Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Природа воображения, его виды и способы создания образов



 

Понятие о воображении. Физиологические основы. Социальная природа воображения. Активная роль воображения в проблемных ситуациях, типизация, акцентирование.

Классификация видов воображения: 1) непроизвольное (пассивное): преднамеренное (грезы), непреднамеренное (сновидения, галлюцинации); 2) произвольное (активное): воссоздающее, творческое. Другие классификации. Мечта, как особая форма воображения.

Механизмы воображения:

· агглютинация — создание нового образа из частей других образов;

· гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;

· схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;

· акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;

· типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Взаимосвязь и место воображения в системе познавательных процессов. Способы активизации и развития воображения.

 

Теория внимания, его виды и свойства

 

Понятие о внимании, физиологические основы. Формы проявления внимания.

Классификация видов внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, их характеристика; другие классификации. Структура внимания. Свойства внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение внимания.

Взаимосвязь и место внимания в системе познавательных процессов. Способы развития и активации внимания.

 

Эмоции. Классификация эмоций и чувств

 

Основные теории и взгляды на проблему эмоций (Б. Спиноза, Ч. Дарвин, В. Джеймс, Н.Н. Ланге, П.В. Смирнов, К. Изард и др.). Место и роль эмоций в жизни человека и его деятельности. Структура эмоционального процесса. Содержание и характеристики основных эмоций: аффекты, настроения. Эмоциональные качества и эмоциональная зрелость личности. Эмоции и чувства.

 

Воля. Структура волевого действия

 

Специфика и источники воли как специфической «энергии». Разновидности волевых проявлений личности: волевые усилия, уровни волевой активности, волевые качества. Воля и характер. Патология воли.

Психология воли Н. Аха. Исследования по психологии воли (Селиванова, Иванникова и др. психологов).

 

Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления

 

Понятие о речи. Физиологические механизмы речи. Рефлекторный характер речи. Классификация видов речи: внутренняя, внешняя (устная, письменная). Другие классификации. Внутренняя речь, ее происхождение. Взаимосвязь внутренней и внешней речи. Речь и язык. Речь и общение. Речевое развитие. Личность в речи.

Условия развития речи. Теории развития речи. Понимание и собственная активная речь. Фонематическая, грамматическая и семантическая стороны речи. Речь и мышление. Развитие понятий. Проблема отношения научных и житейских понятий, устной и письменной речи в трудах Л.С. Выготского. Развитие речи в онтогенезе.

 

Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности

 

Деятельность как разновидность активности людей. Принцип единства сознания и деятельности. Личность как субъект деятельности. Способ понимания психических явлений и закономерностей. Основные свойства деятельности: предметность и субъектность. Психологические компоненты строения деятельности. Формирование образа ситуации деятельности и ее элементов. Мотивация. Решение (определение целей и последовательности действий для их достижения). Действия и операции, направленные на предмет, средства и условия деятельности. Преобразовательные контрольно – оценочные корректировочные, основные и вспомогательные действия. Основные виды деятельности. Результаты и последствия деятельности. Проблема психопатологии деятельности. Труд – филогенез сознания. Игра – онтогенез сознания. Виды деятельности: труд, учеба, игра (по Рубинштейну).

Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву: деятельность – мотив; действие – цель; операция – условие; задача.

Концепция деятельности в трудах Г.П. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и ее современное развитие. Концепция интериоризации и экстериоризации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.