Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Использование ресурсов



Нередко в нашем распоряжении есть больше ресурсов, нежели мы используем. Опираясь на них, мы можем достичь большего, чем нам кажется. Сфокусированные на решении принципы и техники открывают доступ к присущим нам неосознаваемым мыслительным процессам и переживаниям ситуаций, которые помогают отыскать нужное решение.

Анализ ситуации на основе модели логических уровней
Р. Дилтса.

Любое управленческое решение является системным, так как основывается на анализе информационных потоков различных уровней: от внешних факторов до стратегических целей и самой идеи существования организации. Целесообразно при принятии решений использовать модель логических уровней внимания, разработанную Р. Дилтсом (см. гл. 2).

3.4. Коучинг как процесс сопровождения
организационных изменений

Среда менеджмента постоянно меняется, и требования к менеджерам возрастают. Для многих людей и организаций изменения – это нечто сложное, вызывающее напряжение и сопротивление. Особенность коучинга состоит в том, что он ориентирорван на позитивные, направленные изменения. Такой подход обеспечивает снижение уровня сопротивления и тревоги относительно ожидаемых преобразований. Основная задача менеджера-коуча – убедиться в том, что изменения служат прогрессу как организации в целом, так и отдельным ее представителям.

Об изменениях в организациях написаны сотни, если не тысячи, книг, статей и исследовательских отчетов: как инициировать изменения, как действовать в изменяющейся ситуации, как помочь людям пройти через них, как их следует понимать. Существует множество теорий, но ни одна из них не объясняет до конца, что же, собственно, представляет собой изменение. Это большой философский, научный, духовный и, возможно, даже моральный вопрос.

Способствовать и поддерживать изменения возможно через активизацию осознанности инициируемого процесса, позволяющую целенаправленно моделировать как внутреннюю, так и внешнюю организационную среду.

Какие модели способствуют пониманию сути
организационных изменений с позиции коучинга?

Модели организационных изменений задают схему действий для управления. Они обеспечивают язык, на котором мы говорим об изменениях, создают условия для определения контекста всех уровней организационной структуры. Мы также получаем способ, позволяющий рационально раскрыть сущность организационных изменений. Данные модели служат средством описания изменений и являются мощным инструментом, востребованным как коучем, так и менеджером-коучем.

Изменения часто рассматривают как что-то навязанное сверху, такое, через что проходят другие люди, которым надо в этом помочь. Вот почему, чтобы стать хорошим менеджером-коучем, в первую очередь следует обратить внимание на собственное поведение и свои установки, требующие перемен. Скорость изменений постоянно возрастает, и проведение инноваций оказывается для выживания большинства компаний фактором критическим.

Абсолютное большинство организаций сталкиваются со следующей дилеммой. Работники хотят, чтобы все оставалось без изменений,
а организации необходимо непрерывно развиваться, приспосабливаться и осуществлять инновации, чтобы выжить.

Модель изменений – это способ представления инновационного процесса, структура, которая помогает нам осознавать перемены и способствовать им.

Психологи отделения психологии коучинга из Сиднейского университета установили, какие три модели в наибольшей мере способствуют пониманию сути изменений с позиции коучинга [3]. Это:

· теория поля К. Левина (1947);

· транзиционная модель изменения У. Бриджеса (1986);

· транстеоретическая модель изменения Д. Прохазки
и К. Ди Клементе (1982).

Курт Левин широко признан как основатель социальной психологии. Он считал, что поведение человека связано не только с его личностными характеристиками, но и с его социальным окружением. Сегодня кажется, что это положение очевидно, но оно шло вразрез с психологической мыслью того времени. Тогда бытовало мнение, будто мотивы человеческого поведения в основном зависят от внутренних побуждений. Один из аспектов теории К. Левина – анализ поля – был разработан им в 1947 г. и важен для коучинга. Основные положения этой модели таковы:

1. Социальные ситуации, и организации в том числе, обычно предпочитают состояние равновесия. Здесь можно провести параллели
с некоторыми известными науке фактами — например, тело в покое, когда все силы воздействуют на него одинаково, энтропия.

2. Изменение возможно только в том случае, когда движущие силы нарастают (например, новый персонал, смена рынка, новая технология) или когда сдерживающие силы (например, страх отдельного человека перед неудачей, инерция организации) уменьшаются. Если вы не можете увеличить движущие силы, постарайтесь ослабить сдерживающие.

3. Изменение происходит, когда нарушается равновесие между движущими и сдерживающими силами.

4. За изменением следует возвращение к «статус-кво».

5. Что же это означает? При управлении изменениями прежде всего следует нарушить равновесие между силами.

6. Изменение происходит либо при увеличении движущих сил, либо при уменьшении сдерживающих.

7. Следующей стадией оказывается восстановление равновесия. Это необходимо для того, чтобы избежать возврата к прежнему «статус-кво».

Чтобы воспользоваться моделью К. Левина, следует:

· провести ревизию всех сил;

· разбить сложные ситуации на составные части;

· использовать визуальные репрезентации;

· иметь простой план действий;

· пытаться «зафиксировать» новую ситуацию, институционали-
зировать ее.

Эта модель отражает, в целом, механический взгляд на изменение. Она может быть полезна в той ситуации, когда ее аспекты кажутся запутанными и неясными, поскольку она позволяет менеджеру спланировать происходящие изменения. К ней можно обратиться как к полезной тренировке, способствующей развитию умения планировать проведение перемен. Тем не менее эта модель широко используется в организациях на практике.

Модель К. Левина – это способ наблюдения за происходящим. Она согласуется с подходом Тимоти Галлви (Т. Gallwey), который тот назвал «внутренней игрой». Сам Т. Галлви утверждает, что всю проделанную им работу отражает одна единственная фраза: «Я нашел лучший способ изменения». Тимоти Галлви полагает, что изменение начинается с осо-
знания. А под этим он понимает «точное знание настоящей ситуации». Как только вы ее поняли, можете приступать к осуществлению перемен. Тимоти Галлви утверждает даже, что лишь само это осознание ситуации уже создает изменение. Модель К. Левина в данном случае работает на уровне повышения осознания. Для того чтобы составить модель, необходимо сначала внимательно присмотреться к происходящему, проанализировать ситуацию и полностью прояснить ее. Иногда этого уже бывает достаточно для запуска процесса изменения.

Транзиционная модель изменения У. Бриджеса. Изменение и транзиция (переход) – не одно и то же. Изменение представляет собой дискретное событие (что-то одно заканчивается, а другое начинается), транзиция – процесс (постепенная, психологическая переориентация). Изменение – событие внешнее, а транзиция – его психологическое или эмоциональное переживание. Уильям Бриджес полагает, что осознание разницы между этими двумя явлениями может помочь в понимании реакций людей на перемены.

Предположим, вы потеряли работу или получили повышение: это событие. Вы либо оставили работу, либо начали новую. Транзиция – это переход от состояния занятости к положению того, кто некоторое время не занят, или от более низкой должности к высшей.

Согласно транзиционной модели изменений, все они, даже от плохого к хорошему, будь то повышение, отказ от вредной привычки и др., начинаются с окончания чего-либо. При любом виде изменений что-то теряется. Если менеджер это понимает, то сможет содействовать своим сотрудникам справиться с чувствами печали и потери, которые сопутствуют большинству завершений. Иногда достаточно просто признать наличие таких чувств.

