Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Идеалы познавательной деятельности



МЕТОДИКА И ТЕХНИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебная программа

второй ступени высшего образования (магистратура)

для специальностей

1-08 80 01 Теория и методика дошкольного образования

1-08 80 02 Теория и методика обучения и воспитания

(по областям и уровням образования)

1-08 80 03 Теория и методика профессионального образования

1-08 80 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

1-08 80 05 Коррекционная педагогика

1-08 80 06 Общая педагогика, история педагогики и образования

1-08 80 10 Литературоведение

1-08 80 11 Языкознание

1-21 80 15 Всеобщая история

1-21 80 16 Отечественная история

1-23 80 03 Психология

1-31 80 01 Биология

1-31 80 02 География

1-31 80 03 Математика

1-31 80 05 Физика

1-31 80 06 Химия

 

Кафедра педагогики

Курс (курсы) 1

Семестр (семестры) 1

Лекции 30 Экзамен –

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия 4 Зачет 1

(количество часов) (семестр)

Лабораторные

занятия — Курсовая работа (проект) —

(количество часов) (семестр)

Всего аудиторных часов

по дисциплине 34

(количество часов)

Всего часов Форма получения дневная

по дисциплине 72 высшего образования заочная

(количество часов)

 

Составил: И.И. Цыркун, доктор педагогических наук, профессор

2012 г.


Учебная программа составлена на основе базовой программы «Методика и техника научного исследования», утвержденной 20.08.2012 г. Регистрационный № УД-15-02-1/баз.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой педагогики БГПУ

 

 
 
протокол №2 от 27.09.2012 г. (дата, номер протокола) Заведующий кафедрой __________ И.И. Цыркун (подпись) (И.О. Фамилия)  

 


Одобрена и рекомендована к утверждению

научно-методической комиссией кафедры педагогики БГПУ

 

 
 
протокол №1 от 27.09.2012 г. (дата, номер протокола)   Председатель ______________ Е.Н. Артеменок (подпись) (И.О. Фамилия)

 


Ответственный за редакцию: О.И.Котлобай, преподаватель
кафедры педагогики БГПУ

Ответственный за выпуск: О.И.Котлобай, преподаватель
кафедры педагогики БГПУ

 

Оформление учебной программы и сопровождающих ее материалов действующим
требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

 

Методист учебно-методического
управления БГПУ

_________________ Пантелей С.В.

 

Пояснительная записка

Инновационная направленность развития общества актуализирует познавательно-преобразовательную функцию будущих специалистов, получивших квалификацию магистров. Принципиально важно, что будущий магистр имеет не только право, но и обязанность творить, искать, вести опытно-поисковую исследовательскую работу. В то же время анализ выполненных магистрами диссертаций позволил установить наличие у них множественных затруднений, касающихся понимания структуры научного знания, логики организации исследования, применения методов научного исследования, использования компьютера для статистической обработки данных и др.

Предлагаемая учебная дисциплина «Методика и техника научного исследования» призвана обогатить будущих магистров процедурным знанием и компетенциями в сфере научного исследования.

Исследовательская культура выступает концептом организации исследовательской деятельности ученого и источником содержания курса и организации педагогического процесса.

Цель курса – создать условия для развития у магистрантов целостной системы метазнаний и способов деятельности в сфере научного исследования, а также личностных качеств исследователя.

Задачи курса:

–обогатить и углубить познания магистрантов, касающиеся методологии научного познания;

–раскрыть суть логической структуры и принципов научного исследования;

–показать значимость научных методов в исследовании на уровне методики и техники их применения;

–сформировать у магистрантов личностные качества, обеспечивающие успех исследования при соблюдении этики ученого;

–развить компетенции магистрантов: осуществлять научный поиск, создавать новшество, воплощать его в действительность и рефлексировать результаты.

Отбор содержания курса производился с использованием следующих критериев: фундаментальности, компетентности, актуальности, культурно-праксиологической генерализации.

Принципиальное значение в данной учебной дисциплине придается пониманию магистрантами контекста – метасистемы исследования: направленности научного процесса, структуры научного знания, идеалов познавательной деятельности, закономерностей и стратегии развития науки.

Основными компонентами методики организации научного исследования как системы выступают его логическая структура и базовая исследовательская стратегия.

Логическая структура включает: проблему и тему исследования, объект и предмет, теоретические и творческие основания исследования.

Базовая исследовательская стратегия содержит общие правила исследовательской практики, возможные способы их осуществления и факторы, обеспечивающие эффективность исследования.

Техника исследования является производной от владения будущим ученым базовой исследовательской стратегией и методами научного исследования. Объектом изучения выступают не только известные методы научного познания, но и методологические инновации в области разработки методов познавательной и преобразовательной деятельности

Магистерская диссертация рассматривается как предметная основа исследовательской культуры магистрантов и параметр порядка организации педагогического процесса.

Магистранты, завершившие курс, должны знать:

–закономерности научного прогресса;

–структуру и функции научного знания;

–идеалы познавательной деятельности;

–базовую исследовательскую стратегию;

–методы и приемы научного исследования;

–критерии оценки качества научного исследования;

–требования, предъявляемые к магистерской диссертации;

Магистранты должны уметь:

–осуществлять научный поиск с применением эмпирических и теоретических методов исследования;

–создавать научное обоснование и конструировать креативное ядро исследования;

–реализовывать концептуальные идеи в проекте и конструкции инновации;

–апробировать новшество на валидность и достоверность;

–применять методы математической статистики с использованием компьютера;

–оформлять новшество и транслировать результаты исследования;

–использовать креативные методы с целью интенсификации и рационализации научной деятельности а также личностного развития.

