены ст. 447 ГПК. Рассмотрев дело в порядке надзора, суд своим определением или постановлением вправе:

1) оставить судебное постановление без изменения, а протест в порядке надзора – без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение в суде первой или кассационной инстанции;

3) отменить судебное постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;

4) оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений;

5) изменить или отменить судебное постановление и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Предусмотренные законом полномочия суда надзорной инстанции носят исчерпывающий характер и не подлежат расширительному толкованию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.