Важно понимать, что изменение возможно осуществить достаточно быстро, однако транзиция потребует куда больше времени. Уильям Бриджес рассматривает транзицию как трехфазный процесс: новое начало – окончание – нейтральная зона.

Фаза окончания характеризуется несколькими аспектами:

– стабильный порядок становится изменчивым;

– начинается процесс разъединения;

– происходит отказ от привычного;

– возможно возникновение чувства горя или утраты.

В фазе «нейтральная зона» царит некоторая неразбериха. Новый «статус-кво»еще не установился, но старый уже не может удержаться. Нейтральная зона характеризуется следующими аспектами:

– преобладает неразбериха – это промежуточное состояние;

– дезориентация,

– состояние ожидания, состояние неопределенности;

– старые правила уже не действуют, старые способы уже не работают.

Фаза «новое начало» характеризуется следующими аспектами: риск и неизвестность; возможность неудачи; сильное волнение; ожидание пи предвосхищение.

Модель У. Бриджеса, в частности, помогает понять перемены, вызывающие много эмоций. Она напоминает, что все изменения сопряжены с потерей чего-либо, даже если они ведут к лучшему.

Модель изменения Д. Прохазка и К. Ди Клементе.Это наиболее изученная и научно обоснованная модель. Ее разработали психологи Джеймс Прохазка и Карло Ди Клементе. Она отражает цикличность изменений и представляет их как процесс, состоящий из отдельных стадий:

· Вход в модель – когда возникают мысли об изменении. Это ста-
дия размышления.На ней мы испытываем нерешительность.
Хотим что-то изменить, но в то же время и оставить все как
есть.

· Если, несмотря ни на что, мы продолжаем думать об измене
нии, то переходим на стадию подготовки. Здесь принимается
решение об изменении того, что нам надоело, хотя у нас еще
оста ются колебания и сомнения, действительно ли мы хотим
этого.

· После подготовки черед стадии действия, когда мы начинаем
предпринимать реальные шаги.

· Затем мы попадаем на стадию поддержания.

· Когда изменения успешно осуществлены, открывается выход–
новые способы поведения становятся частью нашей личности
и нашей повседневной жизни.

· Рецидивнаступает, когда человек перестает совершать те дей-
ствия, благодаря которым осуществляется изменение. Главное,
что здесь необходимо знать: рецидив – это нормальная состав-
ляющая изменения.

По мере продвижения человека через эти стадии его восприятие позитивных и негативных аспектов перемен становится несколько иным. Переходя от стадии размышления к фазе действия, он начинает видеть больше позитивных аспектов и меньше негативных.

Этот баланс решений – весьма мощный психологический процесс, и менеджер-коуч может вовлечь в него, чтобы оказать помощь сотрудникам в достижении изменений.

Разумеется, у людей возникают амбивалентные чувства при прохождении всех стадий процесса. Всегда найдутся причины задержаться на том, где мы пребываем в настоящий момент. Всегда сложно покидать зону комфорта, даже если изменения являются желаемыми.

Одна из главных ошибок, которые совершают руководители, состоит в том, что они обращаются с сотрудниками, находящимися на стадии подготовки, так, будто те уже перешли на стадию действия. Иногда людей, размышляющих над изменением, можно напугать грядущими сложными переменами, одним лишь тем, что они должны определиться
с целью.

Порой, когда нам кажется, что люди поступают из рук вон плохо, они просто находятся не на той стадии изменения, и она не согласуется с их чувствами. Очень легко работать с теми, кто перешел на стадию действия, то есть готов к осуществлению изменений. Но иногда людям требуется больше времени на размышления, прежде чем они двинутся дальше. Если открыто преодолевать сопротивление человека, который не выказывает желания продвигаться, он будет вынужден защищать свою позицию. В условиях дефицита времени, когда необходимо, чтобы сотрудники как можно быстрее приступили к реализации действий, руководитель может использовать соответствующие приемы. На каждой стадии изменения целесообразно применять конкретные техники.

Стадия предразмышления. Она может оказаться самой сложной, поскольку, находясь на ней, люди не видят необходимости что-либо менять или даже еще не думали об изменениях.

Общий принцип работы заключается тогда в том, что следует вызвать осознание необходимости перемен. Может помочь вопрос о том, что же лучше. Например, такой: «в чем ваша жизнь станет лучше после того, как произойдут изменения?».

Возможно, нам также придется коснуться того, что будет, если изменения не осуществятся: «Что лучше: измениться или оставить все как есть?»

Стадия размышления.Один из основных принципов на данной стадии – следовать за сопротивлением. Когда необходимо, чтобы сотрудники прошли через эту стадию, можно воспользоваться множеством способов.

– Обоюдная рефлексия. Руководитель может «вернуть» подопечному его нерешительность: «Итак, с одной стороны, вы чувствуете, что эти изменения принесут нам пользу, но с другой – вы беспокоитесь
о том, это не сработает».

– Акцент на выборе сотрудника: «Итак, я не знаю, решили ли вы что-либо предпринять, это зависит от вас».

– Изменение восприятия ситуации: «Вы чувствуете, что случится настоящая катастрофа, если мы применим новую стратегию? Думаете, вы никогда в жизни не сможете работать с этими людьми?»

Наша цель – усилить понимание, но не быть слишком назойливым, побуждая двигаться вперед. Чем сильнее мы воздействуем, тем меньше шансов на то, что изменения произойдут.

Стадии подготовки и действия.На этих стадиях наши главные
задачи – подвести персонал к осознанию необходимости изменений
и планированию соответствующих действий.

Ниже перечисляются рекомендации для решения поставленных задач.

· Работайте с командой или отдельным человеком над постанов-
кой целей, убедитесь, что они сами определили их для себя.

· Создайте возможности для достижения целей, но убедитесь
в том, что это SМАRТ-цели (см. прил. 4).

· Определите, какие умения, информация и ресурсы понадобятся
для достижения целей.

· Разработайте и согласуйте план действий.

· Убедитесь, что команда/сотрудники согласны действовать
намеченным образом. Зафиксируйте план действий, с которым
будет согласен каждый, на бумаге.

· Начав производить изменения и двигаясь но направлению
к цели, убедитесь, что вы не сходите с однажды намеченной
позиции. При продвижении вперед и постановке более обте-
каемых целей используйте модель GROW (см. прил. 2).

Преимущество использования моделей изменения заключается
в том, что они задают структуру вашей последующей работы. Их использование особенно эффективно, когда осуществляется коучинг с человеком, активно сопротивляющимся изменениям, «не поддающимся коучингу». То, какая модель будет использована, зависит от особенностей человека и от конкретной ситуации:

· Модель К. Левина репрезентует механистический взгляд
на изменения, но она полезна, когда аспекты ситуации запутан-
ные и неясные.

· Модель У. Бриджеса эффективна в работе с эмоциональными
компонентами изменения.

· Модель Д. Прохазка и К. Ди Клементе приемлема, если вы
работаете с человеком, находящимся во власти раздумий,
не решающимся на перемены.

Какие существуют способы снятия сопротивления персонала
организационным изменениям?