Основными методами обучения, отвечающим целям изучения дисциплины, являются:

–элементы проблемного обучения, реализуемые на лекциях (монографическая лекция, лекция – пресс-конференция, лекция - дискуссия);

–элементы учебно-исследовательской деятельности (проведение микроисследований, рефлексивное обучение, деловая игра, компьютерное обучение) на практических занятиях и при организации самостоятельной работы.

При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:

–разработка проекта научного аппарата исследования (элементы проектного обучения);

–управляемая самостоятельная работа в виде выполнения отдельных заданий при подготовке к практическим занятиям с консультациями преподавателя.

Для оценки достижений студентов используется следующий диагностический инструментарий:

–защита магистрантами на практических занятиях проектов научного аппарата исследования;

–выполнение тестовых заданий;

–сдача зачета по учебной дисциплине.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, из них: лекции – 30 часов, практические занятия – 4 часа. Для заочной формы получения образования 6 аудиторных часов, из них – 6 часов лекционных. По результатам изучения дисциплины сдается зачет.


Тематический план
(дневная форма получения образования)

№ п/п Наименование темы Кол-во часов Примечание
Лекции Практич.
1. Наука как особый способ человеческой деятельности и компонент культуры    
2. Структура научного знания. Особенности научного языка    
3. Идеалы познавательной деятельности      
4. Закономерности и методологические ориентиры развития научного знания    
5. Научное исследование, его характеристики и принципы организации    
6. Логическая структура научного исследования и методика его организации    
7. Базовая исследовательская стратегия: структура и функции    
8. Критерии оценки качества научного исследования    
9. Эмпирические методы исследования и техника их применения    
10. Теоретические методы исследования и техника их применения    
11. Методы количественной (статистической) и качественной оценки результатов исследования. Техника их применения  
12. Методы интерпретации и представления результатов исследования и техника их применения    
13. Креативные методы в исследовании и техника их применения    
14. Инновации в области разработки методов исследовательской деятельности    
15. Магистерская диссертация как вид научного произведения личности ученого  
     
Всего

Тематический план
(заочная форма получения образования)

№ п/п Наименование темы Кол-во часов Примечание
Лекции Самост. работа
1. Наука как особый способ человеческой деятельности и компонент культуры    
2. Структура научного знания. Особенности научного языка    
3. Идеалы познавательной деятельности      
4. Закономерности и методологические ориентиры развития научного знания    
5. Научное исследование, его характеристики и принципы организации    
6. Логическая структура научного исследования и методика его организации    
7. Базовая исследовательская стратегия: структура и функции    
8. Критерии оценки качества научного исследования    
9. Эмпирические методы исследования и техника их применения    
10. Теоретические методы исследования и техника их применения    
11. Методы количественной (статистической) и качественной оценки результатов исследования. Техника их применения  
12. Методы интерпретации и представления результатов исследования и техника их применения    
13. Креативные методы в исследовании и техника их применения    
14. Инновации в области разработки методов исследовательской деятельности    
15. Магистерская диссертация как вид научного произведения личности ученого  
     
Всего

Содержание учебного материала

Тема 1. Наука как особый способ человеческой деятельности
и компонент культуры

Исторические версии зарождения науки. Проблема познаваемости мира. Демаркация научного и ненаучного. Классификация наук. Общая стратегия развития науки. Мировая наука и особенности развития науки в Республике Беларусь.

 

Тема 2. Структура научного знания.
Особенности научного языка

Виды научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Отличие естественных (обыденных) и искусственных языков. Семиотический подход как основа интеграции научных дисциплин.

 

Тема 3. Идеалы познавательной деятельности

Характеристика идеалов познавательной деятельности. Соотношение естественнонаучного, технологического и гуманитарного идеалов познания в научном исследовании. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития познавательной деятельности.

 

Тема 4. Закономерности и методологические ориентиры
развития научного знания

Решающие результаты научных исследований: открытия, изобретения, рационализации. Эволюционные и революционные модели развития научного знания. Методологическое обеспечение научных исследований. Закономерности развития науки в логике эмпиризма, неопозитивизма и прагматизма. Системный характер науки.

 

Тема 5. Научное исследование, его характеристики
и принципы организации

Научное исследование как особая форма процесса познания. Виды научных исследований. Компоненты научного аппарата исследования. Принципы как регулятивы научного исследования. Сущность научного метода.

 

Тема 6. Логическая структура научного исследования
и методика его организации

Познавательный цикл. Этапы научного исследования: подготовительный, проектировочный, сбор эмпирических данных, анализ эмпирических данных, формулирование выводов и заключений.

Организация исследовательского процесса. Специфика методики организации исследования в различных научных дисциплинах.

 

Тема 7. Базовая исследовательская стратегия:
структура и функции

Структура и функции базовой исследовательской стратегии. Общие правила и способы осуществления научного поиска, создания новшества, его реализации и рефлексии. Наиболее благоприятные факторы, обеспечивающие успех исследовательского процесса.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.