Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии



ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО

ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

Пермь 2012

 


 

 

Авторы составители: А.С. Садовская – к.п.н., профессор; А.Ю. Калугин – старший преподаватель

 

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 030301 «Психология». – 2-е изд., перераб. и доп. – Пермь: ПСИ, 2012.

 

Печатается по решению Ученого совета Прикамского социального института.

 

 

Рецензент: к.п.н., доцент Пермского государственного педагогического университета Пересторонина И.Л.

 

© Садовская А.С., 2012.

© Калугин А.Ю., 2012.

© Прикамский социальный институт, 2012.

 


Раздел «Психология»

Развитие представлений о предмете психологии

 

Определение психологии как науки. Особенности психологии как науки, соотношение житейских знаний и научных в психологии. Определение предмета психологии. Доступность и труднодоступность научного познания психологических явлений. Система феноменов, которые изучает современная психология.

Задачи психологии: теоретический, прикладной и практический аспекты. Этапы: I этап – психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

 

Понятие о психике и сознании: структура и функции

 

Развитие форм отражения действительности. Психика как продукт эволюционного процесса. Рефлекторный характер психического. Особенности психического отражения. Функции психики, формы ее проявления. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Высший уровень отражения – человеческое сознание. Проблема возникновения сознания человека. Функции и структура сознания. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Соотношение сознания и бессознательного.

 

Самосознание: структура, психологические характеристики

 

Самосознание личности с точки зрения С.Л. Рубинштейна. Л.С. Выготский о самосознании. «Самосознание – это осознание себя в системе общественных отношений» (Леонтьев А.Н.). Структура самосознания состоит из пяти базовых звеньев: представлений о своём имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации, психологического времени личности и социального пространства личностных отношений (Мухина В.С.). Структура самосознания по Чесноковой И.И.: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения человека. Самооценка, самоотношение, самопознание. Я-концепция.

 

Методологические принципы отечественной психологии

 

Принципы психологической науки: принцип детерминизма, принцип системности, принцип целостности, принцип развития, принцип активности, принцип субъективности, принцип единства сознания и деятельности. Вклад С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева в разработку принципов психологической науки.

Категориальный строй психологии. Базисные и метапсихологические категории. Категории: действительности, общения, мотива, переживания, личности.

 

Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии

 

Психофизическая проблема. Материализм (вульгарный и научный). Идеализм (объективный и субъективный). Панпсихизм. Биопсихизм. Антропопсихизм. Нейропсихизм. Агностицизм. Соотношение психофизической и психофизологической проблем. Психосоциальная проблема. Наследственность и среда как два фактора, влияющие на психику человека. Конвергенция двух факторов. Теория конфронтации двух факторов (З. Фрейд). Теория взаимодействия двух факторов (Ж. Пиаже). Концепция единства наследственных и социальных факторов в процессе развития (Л.С. Выготский). Концепция взаимосвязи и взаимодополнения и детерминации трех факторов развития: индивидных свойств человека, социально-исторического образа жизни и совместной деятельности (А.Г. Асмолов).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.