Итак, изменения – это естественное состояние. Когда мы перестаем сопротивляться изменениям, у нас появляется возможность направить деятельность в желательном для себя направлении. Поэтому важной составляющей при сопровождении организационных изменений является использование инструментов, позволяющих минимизировать или снять сопротивление персонала и переориентировать на достижение поставленных целей.

Работа с сопротивлением состоит из двух этапов:

1) снятие защиты;

2) определение настоящей потребности.

Типы и методы снятия защит представлены в табл. 1.

В случае использования какого-либо из перечисленных приемов признаками снятия сопротивления считаются:

1) содержательные ответы на поставленные вопросы;

2) объяснение причин его неготовности к принятию услуги: боязнь нового, негативный опыт, сопротивление цене и расходам, эмоциональная неприязнь и т. д.;

3) раскрытие собственных потребностей.

Таким образом, стиль управления персоналом в организации, основанный на принципах коучинга, актуален для таких руководителей, которые ставят перед собой долгосрочные цели и стремятся максимально реализовать как свой внутренний потенциал, так и содействовать раскрытию и развитию индивидуальности каждого сотрудника организации.

 

Т а б л и ц а 1

 

Типы защит Пример защит Метод снятия Пример снятия
Демонстрация собственного превосходства («Ты мне не нужен, потому что я лучше тебя»)   «Кто вам дал наш телефон? Почему вы нам вообще звоните?» 1. Превращение превосходства в признанное до- стинство. 2. Превращение достоинства в повод для знакомства. «Мы вам звоним, потому что мы много слышали о вас как о серьезном учреждении. Мы – тоже серьезное учреждение и поэтому будем вам полезны» («Да, ты действительно лучший, именно поэтому я тебе нужен»)
Мягкий уход: согласие и отсрочка беседы. («Я тебя выслушал, только оставьменя в покое») «Да, спасибо за информацию. Мы будем думать. Всего хорошего. Сами вам перезвоним» 1. Получение обратной связи об информации: интересна ли данная информация и какая интересна? 2. Подача информации в виде ответов на вопросы. «Конечно, важно подумать. Скажите, а что в рассказанном мной было для вас особенно интересно? Что вам бы хотелось услышать еще?» («Ты ведь меня выслушал, теперь я имею право послушать тебя, верно?»)
Жесткий уход и ссылка на обстоятельства («Существуют весомые причины, по которым я не могу разговаривать с тобой») «Я занят и не могу сейчас обсуждать этот вопрос» 1. Превращение вашей проблемы в задачу клиента. 2. Предложение вашей помощи в решении задачи клиента. «Я понимаю, что вы заняты. Еще я понимаю, что этот вопрос важен для вас. Я готов подстроиться к вам. Как вам удобнее: вы поговорите со мной позже сами или поручите поговорить с кем-то из ваших подчиненных?» («Да, причины действительно весомые. Чем я могу тебе помочь?)
Негативизм: спор совсем предлагаемым, агрессивное отвержение («Что бы ты ни говорил, я заранее не принимаю») «Мы сотрудничать с вами не собираемся». 1. Задать уточняющие вопросы. 2. Если негативизм продолжается, обратить на него внимание. 3. Спроить, с чем связан негативизм. «Не собираетесь? А с чем это связано? А если мы предложим вам подходящий вариант?.. С чем связано, что вы отрицаете все мои предложения? (Ты заранее не принимаешь все, о чем я говорю? Почему? Я что-то делаю не так?)
Продолжение табл. 1
Типы защит Пример защит Метод снятия Пример снятия
Игра: все обращает в шутку, острит, балагурит, отклоняется от темы («Ну, пошутили, посмеялись и хватит!») «А может, возьмете нас в партнеры и осуществите поставку как нашим диллерам?» 1. Ответить поощряющей шуткой – комплиментом. 2. Подчеркнуть общность взглядов и близость по духу. 3. Дождаться, пока клиент сам станет серьезным. «Эксклюзив? Для вас – что угодно! Нас в долю прибыли возьмете? У нашей компании возможности не ограничены» («Так, пошутили-посмеялись, что захо- телось всерьез и на- долго»).

 

Вопросы контроля

1. Какие необходимые и достаточные условия позволяют эффективно использовать коучинг-подход в управлении персоналом в организации?

2. В чем состоят отличительные особенности организационного управления в стиле коучинг?

3. Какие особенности коучинг-подхода позволяют отнести его
к мотивационному менеджменту?

4. Какие достоинства и недостатки можно выделить в целевом
и проблемном мышлении при принятии управленческих решений?

5. Нужны ли современной организации изменения? Обоснуйте
ответ.

6. Какие социально-психологические процессы сопутствуют организационным изменениям?

7. Какие методы или способы вы можете предложить для управления выделенных в п. 6 социально-психологических процессов, ограничивающих организационное развитие?

Практические задания

1. Разработайте конкретные шаги по управлению в следующих ситуациях:

– систематические опоздания сотрудника,

– низкая мотивация персонала,

– конфликт с внешними партнерами.

Предложите свои ситуации, требующие управленческого решения с позиции коуч-менеджера.

2. Продемонстрируйте взаимодействие по выработке и принятию организационных целей в парах «руководитель – подчиненный».

3. Смоделируйте в микрогруппах ситуацию принятия организационного решения, используя следующий алгоритм.

1. Четко сформулируйте вопрос, по которому надо принять решение.

2. Убедитесь, что на обсуждении присутствуют все, кого касается этот вопрос.

3. Выясните, кто имеет мнение по этому вопросу (кто желает выступить с предложением); определите порядок выступлений.

4. Выслушайте все мнения и идеи относительно этого вопроса.

5. Задайте вопросы выступавшим (это можно сделать: а) в процессе выступления; б) сразу после выступления; в) после всех выступлений).

6. Выясните, какое отношение есть у участников команды к каждой прозвучавшей идее.

7. Если члены команды единодушны, переходите к п. 12.

8. Если мнения членов группы разделились, позвольте высказавшим идеи, получившие поддержку, выступить еще раз и привести новые аргументы в защиту своей точки зрения.

9. Выясните, изменилось ли отношение у участников команды к обсуждаемым идеям (например, голосованием). Если определилось большинство, переходите к п. 12.

10. Если мнения продолжают оставаться противоположными или меньшинство категорически настроено против решения большинства, дайте высказаться возможно большему количеству членов группы с доказательствами. Следите, чтобы не было пустых повторений. Если удалось убедить всех или почти всех, переходите к п. 12.

11. Если согласия относительно решения достичь не удалось, обратитесь к экспертному мнению, пригласите помощь «со стороны» – людей, мнение которых вы уважаете, и авторитет которых сможет убедить большинство. Если это не поможет, примите промежуточное решение (обязательно назначьте срок его действия и дату пересмотра вопроса).

12. Проведите необходимую процедуру документации решения (голосование, запись в протокол и др.), где принятое решение прозвучало бы четко. Убедитесь, что оно понятно всем участникам обсуждения. Назначьте и зафиксируйте условия его выполнения (сроки, ответственные, как и кем оно будет проверяться).

4. Смоделируйте в микрогруппах ситуацию, требующую организационных изменений и разработайте программу сопровождения этих процессов, используя адекватную модель изменений.

5. Проведите деловую игру по следующему сценарию.

