Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современные образовательные технологии



 

Технология как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Определение педагогической технологии. Три соподчиненных уровня, на которых употребляется понятие педагогическая технологияв образовательной практике (общепедагогический, частнометодический, локальный).

 

Требования к современным технологиям воспитания:

· воздействие на воспитанников по 3-м направлениям – на сознание, чувства и поведение;

· слияние воспитания и самовоспитания;

· единство и координация усилий всех, имеющих отношение к воспитанию, общественных институтов и объединений (СМИ, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп) – непременное условие комплексного подхода;

· система конкретных воспитательных дел.

 

Необходимость учитывать также:

· сложившийся образ жизни учащихся;

· условия жизни в семье, регионе;

· СМИ и пропаганду;

· уровень развития и условия жизни в коллективе;

· нормы взаимоотношений;

· индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

Виды современных образовательных технологий на основе:

1) личностной ориентации (технология сотрудничества, гуманно-личностная технология Амонашвили, система Ильина);

2) активизации и интенсификации деятельности учащихся (Пассов, Шаталов);

3) эффективности управления и организации учебного процесса (Лысенкова, Фирсов);

4) дидактического усовершенствования или конструирования материала (Библер «Диалог культур», Тарасов, Эрдниев);

5) альтернативные технологии, (Вальдорфская педагогика – Штейнер; Френе);

6) природосообразные технологии (Кушнир, Монтессори);

7) технологии развивающего обучения (Волков, Якиманская);

8) педагогические технологии авторских школ и т.д. (Ховард, Ямбург, Балабан).

 

Волков И.П. «Учим творчеству». Проектирование уроков творчества. Цели и задачи уроков. Исходные принципы:

· Знания – фундамент творчества.

· Строгий отбор учебного материала.

· Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала.

· Разностороннее развитие ученика.

· Формирование устойчивого интереса к учению.

· Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого.

· Постоянный контроль учителя за работой ученика.

· Индивидуальный подход.

 

Требования к урокам:

· Применение межпредметных связей.

· Связь теории с практикой.

· Поэлементное обучение.

· Чередование изучаемых вопросов и видов труда.

· Периодическое многократное повторение по-разному организованного изучаемого материала.

· Все принимают участие в работе в течение всего урока.

Обучение творчеству:опора на уже имеющиеся знания, соблюдение грамотности, постепенное усложнение заданий и увеличение меры отступления от образца и т.д.

Творческая комната в школе. Чтение научно-популярных журналов. Учет творческих работ школьников.

Сущность педагогики сотрудничества. Классификационные характеристики технологии. Целевые ориентации. Концепция сотрудничества. Особенности содержания и методики. Дидактический учебно-развивающий комплекс.

 

Обучение в целостном педагогическом процессе. Содержание образования в современной школе

 

Обучение как способ организации педагогического процесса, самый важный и надежный способ получения систематического образования

Функции обучения: образовательная (научные знания, умения, навыки); воспитательная (взгляды, убеждения, отношения, качества личности); развивающая (развитие речи и мышления, личности как целостной психической системы). Различные подходы к построению развивающего обучения (Л.В. Занков, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Назначение и структура деятельности учителя. Деятельность учащихся в процессе обучения. Многообразие мотивов учебной деятельности школьников:

1. Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях.

2. Перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности.

3. Интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания. Познавательные интересы и потребности.

Виды обучения:

1) догматическое обучение, широко распространенное в средние века;

2) объяснительно-иллюстративное (Ф.Бэкон, Дж.Локк и др. – методологи, Я.А.Коменский – основоположник);

3) самостоятельное добывание знаний (Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, метод проектов). Программированное обучение.

 

Критерии отбора содержания образования (природа, сущность личности, полнота и системность видов деятельности, необходимых для развития ее способностей). Определение содержания общего образования «общей культурой» (культура умственного, духовного, практико-ориентированного труда). Другие компоненты содержания образования: естественно-научный компонент, гуманитарное образование, жизненный опыт учащихся и учителя.

Содержание образования в широком смысле (Белозерцева) составляет русская, российская, мировая история и культура. В узком смысле – 3 пласта (3 компонента): знания – фактический материал, подлежащий усвоению; переживания – реализация задач рефлексивного уровня в учебном процессе при усвоении материала; отношения – освоение процедуры творческой деятельности обучающегося и осознание ценностных отношений в системе «Я – мир».

Концепция содержания личностно-ориентированного образования (Бондаревская) и его компоненты: аксиологический (введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций); когнитивный (научные знания о человеке, культуре, истории, природе) – компонент традиционного обучения; деятельностно-творческий (способы деятельности, необходимыедля самореализации личности); личностный – обеспечивающий самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения, формирует жизненную позицию. Личностный компонент – системообразующий в содержании личностно-ориентированного обучения (Бондаревская).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.