Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выделение фигуры из фона



Почему, как образно выразился Коффка, мы видим вещи, но не дыры между ними? Когда я про­тягиваю руку с распростертыми пальцами и смотрю на нее, рука, конечно, выглядит фигурой, вещью, а различные другие объекты в поле зрения становятся бессмысленными, слитными в невыразительную аморфную массу, которую мы и называем фоном. В исключительных обстоятельствах мы способны ви­деть "дыры" так, как если бы они вдруг стали фигу­рой, например, когда через темную массу скал ви­дится пронзительно яркий кусок голубого неба; од­нако мы подозреваем, что в таких случаях многие факторы, нормально связанные с фигурами, пере­носятся на то, что обычно выступает как фон. В обыч­ном видении нашего трехмерного мира имеется це­лый ряд чисто физиологических факторов, содей­ствующих выделению того, что фиксируется. "Вещь", на которую мы смотрим, видится как единичная, тогда как объекты, расположенные ближе и дальше в поле зрения, выглядят как неясно двоящиеся; ак­комодационный механизм настраивается на поверх­ность веши, на которую мы смотрим, и это делает зрительно ясным один объект за счет других. Но су­ществует много других сил, обеспечивающих разли­чие фигуры и фона, и большинство их наилучшим образом может быть проиллюстрировано на двухмер­ных формах (возможно из-за этого передача научных идей в нашей культуре осуществляется большей ча­стью через посредство плоских поверхностей книж­ных страниц).

В процессе образования фигуры прежде всего на­ходят общее выражение уже изученные нами феноме­нальные законы группировки. Чем ближе друг к другу эле­менты, образующие фигуру, тем легче она может быть изолирована. Фактическим доказательством этого мо­жет быть то обстоятельство» что системы звезд, полу­чившие наименования, содержат звезды, расположен­ные близко друг к другу, и не содержат тех, которые не составляют часть общей конфигурации.

Аналогично, чем больше сходство между элемен­тами, образующими фигуру, тем легче она воспри­нимается как таковая. Другой параметр стимуляции, еще не обсуждавшийся нами как образующий целост­ность, - контраст: при прочих равных условиях, чем сильнее контраст между элементами фигуры и фона (либо по яркости, либо по цвету или форме), тем легче образуется фигура. То же справедливо в отно­шении непрерывности и замкнутости: чем более лег­ко элементы, образующие фигуру, следуют законо­мерным и зрительно предсказуемым направлениям, чем более они образуют замкнутые пространства, тем с большей легкостью возникают фигуры. Осмыслен­ность является еще одним определяющим фактором. Если просвечивающие сквозь скалы куски неба име­ют характер знакомой формы: профиля, животно­го, привычной геометрической формы, - они с боль­шей готовностью приобретают качество фигуры.

Как правило, большинство "хороших" фигур, подобно черному кругу на белом фоне, сочетает в себе все эти качества организации: части фигуры плотно скомпонованы (близки), в высокой степе­ни сходны и отделены резким контрастом от частей фона; их контуры непрерывны и правильны по фор­ме; кроме всего, они представляют привычные фор­мы как целые.


Рис. 6. Иллюстрация двойственного изображе­ния меняющихся фигуры и фона

Каковы феноменальные характеристики, разли­чающие фигуру и фон? Рубин (1915, 1921), исполь­зуя перевертывающиеся изображения фигуры и фона, подобные тем, которые приведены рис. 6 и рис. 7, выделил следующие различия.

1. Части фигуры имеют характер объекта или "вещи", фон же относительно аморфен и имеет ха­рактер материала или субстрата.

2. Части фигуры кажутся лежащими феноменаль­но ближе к наблюдателю, чем фон; хотя этот про­странственный эффект не первый по значению, он вполне отчетлив, так что фигура кажется лежащей поверх фона. В самом деле, когда обратимые фигуры перевертываются, нередко возникает впечатление движения назад и вперед в третьем измерении.

3. В соответствии с этим пространственным эф­фектом фон кажется непрерывно простирающимся за фигуру, приводя к тому, что Коффка называл "двой­ственной репрезентацией". Так, часть географичес­кого поля, представляющаяся нам как фигура, в пси­хологическом поле выступает дважды: один раз как поверхность фигуры и второй - как (подразумевае­мая) поверхность фона.

4. Контуры воспринимаются принадлежащими фи­гуре, а не фону. Это еще одно отчетливое впечатле­ние, которое возникает при восприятии переверты­вающихся фигур (см. рис. 6). Хотя каждый контур яв­ляется общим для обеих возможных фигур, он как бы "прилипает" к той части поля, которая выступа­ет в данный момент как фигура.

Коффка (1935) приводит множество примеров этого эффекта, высказывая мнение о том, что эта "односторонность" контуров является важным аспек­том формообразующих процессов в восприятии.

Выводы Рубина получили подтверждение и раз­витие в работах Уивера (1927). Используя черные фигуры на белом фоне и ограниченное время экс­позиции (при помощи тахистоскопа Доджа), он до­полнительно обнаружил, что:

5. В то время как фигура имеет вполне определен­ную локализацию в пространстве и структуру поверх­ности, фон плохо локализован и обладает поверхно­стью "пленки". Уивер нашел также, что при посте­пенном увеличении длительности экспозиции раз­личные характеристики фигуры (контур, форма, вы­ступы и т. д.) обнаруживаются с различным успехом. Становление контура является необходимым усло­вием любого феноменологического опыта в отно­шении фигуры. Кроме того, как уже отмечалось, восприятие фигуры облегчается наличием "хорошей" формы, а также фактором осмысленности (Эренштейн, 1930). Особенно интересным в наблюдениях Рубина (1921) было то, что испытуемые с трудом узнавали конфигурации стимулов, если отношения фигуры и фона были перевернуты. Обычной иллюс­трацией этого факта может служить вид знакомой карты, на которой массы воды и земли закрашены противоположным образом, а также рассматривание негативов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.