Небольшая благотворительная организация испытывала недостаток в средствах, но неожиданно для себя получила крупную сумму от центрального правления. Они не знали, на что использовать эти деньги, поскольку привыкли оперировать малыми средствами и у них не было опыта планирования большого бюджета. Это необычный тип изменения. Но до тех пор, пока у них не будет ясного плана расходования полученных денег, они не смогут потратить их с наибольшей пользой. Здесь могла бы помочь модель К. Левина, так как существует опасность, что эта организация вернется к прежним способам расходования средств. Если они не используют деньги эффективно, то потеряют их через два года. Менеджер-коуч должен поработать с командой данной организации, чтобы разработать общие и четко определенные цели. Этой организации необходимо признать тот факт, что ее самая большая проблема, возможно, заключалась не в недостатке средств, как считалось ранее,
а в неэффективном управлении и плохой коммуникации.

6. Проанализируйте свое отношение к изменениям, ответив на следующие вопросы.

– Вспомните примеры успешных изменений в прошлом. Были ли
у Вас в жизни крупные изменения? Как вы изменились?

– Что движется в вашей жизни? Что в ней не движется?

– Вообразите, что может произойти, если вы изменитесь? Должно ли что-то произойти, прежде чем вы сможете измениться?

– Способность быть открытым к изменениям тесно связана с поиском новых возможностей. Какой вопрос мог бы помочь вам выяснить то, что вы хотите знать?

– Основное, что можно изменить, – это собственный ум. Потренируйтесь изменять свое мнение, особенно представления о себе, но подойдет все, что угодно. Измените свое мнение насчет того предмета, который в данный момент находится перед вами. Представьте что-то о себе и измените свое мнение об этом.

– Защита – это практически полная противоположность изменениям. Главным образом в том смысле, что при этом человек пытается удерживать в неизменном состоянии что-то по природе своей меняющееся. Например, он пытается не стареть или не учиться ни чему новому. Почему человек не хочет, чтобы это изменялось? Есть ли возможное событие, которого вы опасаетесь. Если нужно, проработайте его как будущее происшествие, задав следующие вопросы:

– Что вы пытаетесь защитить?

– Что не должно изменяться?

– Что хорошо именно так, как оно есть?

– Исследуйте желательные изменения или отсутствие изменений
с разных позиций восприятия, ответив на следующие вопросы:

– Что другой хочет в вас изменить?

– Что другой хочет, чтобы в вас не менялось?

– Что вы хотите изменить в другом?

– Что вы хотите, чтобы не менялось в другом?

– Что другие хотят изменить в других?

– Что другие хотят, чтобы не менялось в других?

– Что вы хотите изменить в себе?

– Что вы хотите, чтобы в вас не менялось?

– Неготовность принимать вещи такими, как есть, и навязчивая потребность изменять вещи перед их принятием противодействуют изменениям. Это неспособность позволить вещам идти своим чередом.

– Что вы можете принять, не изменяя?

– Что должно измениться, прежде чем вы сможете это принять?

– Рассмотрите, что вы хотел бы, а чего не хотели бы изменить, чему бы вы позволили или не позволили измениться в вашей жизни. Выделите области, в которых вы сопротивляетесь изменениям.

– Чему вы можете позволить измениться в своей жизни?

– Что должно оставаться неизменным в вашей жизни?

– Что бы вы хотели изменить в своей жизни?

– Неудавшееся изменение в прошлом – это повод сопротивляться изменениям в настоящем или будущем.

Вспомните случай, когда другому не удалось что-то в вас изменить.

Вспомните случай, когда другому удалось что-то в вас изменить.

Вспомните случай, когда вам не удалось что-то изменить.

Вспомните случай, когда вам удалось что-то изменить.

Вспомните случай, когда другим не удалось что-то изменить.

Вспомните случай, когда другим удалось что-то изменить.

Вспомните случай, когда вам не удалось изменить что-то в себе.

Вспомните случай, когда вам удалось изменить что-то в себе.

– Рассмотрите различия между попытками изменения и реальными изменениями.

Вспомните случай, когда вы пытались измениться.

Вспомните случай, когда вы изменились.

– Рассмотрите изменения в различных сферах Вашей жизни, сознав, что изменения происходят в разных масштабах и на многих уровнях.

Что может измениться в вас?

Что может измениться в ваших взаимоотношениях?

Что может измениться в деятельности, в которой вы участвуете?

Что может измениться в человечестве?

Что может измениться во всех живых существах?

Что может измениться в этой Вселенной?

Что может измениться в духовных существах?

Что может измениться во всем, что есть?

– Изменение связано, скорее, с тем, чтобы позволить чему-то изменится, а не с тем, чтобы активно что-то делать. Вещи по природе своей меняются, это их естественное состояние. Нужно специально сопротивляться и тормозить изменения, чтобы их не было.

Скажите, чему вы позволяете происходить?

Скажите, чему вы не позволяете происходить?

Скажите, чему бы вы позволили произойти?

Скажите, чему бы вы не позволили произойти?

– Исследуйте, что хотелось бы давать и получать с разных позиций восприятия.

Что вы хотели бы дать другому?

Что вы хотели бы получить от другого?

Что другой хотел бы дать вам?

Что другой хотел бы получить от вас?

Что другой хотел бы дать другим?

Что другой хотел бы получить от других?

Что вы хотели бы дать себе?

Что вы хотели бы получить от себя?

– Относясь к тому, что происходит, уважительно и с благодарностью, вы также увеличиваете терпимость к изменениям.

Вообразите, что кто-то вас благодарит.

Вообразите, что вы благодарите другого.

Вообразите, что другой благодарит других.

Вообразите, что вы благодарите себя.

7. Напишите по одному примеру работы с защитами каждого типа, которые встречаются у вас.

Тип защиты Пример защиты Пример снятия
Демонстрация собственного превосходства    
Мягкий уход: согласие и отсрочка беседы    
Жесткий уход и ссылка на обстоятельства    
Негативизм: спор со всем предлагаемым, агрессивное отвержение    
Игра: все обращает в шутку, острит, балагурит, отклоняется от темы    

Литература

1. Безручко, П. Коучинг в арсенале менеджера / П. Безручко // www.trainings.ru.

2. Основы менеджменха / [Т.Е. Березкина и др.]. – М., 2001. – С. 269.

3. Грант, Э. Коучинг принятия решений / Э. Грант, Дж. Грин. – СПб., 2005.

4. Дауни, М. Эффективный коучинг : пер. с англ. / М. Дауни. – М., 2005.

5. Дилтс, Р. Коучинг с помощью НЛП / Р. Дилтс. – СПб. : Прайм-Евро-
знак, 2004.

6. Кимски-Хауз, Г. Коактивный коучинг : пер. с англ. / Г. Кимски-Хауз, Ф. Сандал, Л. Уитворт. – М., 2004. – С. 185.

7. Кичаев, А. Технологии достижения целей : РК-пособие в стиле коу-
чинг / А. Кичаев. – М., 2004.

8. Коучинг: истоки, подходы, перспективы / [сост. М.А. Данилова,
Е.В. Фролова]. – СПб., 2003.

9. Курпас, Л. В поиске индивидуального стиля коуча / Л. Курпас // Персонал-Микс. – 2002. – № 5. – С. 103.

