Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изменчивость перцептивной организации



Упорядоченность и стабильность, накладываемые перцептивными процессами на сенсорные данные, в лучшем случае являются делом времени. Любое сен­сорное поле, если оно пристально рассматривается достаточно длительное время, начинает изменяться на наших глазах, обнаруживая свой действительно неоднозначный характер. Когда сенсорная информа­ция нарочито делается двусмысленной, как, напри­мер, в случае обращающихся фигур, эта тенденция становится просто более отчетливой. Можно рассмат­ривать любой сенсорный объект как потенциально способный вызывать множественную перцептивную организацию. В большинстве "нормальных" случаев восприятия один из способов организации безраз­дельно доминирует над остальными, благодаря либо врожденным, либо приобретенным механизмам, либо и тому и другому вместе. Когда я смотрю на портрет деда, висящий на стене, имеется крайне высокая вероятность того, что произойдет специ­фическая организация восприятия и в силу ее высо­кой вероятности она останется неизменной продол­жительное время. Однако даже лицо деда через не­сколько минут начинает испытывать неожиданные трансформации.

Посмотрите пристально некоторое время на рис. 7, А. В отличие от лица деда этот объект с само­го начала двусмыслен; первое, что вы видите, - это фигуру, напоминающую вазу, затем что-то, похо­жее скорее на двух полных дам, поглощенных светс­ким разговором, затем снова вазу и т. д. Как сенсор­ная, информация этот зрительный объект почти в одинаковой степени ассоциируется с этими двумя альтернативными организациями. Мы можем специ­ально изменить вероятностные отношения в этой си­туации. Если, как показано на рис. 7, Б, мы прида­дим вазоподобной области различительные метки, что, кроме всего прочего, увеличит ее "вещный ха­рактер", то переход ко второму способу организа­ции затруднится. Если же, как это показано на рис. 7, В, мы сделаем осмысленные лица из двух вне­шних областей, то близнецы возьмут верх над вазой. Эти манипуляции мы производили с самой сенсор­ной информацией. Но мы можем также изменить пер­цептивные вероятности, меняя значения, отноше­ния, смысл для наблюдателя. Шафер и Мэрфи (1943), например, показали, что поощрение и наказание могут надежно определить, какая из двух обращаю­щихся фигур будет восприниматься.


Рис. 7. Изменение отношений фигура - фон:
А - поле без дополнительных влияний: появление "вазы" и "лица" почти равновероятно; Б- "ваза" как фигура сделана более вероятной; В - более вероятной фигурой сделано "лицо"


Рис. 8. Кинефантоскоп Майлса. Вращение ме­таллического флюгера позади освещенного экрана со­здает непрерывно изменяющуюся теневую форму, которая повторно проходит показанный выше цикл изменений. При этом возможны меняющиеся спосо­бы восприятия (Вальтер Майлс, 1931)

Неоднозначность не ограничивается только аль­тернативой между двумя конкурирующими органи­зациями. Могут быть созданы такие зрительные си­туации, которые будут вызывать большое число раз­личных перцептивных организаций примерно с оди­наковой вероятностью. Майлс (1931) предложил ус­тановку, названную им кинефантоскопом: отчетли­вая тень вращающейся горизонтальной металличес­кой полосы проецируется на экран, и зрительная последовательность, изображенная на рис. 8, повто­ряется неограниченное время. Наблюдатель может видеть "две руки, протягивающиеся к нему", затем вдруг "две руки, машущие от него", затем "нечто, вращающееся по часовой стрелке", после чего бру­сок, "растягиваемый и сжимающийся", потом опять "машущие к нему руки", затем "дыру в белой про­стыне", "открывающуюся и вновь закрывающуюся" и т. д. Эти многочисленные возможности легко под­вергаются влиянию подсказки: если наблюдатель мо­нотонно повторяет: "машут к...к...к...", "машут от...от...от... и т.п.", то характер воспринимаемого дви­жения обычно подстраивается к такому самовнуше­нию. Харроувер (1939) показала, что люди с мозго­выми поражениями обычно менее гибки и в мень­шей степени подвержены влиянию осмысленной оценки стимульных вероятностей. Она использовала плоские обращающиеся фигуры, подобные тем, ко­торые приведены на рис. 7. Выводы, полученные при этом для стойкости социального восприятия, заслу­живают детального экспериментального исследования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.