10. Ландсберг, М. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете : пер. с англ. / М. Ландсберг. – М., 2004.

11. Огнев, А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг / А.С. Огнев. – СПб., 2003.

12. Озерникова, Т. Мотивационный менеджмент: сущность и принципы / Т. Озерникова // Служба кадров. – 2003. – № 2.

13. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу. М. Рэй. – СПб., 2003. – С. 163.

14. Паршиков, Ю. Формат конечного результата. Треугольник Карпмана / Ю. Паршиков. – www.leader3000.ru.

15. Савкин, А.Д. Коучинг по-русски: смелость желать / А.Д. Савкин, М.А. Данилова. – СПб., 2003.

16. Смарт, Дж.К. Коучинг / Дж.К. Смарт ; пер. с англ. О.Б. Бетиной. – СПб., 2004.

17. Торп, С. Коучинг : руководство для тренера и менеджера / С. Торп, Дж. Клиффорд. – СПб., 2004.

18. Уитмор, Дж. Коучинг – новый стиль менеджмента и управления персоналом : практ. пособие : пер. с англ. / Дж. Уитмор. – М., 2001.

19. Хамаганова, С. Коучинг как стиль управления / С. Хамаганова // Управление персоналом. – 2003. – № 1.


Глава 4. Коучинг
как модель лидерства в организации

 

 

Лидер прошлого был человеком, который знал, что и как сказать.

Лидер будущего – человек, который знает, что и как спросить.

Питер Друкер

Основные понятия: видение, диалог, команда, коучинговая компания, коучинг поведенческий, лидерство, ментор, миссия, спонсорство, фасилитация, «харизматическое» лидерство.

4.1. Командообразование как фактор организационного развития

В современных условиях динамично меняющейся внешней организационной среды жизнеспособными являются такие организации, которые фокусируются на постоянном развитии системы, обучении персонала, освоении новых технологий взаимодействияи использовании адекватных стилей лидерства.

Основными строительными блоками организации являются команды. Совершенствование и увеличение эффективности различных команд внутри организации возможно через использование различных подходов к управлению персоналом. Одной из современных персонал-технологий, способствующих не только раскрытию внутреннего потенциала сотрудников, но и повышению эффективности совместной работы, является коучинг. Сущность коучинга и его значение для организации проявляется
в тех процессах, которые инициируются коуч-менеджером.

Какие возможности открывает командный коучинг в организации?

Командный коучинг обеспечивает достижение целей организации в минимальные сроки с оптимальным использованием ресурсов. В процессе коучинга происходит вовлечение участников в обсуждение общих проблем, задач, в обмен опытом, что позволяет взглянуть на ситуации
с позиции разных людей и разного жизненного опыта.

Коучинг команд может значительно оптимизировать процесс принятия решений и способствовать:

– созданию общего видения перспектив, постановке целей и выработке стратегий;

– нахождению консенсуса в спорных и конфликтных вопросах
и ситуациях;

– более открытому и заинтересованному обсуждению планов работы всеми участниками;

– более взвешенному и объективному принятию решений;

– проведению креативных процессов и разработке идей.

Современных руководителей, практикующих коучинг в управлении персоналом, называют коуч-менеджерами.

Коуч-менеджер повышает эффективность командного взаимодействия благодаря тому, что он:

– структурирует процесс обсуждения, помогает увидеть ситуацию с разных точек зрения;

– стимулирует максимальное использование потенциала каждого;

– даёт полезную беспристрастную обратную связь;

–способствует сплочению группы вокруг единых целей, созданию синергизма их действий;

– обучает эффективным формам взаимодействия между членами команды.

В работу команды могут быть включены люди из разных отделов и выполняющие различный функционал, чтобы стимулировать поиск свежих идей. Ресурсы и идеи всей команды применяются при составлении списка возможностей в ходе проведения мозгового штурма и выработки плана действий. Методом коучинга можно оценивать и саму эффективность командной работы. Можно использовать вопросы, подобные следующим:

• Какая часть задачи была для вас наиболее сложной?

• Сколько времени заняло её выполнение?

• С какими сложностями вы сталкивались во время совместной работы?

• Как бы вы изменили ход действий в следующий раз?

• Какая поддержка вам нужна?

• Как проявил себя каждый член команды?

Как развивается команда?

На пути от первого знакомства до слаженного сотрудничества каждая команда проходит несколько этапов развития. Начиная коучинг команды, важно знать об этих этапах и осознавать, на каком из них команда находится в данный момент.

Первая стадия командной работы, по Дж. Уитмору [12], – вхождение. Здесь люди определяют для себя, насколько они являются членами данной команды. Этот этап характеризуется всеобщим состоянием обес-
покоенности и замкнутости. В это время члены команды не очень продуктивны, поскольку сосредоточены на своих эмоциональных реакциях и опасениях. Тональность, в которой работает лидер, крайне важна на этом этапе, потому что вскоре она усваивается всей группой.

Когда большинство членов команды ассоциируют себя с ней, начинается вторая стадия – индивидуальная защита. На этом этапе складывается иерархия, происходит распределение ролей. Это соревновательный этап, борьба за «место под солнцем». Эта фаза развития может быть достаточно трудной и опасной для лидера, поскольку каждый из членов команды будет пробовать его «на прочность», предлагая те или иные вызовы. Чтобы справиться с этой ситуацией, лидеру важно допускать вызовы, а не закрываться от них, используя формальный авторитет. Эта стадия очень важна с точки зрения групповой динамики, поскольку помогает команде потренироваться в проявлении своей воли, прежде чем применить её к внешним обстоятельствам. Большинство команд,
к сожалению, так и остаются на этой стадии развития. Она сама по себе достаточно продуктивна, но коучинг позволяет выйти за пределы общей нормы и перейти на стадию сотрудничества.

Производительность команд достигает максимума на стадии сотрудничества. Достичь этой стадии можно, поставив согласованную цель её достижения. Раз команда ещё не на стадии сотрудничества, значит она где-то между стадией вхождения и защиты. Следует составить список возможностей и выбрать из него пункты для исполнения.

Какие навыки и умения
коуч-менеджер использует в работе с командой?

Одна из основных задач коуч-менеджера, работающего над развитием командного взаимодействия, – оптимизация групповых процессов через создание условий, способствующих повышению скорости и продуктивности деятельности членов команды. Для решения этой задачи руководителю важно развивать навыки фасилитации. Это позволяет создавать благоприятную атмосферу для проведения командного коучинга. Поэтому коуч-менеджер способствует совместной выработке правил взаимодействия и уделяет внимание следующим закономерностям:

1. Созданию эффективных отношений способствует открытость и доброжелательность.

2. Сосредоточится на выполнении работы легче в состоянии физического комфорта.

3. Чёткие инструкции и указания позволяют на начальном этапе снизить до минимума возможные страхи, ожидания и непонимание.

4. Необходимо привлекать к участию в работе всех присутству-
ющих, так как в команде любые идеи, мнения и точки зрения являются ценными.

5. У всех должны быть равные возможности в использовании группового времени. Обратная связь со стороны коуча позволяет, с одной стороны, активизировать нерешительных, с другой – сдерживать доминирующих участников группы.

6. Юмор является мощным инструментом общения, но требует осторожности.

7. Идеи, возникающие ситуации и события могут быть источником знания для каждого члена команды.

8. Одним из способов вовлечения людей в диалог являются вопросы – открытые, чётко сформулированные, короткие вопросы, заданные простым языком.

Методом коучинга можно оценивать и саму эффективность командной работы, используя специальные вопросы, позволяющие сделать обратную связь позитивной и более информативной.

Управленческая парадигма третьего тысячелетия предполагает развитие новых качеств у коуч-менеджеров. Зоран Тодорович (Zoran Todorovic) – президент компании и TNM Coaching (Швеция), имеющей представительства более чем в 15 странах мира, сертифицированный мастер-коуч Международной федерации, среди наиболее важных качеств выделяет следующие [11]:

1. Способность быть примером для других, а не просто экспертом:

· имеет насыщенную и полезную жизнь;

· имеет высокие стандарты;

· постоянно раздвигает собственные горизонты.

2. Создание свободной от проблем зоны, благодаря умению решать проблемы:

· решает проблемы по мере их появления;

· ожидает от работников такого продвижения вперед, что про-
блемы остаются позади;

· легко заряжается энергией и преодолевает трудности.

3. Владение всеми нужными инструментами, оснащением, системами, навыками и знаниями:

· обеспечивает опережение по квотам, срокам, проектам;

· имеет запас места и времени, чтобы не приходилось пороть
горячку;

· имеет договоренность с подчиненными быть для них коучем.

4. Работа с сотрудниками, которые открыты коучингу:

· все члены команды помогают друг другу в достижении наи-
лучших результатов;

· выстраивает свое общение в соответствии со стилем поведе-
ния каждого человека;

· ориентирован на взаимовыигрышную стратегию, а не просто
на достижение результата.

5. Отказ от управления как борьбы с риском поражения ради отношения к управлению как к игре:

· способствует росту персонала, инвестирует в него на кратко-
срочной и долгосрочной основе;

· учитывает личностный фактор;

· фокусирует внимание на совершенствование.

6. Понимание того, что персонал достигает наилучших результатов, когда цели его деятельности достаточно привлекательны:

· ощущает гордость от того, что команда достигает больших
результатов;

· высокое качество работы превращает в повседневное дости-
жение;

· свободен в выборе.

Таким образом, уровень развития профессиональных навыков и способностей менеджера является одним из основных факторов успешности взаимодействия в команде. Повышая уровень собственной компетентности, руководитель создает условия для развития профессиональных навыков своих сотрудников, увеличивая тем самым командный потенциал.

Что способствует взаимодействию в команде?

Основным ресурсом,за счет которого команда оказывается гораздо эффективней обычного коллектива, являются взаимопонимание и доверие. Это создает условия, при которых снижается возможность потери информации и существенно увеличивается скорость взаимодействий.

Взаимодействие в команде основывается на правилах, принима-
емых членами команды. Правила служат для того, чтобы каждый участник взаимодействия мог регулировать своё поведение. Совместная выработка модели поведения на период работы в команде под девизом
в духе коучинга «Каким должно быть сегодня наше сотрудничество?» более эффективна, чем предъявление готового образца поведения. Поэтому коуч способствует совместной выработке правил взаимодействия, которые учитывали бы следующие аспекты:

• активное сотрудничество;

• уважение иного мнения;

• регламент выступлений;

• свободное выдвижение идей.

Основой взаимодействия в команде является диалог, стимулирующий командное мышление. Коуч-менеджер является фасилитатором диалога и создает его контекст. Для выстраивания диалога целесообразно использовать следующие принципы:

1. Отношения между участниками диалога выстраиваются, исходя из принципа «равноправия», содействующего «коллективному поиску интуитивного озарения».

2. Общение фокусируется на конкретном предмете обсуждения.

3. Безоценочное принятие личности партнера.

4. Позитивный эмоциональный настрой участников взаимодействия.

5. Решение, вырабатываемое в процессе взаимодействия, удовлетворяет интересы и потребности всех сторон.

Для поддержания диалога в команде коуч-менеджер может использовать следующие приемы:

1. Пояснять ход своих мыслей:

• говорите о том, как вы пришли к вашей точке зрения,
и зрительно усиливайте все ее аспекты;

• говорите об идее, которая больше вашей идеи. Просите людей
переходить от оценки к восприятию.

2. Содействовать другим высказывать иные точки зрения:

• активно спрашивайте о точках зрения других людей;

• суммируйте и делайте повторы (снова проговаривайте
их мысли).

3. Время от времени говорить о том, что рассматриваемый план действий является всего лишь набором предположений.

4. Укрупнять до более широкой перспективы контекст диалога, задавая вопросы: «что здесь важно? это является примером чего? что могло бы здесь изменить ситуацию?».

5. Направлять внимание участников на практическую значимость высказываемых предложений.

6. Использовать разнообразные методы для того, чтобы мотивировать генерирование идей и поиск информации.

Итак, командный тип взаимодействия способствует развитию организации, так как именно в команде есть понимание целей организации и стремление к их достижению. Высокий мотивационный потенциал сотрудников обеспечивает не только командное взаимодействие, но и приверженность миссии и видению организации.

4.2. Коучинг команд в воплощении видения и миссии организации

Для успешного развития организации необходимо чёткое понимание её желаемого состояния в будущем, видение её долгосрочных целей: продукция и услуги, которые компания планирует производить
и продавать; рынки, на которых планирует работать; способы выхода на эти рынки; технологии и оборудование, необходимые для обеспечения выпуска продукции или оказания услуг; политика финансирования и управления капиталами и самое главное – убеждения и принципы, разделяемые персоналом компании.

Видение – это долгосрочная цель, стремление к которой объединяет всех последователей лидера. Оно должно быть реальным, позитивным и вдохновляющим, а его основа – не только коммерческой, но и гуманистической. Коммерческая составляющая видения стимулирует физическую и умственную работу сотрудников, в то время как гуманистическая составляющая захватывает их сердца и души.На основании видения и учитывая потребности внешней среды, формулируется миссия, как смысл существования и деятельности организации. Видение представляет собой четкий образ того, чем может стать организация,
а также пути, ведущие в этом направлении.

Миссия – краеугольный камень организационной политики. Однако очень часто миссию путают с целью, представляя ее какой-то суперглобальной надцелью, величайшей целью. Коуч-менеджеру необходимо видеть в своей деятельности пользу не только для себя и своей организации (эту пользу обеспечивает достижение цели), но и пользу общественную, выгоду, которую организация приносит всему обществу. Таким образом, миссия – цель организации с точки зрения общественной выгоды.

Зачем организации миссия?

Формулировка миссии – это результат серьёзной работы управленческой команды. Хорошо сформулированная миссия способствует решению по меньшей мере трёх задач управления:

1. Миссия заставляет руководство систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и её конкурентов, определением возможностей и угроз и на этой основе повышать общую эффективность своей деятельности.

2. Миссия, которую знают и разделяют работники компании, способствует лучшей интеграции людей в единое целое, повышению уровня приверженности и мотивации персонала и лучшему взаимодействию между руководителями и подчинёнными на разных уровнях.

3. Миссия способствует формированию хорошего имиджа организации у потребителей, поставщиков, деловых партнёров и инвесторов.

На сегодняшний день большинство российских компаний не имеют чётко сформулированной миссии. Для того чтобы управленческая команда и персонал организации были готовы работать на долгосрочные цели, они должны понимать и принимать тот смысл, который заложен в самом существовании данной компании. В команде коучинг помогает созданию общего видения и принятию ответственности за его реализацию.

Реализация стратегии, в которой зафиксированы долгосрочные цели, будет невозможна без согласованной работы руководящего состава и поддержки всего персонала.

Таким образом, коллектив людей действует как команда, когда
у него:

– есть миссия и ценности,

– они осознанны,

– они функционируют как рабочий инструмент.

Существуют различные способы формулирования миссии. На наш взгляд, наиболее эффективным является способ, сочетающий в себе не только рациональный, но и эмоциональный аспекты и включающий следующие требования к формулировке:

1. Миссия естественным образом мобилизирует и активизирует. Миссия должна идти впереди наподобие флага!

2. В формулировку нужно включать такие слова, которые заставят человека почувствовать прилив энтузиазма.

3. Она должна демонстрировать некие уникальные черты. Чем мы реально отличаемся? Чем отличается наша корпоративная индивидуальность?

4. Формулировка миссии способна выполнять задачу поддержания гибкости организации тогда, когда в ней содержится само определение гибкости.

5. Формулировка миссии разрабатывается с таким расчётом, чтобы продемонстрировать взаимоотношения между Индивидуальностью, Видением, Ценностями и Способностями.

6. Чем больше конкретики содержит формулировка миссии, тем больше она может помочь организации в удержании выбранного курса.

7. Миссия также подразумевает ответ на вопрос «Что мы намерены сделать для нашего сообщества?». Она отражает преимущества и ценности.

8. Сильная формулировка миссии должна отражать основные ценности, отражать основную сферу компетентности, устанавливать основные услуги и определять «Потребителя».

Миссия может стать мощным мотивационным фактором только
в том случае, если она принимается и разделяется всеми сотрудниками, членами команды. Люди приходят на работу не для того, чтобы реализовать цели компании или отдела. Они приходят реализовывать свои собственные цели. Коуч-менеджер способствует пониманию того, что, реализуя цели команды, всей организации, человек может реализовать
и свои собственные цели. Основной инструмент коучинга – это личностное взаимодействие на смысловом уровне [7].

В ходе коучинга происходит осознание смысла, определения личных приоритетов и принятия ответственности. Коучинг – это форма социального взаимодействия, позволяющая людям осознать и принять ответственность. Другие формы взаимодействия, где ответственность принимается добровольно, нам неизвестны.

4.3. Лидерство в организациях, использующих коучинг-подход

Суть лидерства заключается в способности создавать видение и вдохновлять определенную группу людей на действия. Лидерство, основанное на партнерстве и содействии, имеет важнейшее значение в наше время, и чтобы овладеть им, нужно овладеть новым стилем менеджмента и лидерства, таким, как коучинг. В коучинге в качестве модели лидерства используются логические уровни Р. Дилтса [3].

Какие поведенческие модели и убеждения
соответствуют каждому уровню?

Р. Дилтс выделял следующие роли лидерства: руководитель, или опекун, тренер, учитель, ментор, или наставник, и спонсор.

1. Руководитель, или «опекун», осуществляет управление на уровне внешнего контекста. Он руководствуется следующими убеждениями:

· Люди имеют все необходимые способности для успеха.

· В достаточно безопасных условиях люди обязательно обна-
ружат и используют ресурсы, необходимые для достижения
своих целей.

· Располагая надлежащим руководством и инструментами,
сотрудники смогут использовать собственные ресурсы, чтобы
найти свой путь и добиться желаемого результата.

Типичный стиль такого лидерства – «управление исключением», при котором коуч-менеджер вмешивается только тогда, когда возникает проблема или когда клиенты в чем-то нуждаются, обеспечивая поддержку в форме коррекции окружения или определенной информации.

2. «Тренер» управляет на уровне деятельности, осуществляет так называемый поведенческий коучинг. Основные убеждения этого уровня:

· Люди обладают способностями, которые они должны полно-
ценно реализовать. Эти способности могут быть выявлены
с помощью соответствующего поощрения и необходимой
информации со стороны коуча.

· Сотрудник естественным образом улучшит свои результаты,
если ему предоставить соответствующую поддержку и обрат-
ную связь.

· Каждый человек в чем-то лучше всех остальных людей. Полу-
чая соответствующую поддержку и обратную связь, он пока-
жет лучшее, на что способен.

· Если люди будут лучше осведомлены о том, что они уже
умеют делать хорошо, они с легкостью разовьют свои способ-
ности.

· Сотрудники будут развиваться и улучшать свои результаты,
если начнут прилагать дополнительные усилия и получать
положительную обратную связь за свои старания.

Этот стиль лидерства основан на вознаграждении и поддержке.

3. «Учитель» управляет на уровне обучения, развития способностей. Руководитель этого уровня ориентируется на следующие установки:

· Каждый способен к научению.

· У меня есть вопросы и идеи, способные пробудить и вдохно-
вить других.

· Меня также могут обогатить и вдохновить идеи и вопросы
другого человека.

· Процесс развития способностей человека всегда внутренне
мотивирован.

· Людям будет легче учиться, если всегда хвалить их инициативу.

· Люди всегда учатся индивидуальным способом и с индивиду-
альной скоростью, и это наилучший для них способ обучения.

· Этот человек способный. Он заслуживает того, чтобы я пере-
дал ему свои знания и уделил ему достаточно внимания.

· Этот человек сможет с пользой применить любые полученные
от меня знания или информацию и сделает это наилучшим для
него способом.

Наиболее общий стиль лидерства «учителя» – это интеллектуальная стимуляция. Интеллектуальная стимуляция включает поощрение поиска людьми новых точек зрения и пересмотра своих представлений. В результате происходит осмысление старых проблем и ситуаций новыми способами. Интеллектуальное моделирование подчеркивает значение интеллекта, рационального мышления и внимательного подхода
к решению проблемы. Руководитель в роли «учителя» делает акцент на том, как учиться.

4. «Ментор» управляет на уровне ценностей и убеждений. Для него определяющими убеждениями являются следующие:

· Если люди чего-то хотят и в достаточной степени верят
в возможность этого, они найдут способ сделать так, чтобы
это случилось.

· Самое важное, что я могу сделать, – это помочь людям пове-
рить в себя и ценить то, что они делают.

· В сущности, все люди настроены позитивно. Наличие соот-
ветствующих ценностей и убеждений – основа способности
выразить позитивные намерения наиболее эффективным
и экологичным образом.

· Этот человек сможет естественным образом установить при-
дающие силы убеждения и соответствующие ценности с по-
мощью моих советов и внимания.

· Один из лучших способов дать совет другим – стать дейст-
венной ролевой моделью.

Стиль лидерства при менторстве – вдохновляющее лидерство. Воодушевление людей включает создание мотивации и поощрение действий с полной самоотдачей. Руководитель в роли «ментора» подчеркивает ценности, придающие силу убежденности в будущих возможностях.

5. «Спонсор» управляет на уровне идентичности. Он руководствуется следующими убеждениями:

· В основе своей люди позитивно настроены.

· Мое присутствие и пристальное внимание, а также моя способ-
ность «видеть» других людей помогут естественным образом
высвободить их наиболее глубокий потенциал.

· Человек, с которым я нахожусь рядом, дорог мне. Он – важное
и ценное существо. Он стоит моего внимания и признания.

Стиль лидерства «спонсора» – индивидуальный подход. Он предполагает сосредоточение внимания скорее на потребностях и потенциале человека, чем на задаче. Это включает персональное внимание к сотруднику и отношение к нему как к уникальному человеку.

Самый высокий уровень лидерства, по Р. Дилтсу, надперсональный, духовный. Этому уровню соответствуют следующие убеждения:

· Все люди по сути своей ценны, и их нужно принимать
такими, какие они есть.

· Каждый выбирает лучшие варианты из тех, которые
он считает доступными.

· Никто не смог бы реагировать на любую ситуацию в прошлом
иначе, чем он это сделал.

· Однако люди полностью свободны выбрать, как реагировать
в каждый момент.

· Люди ограничивают восприятие вариантов действий привыч-
ным образом мышления.

· Если люди знают, что они ценны и их принимают такими,
какие они есть, они будут видеть больше вариантов действий,
делать правильный выбор и, таким образом, получат возмож-
ность развиться в любом направлении.

Стиль лидерства этого уровня – «харизматическое» лидерство. Лидеры этого уровня имеют видение и миссию, что дает понимание цели. Харизматические лидеры – образцы для подражания, за которыми хотят следовать другие люди. Их конгруэнтность и целостность помогают им завоевать уважение и доверие других людей.

Что нужно сделать, чтобы создать коучинговую компанию?

Представляет интерес проведенный западными исследователями детальный анализ ряда компаний, добившихся серьезных успехов и сумевших удержаться на рынке в течение продолжительного времени
(15 лет). Длительность пребывания на рынке свидетельствует о наличии определенной политики, позволяющей компании сохранять свое положение. В результате исследований был выявлен простой механизм перевода компании из разряда хороших в разряд великих (коучинговых). Вот его основные компоненты:

· Уровень руководства («Руководители пятого уровня»).

· Расстановка приоритетов, создание команды («Сначала „кто“,
затем „что“»).

· Дисциплинированность мышления («Смотреть суровым фактам
в лицо, но все же не терять веры»).

· Концепция стратегического планирования («Концепция ежа»,
или «три пересекающихся круга»).

· Ответственность сотрудников («Культура дисциплины»).

· Целесообразность использования новых технологий («Техноло-
гии как акселераторы»).

Кто такие руководители пятого уровня?

Управление в организациях в стиле коучинг определяется уровнем развития и степенью реализации компетенций самого руководителя.
В своей работе «От хорошего к великому» Дж. Коллинз [5] анализирует результаты масштабных исследований, проводившихся на протяжении пяти лет, по изучению ряда элитных компаний, совершивших прорыв
к выдающимся результатам и сохранявшим достигнутый уровень еще не менее 15 лет. В ходе строгого отбора из почти полутора тысяч фирм и предприятий в итоге были определены всего 11 мировых компаний-лидеров. Одним из важнейших факторов успеха названо наличие в компании руководителя определенного типа.

На первом уровне от руководителя требуется быть высоким профессионалом, то есть вносить свой вклад в дело через активное использование специальных способностей, полученных знаний, опыта, технологий эффективной работы. На этом уровне позиция руководителя подразумевает роль эксперта и коуча и требует, прежде всего, эффективной коммуникации.

Второй уровень лидерства обеспечивает эффективное членство в команде, то есть умение работать в коллективе, добиваясь не личного результата, а используя взаимодействие с другими людьми. С точки зрения социально-психологических умений второй уровень лидерства обеспечивается коммуникативной компетентностью. Эта компетентность является базовой для лидера, поскольку именно слова и язык тела, организованные (хорошо или плохо) в речь, исполняют роль орудия труда в деятельности по управлению другими людьми. Лидер гармонизирует не только свое деловое общение с другими людьми, но и взаимодействие людей друг с другом.

Третьему уровню лидерства соответствует «компетентный менеджер». Менеджерскаякомпетентность опирается на авторитет должности и по отношению к подчиненным проявляется в эффективном и грамотном использовании руководителем тех властным полномочий, которыми его наделила организация. Лидер не только имеет право, но и должен регулярно мотивировать и стимулировать работу подчиненных: ставить цели и отдавать распоряжения; проводить собрания и совещания; контролировать; критиковать в случае ошибок и корректировать действия; оценивать работу и поощрять успех. Своим личным использованием власти руководитель мотивирует. Отдавая распоряжение, контролируя, критикуя, он вносит не только функциональную составляющую, связанную с результатом, но и личную. Компетентность в данных инструментах руководства подразумевает, с одной стороны, владение эффективными коммуникативными навыками, усвоенными ранее в качестве члена команды, а с другой – отчетливое понимание структуры и содержания необходимого инструмента руководства, учитывая конкретную деловую ситуацию. Настоящий лидер должен владеть всем набором данных инструментов; применять их сознательно, а не импульсивно; взаимодействуя с подчиненным, понимать, какой инструмент руководства и с какой целью он в данный момент использует.

Четвертый уровень. Привлекательным на этом уровне является личное отношение лидера к информации, чувства и эмоции, которые он выражает, и, наконец, личная убежденность и уверенность. В условиях избытка информации и дезориентации в многочисленных источниках знания лидер создает островок спокойствия и уверенности, своеобразную точку отсчета информационных координат. Поэтому в структуре психологических свойств, обеспечивающих лидерство, решающее значение приобретает эмоциональный интеллект, сложное психологическое образование, которое создает эффект притягательности и формирует вокруг лидера группу добровольных сторонников. Лидер, проявляя свой эмоциональный интеллект, создает положительное отношение, потому что, опираясь на внутренние мотивы других людей, он умеет задействовать их личные мотивы. Лидер четвертого уровня, основываясь на межличностном авторитете, создает возможность для реализации личных целей, личных мотивов. В глазах других людей, и не только подчиненных, лидером является тот, за кем люди готовы добровольно идти туда, куда бы, если бы даже и захотели, они не решились бы пойти в одиночку.

Дж. Коллинз выделил лидерство пятого уровня. «Руководители пятого уровня реализуются не через собственный успех, а через достижение большей цели – создание великой компании... Они исключительно честолюбивы, но их честолюбие относится в первую очередь к компаниям, которыми они управляют, а не к ним самим» [5, с. 303].

Основное, что характеризует такого руководителя, – это скромность, воля (непоколебимая решимость сделать то, что должно быть сделано), фанатическая приверженность компании, воспитание достойного преемника (то есть сильного руководителя, который сам является или станет руководителем пятого уровня), высокий уровень ответственности.

В отношении ответственности используется очень яркий образ окна и зеркала: руководители пятого уровня смотрят в окно, чтобы приписать успех факторам, которые не имеют к ним отношения, когда все идет отлично. Когда же они не могут определить конкретного человека или событие, они списывают все на удачу. В то же время они смотрятся в зеркало, когда говорят об ответственности, никогда не списывая свои проблемы на невезение.

Интересен тот факт, что большинство руководителей пятого уровня выросло из своих компаний, а не приглашалось со стороны. Основной парадокс в том, что при первом наблюдении такие руководители не демонстрируют качест

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.